Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:10, курс лекций

Описание работы

Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях "личность - коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) - общество - государство". Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией.

Работа содержит 1 файл

Лекционный комплекс КП зс +.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

Граждане  государства также бывают неодинаковы  по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие "ассоциированный гражданин". Это лица, относящиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству.

После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского союза, сохраняя национальное гражданство.

Существуют  два основных способа приобретения гражданства: по рождению - филиация (от латинского слова "филиус" - сын) и  натурализация - прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания:

право крови и право почвы.

Существуют  и другие, менее распространенные способы приобретения гражданства. К их числу относятся: оптация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством, когда лицо может оставить прежнее гражданство или выбрать новое, как это было, например, в Алжире после достижения им независимости в течение трех лет после 1962 г.); трансферт (переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора, что бывает редко, но имело место в некоторых государствах после второй мировой войны); регистрация (она предполагает упрощенный порядок приобретения гражданства, если родители данного лица были или являются гражданами страны); восстановление гражданства (для бывших граждан данного государства). Эти способы также представляют собой индивидуальные (например, оптация) или коллективные (трансферт) разновидности натурализации.

Возможны  два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. Выход из гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом. Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица. Новейшие конституции многих стран запрещают лишать гражданства. Утрата гражданства происходит также в результате оптапии трансферта и др., в некоторых из этих процедур есть элементы добровольности, в других - принудительности.

Экстрадиция (выдача лица от одного государства  другому для следствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступления против другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд..

Гарантии  конституционных прав граждан зависят  от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени  независимости судебной власти, от соразмерности установленных законом  ограничений и других факторов. Эти  гарантии принято подразделять на экономические, политические и юридические. В странах рыночной экономики (в том числе социально ориентированной) экономическим и политическим гарантиям в конституционном праве уделяется мало внимания, акцент делается на детально разрабатываемых юридических гарантиях. Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства. В новейших конституциях говорится об основных средствах юридической защиты прав. Среди них уже названные нами формы обращения в суд, роль судьи в защите конституционных прав, роль президента как гаранта этих прав, деятельность омбудсмана (уполномоченного по правам человека).

Конституции и законы предусматривают разные способы осуществления основных прав: явочный порядок, заявительный порядок, разрешительный порядок, режим судебных санкций.

В демократических  государствах их органы и должностные  лица обязаны содействовать гражданам  в осуществлении ими своих  конституционных прав. Конкретные формы  такого содействия установлены специальными законами.

Конституционные права могут защищаться самими гражданами (на пример, жалоба в административные органы, обращение к средства массовой информации, необходимая оборона при покушении на неприкосновенность личности), объединениями граждан, их общественными организациями (например, защита профсоюзами с помощью забастовок, конституционного положения о справедливом вознаграждении труда), а также различными государственными органами (например, прокуратурой). Особое значение имеет судебная защита конституционных npaв граждан.

Положения о правах граждан, записанные в конституции, являются непосредственно действующим  правом. С иском относительно их нарушения можно обращаться прямо  в суд. Суд не вправе отказаться рассматривать  дело под предлогом неясности  или отсутствия закона.

Защита конституционных прав граждан - специальная обязанности конституционных судов и иных органов конституционного контроля Гражданин может непосредственно обращаться в орган конституционного контроля для защиты своих прав. Наконец, он может обращаться и  международные органы (например, в Комитет ООН по правам человека, или в международные суды (например, в Европейский суд в Страсбурге) если государство является участником соответствующей международной конвенции, и если исчерпаны все возможные способы защиты прав внутри  своего государства.

 

Тема 5. Конституционные принципы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества

1. Конституционные  принципы экономической структуры  общества 

2. Конституционные  положения о социальной структуре общества

3. Конституционные  принципы политической системы 

4. Конституционные  принципы духовной жизни общества  

Классификация зарубежных стран по уровню социально-экономического развития и характеру политического  строя. Более 200 стран, существующих в  мире, сильно отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития и характеру политического строя. Конституционное регулирование экономических отношений включает вопросы собственности, труда, распределения и др. Современные конституции содержат специальные разделы или главы, посвященные этим вопросам (гл. 3 "Об основных принципах экономической и социальной политики" конституции Испании 1978 г., разд. 7 "Об экономическом и социальном порядке" конституции Бразилии 1988 г. и т.п.).

Конституционное регулирование исходит из существования двух разных моделей экономики: рыночной, или либеральной (в демократических странах), и огосударствленной, или тоталитарной (в частности, странах тоталитарного социализма). В последние десятилетия, однако во многих капиталистических государствах, особенно там, где длительное время у власти находились социал-демократические партии, утвердилась модель социально ориентированной рыночной экономики.

Конституции, строящиеся с учетом рыночной модели экономики, устанавливают равноправие всех видов собственности - государственной, частной, муниципальной, хотя правовой режим различных видов не совсем одинаков. Провозглашается свобода предпринимательской деятельности; вмешательство государства в рыночные отношения ограничивается общественно необходимыми целями. В этих конституциях обычно говорится о неприкосновенности собственности (хотя тезис о "священной" собственности в новейших конституциях не используется). Однако современные основные законы все чаще отходят от идеи абсолютно неприкосновенности собственности и закрепляют иной подход: концепцию социальной функции частной собственности.

В конституциях ряда стран говорится о необходимости  защиты от "несправедливой эксплуатации" (основные законы Индии 1949 г., Перу 1979 г. и 1993 г., Бразилии 1988 г., Нигерии 1989 г. и др.).

В современных  капиталистических странах осуществляется государственное регулирование  экономики. Конституционные положения  о планировании содержатся лишь в  немногих новых конституциях (Бразилии, Испании, Португалии и др.), да и то они с течением времени иногда исключаются из них (например, в 1959 г. из конституции Португалии изъяты нормы о принципах демократического планирования экономики, равно как и положения об обобществлении средств производства, недопущении монополий и латифундий)..

Новые конституции буржуазных стран придают  большое значение роли труда, иногда объявляя его основой общества. На деле, однако общественный продукт  распределяется не столько с учетом количестве и качества труда, сколько  в соответствии с размерами частной собственности (в акционерных компаниях - по акциям, с учетом банковских вкладов и т.д.).

Конституции стран тоталитарного социализма отвергают равноправие различных  видов собственности, а государство  проводит неодинаковую политику по отношению к ним: общественная собственность пользуется преимуществами, ее государственная форма считается высшей формой собственности и подлежит особой правовой защите.

§ 2. Конституционные  положения о социальной структуре  общества

Конституции стран либеральной экономики обычно не говорят о классовой структуре общества. Хотя в отдельных из них (Ирландии 1937 г., Чили 1926 г. и др.) были упоминания о классах, но обычно говорилось об отсутствии каких-либо привилегированных классов.

Концепции общественного развития в странах тоталитарного социализма и прежних государствах социалистической ориентации многие десятилетия исходили из тезиса о классовой борьбе. Законодательство постсоциалистических стран запрещает пропаганду классовой борьбы, разжигание классовой, национальной, религиозной и иной розни.

Термин "политическая система" был введен в конституционное право болгарской конституцией 1971 г., которая закрепляла некоторые принципы "социалистической политической системы". Политическая система традиционно является объектом изучения конституционного права, хотя длительное время изучались лишь ее отдельные стороны и только в последние два десятилетия она стала объектом изучения как комплексный конституционно-правовой институт.

В конституциях стран тоталитарного социализма и бывших стран социалистической ориентации содержатся положения о характере самой системы, о природе государственной власти (диктатура пролетариата, революционно-демократическая диктатура народа, власть патриотического блока и т.д.), об однопартийной (в большинстве стран) системе или о возможности создания других партий (на деле они не играют самостоятельной роли, примыкая к правящей партии), о руководящей роли коммунистической или (в странах социалистической ориентации) революционно-демократической партии, о роли массовых общественных организаций как форме участия народа в решении государственных задач, о развитии демократии как закономерности политической системы, о демократическом централизме как основном методе организации и деятельности государственного аппарата, правящей партии, общественных организаций, с "социалистической" (революционно-демократической) законности, с марксистско-ленинской идеологии.

В конституциях капиталистических стран и стран, развивающихся по капиталистическому пути, также содержатся положения, относящиеся к политической системе. В них провозглашается власть народа. В капиталистических и развивающихся странах теперь обычно провозглашается политический плюрализм, но в отдельных развивающихся странах господствующей, а порой и единственной, провозглашена определенная идеология, например панча-сила в Индонезии, исламские ценности, "исламский социализм" и др. Ранее обязательная идеология (например, мобутизм в Заире) провозглашалась во многих странах капиталистической ориентации в Африке; предусматривалось создание единственной всеобъемлющей "партии-государства" (ее членами объявлялись все жители страны). 

Тема 6. Правовое регулирование создания и деятельности политических партий, общественных организаций и движений

1. Основы и пределы правового регулирования общественных объединений

2. Правовое  положение политических партий  

В соответствии с конституционным правом на объединение  граждане, а иногда и неграждане создают множество различных  объединений: политических партий, общественных организаций, массовых движений, организаций и учреждений общественной самодеятельности и общественного самоуправления. В конституционном праве изучаются лишь те объединения публичного характера, главной целью которых служит не извлечение прибыли, а участие в общественной жизни, в политике, в борьбе конституционными средствами за государственную власть, в давлении на нее. В отдельных странах даже религиозные движения в какой-то мере участвуют в политике, хотя конституции содержат положения об отделении церкви от государства (например, в Польше). К тому же законодательство разных стран неодинаково: в одних, например в Болгарии, неполитическим объединениям не разрешено заниматься политической деятельностью - для этого создаются партии; в других, например в странах тоталитарного социализма, законодательство предписывает активное участие профсоюзов и других объединений в политике.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран