Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в российской Федерации……………………………………………….6
Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ……………………………………………………………………...6
Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……………………………………………………………9
Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………….13
Глава 2. Конституционно-правовая регламентация статуса беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………….16
2.1. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………….16
2.2. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………………..20
2.3. Проблемы самозащиты беженцев и переселенцев………………………23
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-КОНСТ.ПРАВО.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Кафедра Конституционного и муниципального права

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: Конституционное право

Тема: Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

 

 

 

Выполнил           Петрова Мария Александровна

  (Ф.и.о. студента)                                               

               Юриспруденция

   (специальность)

                      12453

     (№ группы)

 

Проверил

   Доцент, кандидат юридических наук

(звание, должность преподавателя)

        Кальяк Андрей Михайлович

(Ф.и.о. преподавателя)

                                                                  

 

Новосибирск 2013 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в российской Федерации……………………………………………….6

    1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ……………………………………………………………………...6
    2. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца……………………………………………………………9
    3. Особенности въезда и пребывания в Российскую Федерацию беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………….13

Глава 2. Конституционно-правовая регламентация статуса беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………….16

2.1. Особенности прав, обязанностей и ответственности беженцев и вынужденных переселенцев………………………………………………………….16

2.2. Правовые проблемы реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев…………………………………………………………………………..20

2.3. Проблемы самозащиты беженцев и переселенцев………………………23

Заключение……………………………………………………………………...25

Список использованной литературы………………………………………….28

 

 

Введение 

Общество XXI в., охваченное процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства.

Распад СССР привел к  тому, что большое число русских  и других русскоязычных его граждан  оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления в полной мере всего комплекса прав и свобод человека. Поэтому в достаточно массовых масштабах началось переселение русскоязычного населения в Россию. Острые межнациональные конфликты в различных регионах самой России тоже привели к вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее. Массовый характер указанных выше процессов вызвал необходимость правового регулирования статуса этих лиц. После распада СССР вновь образованные независимые государства столкнулись с большими потоками беженцев. Подобная ситуация потребовала от властей принятия адекватных мер, необходимых для решения столь острой проблемы.

Когда началась массовая вынужденная миграция населения  в Российскую, законодательство по вопросам убежища в стране отсутствовало. Назрела необходимость разработки государственной миграционной политики, и, прежде всего, ее законодательного обеспечения, включая вопросы правового регулирования предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца в Российской Федерации, с учетом мирового опыта и существующих реалий постсоветского пространства. Острый характер приобрела проблема соответствия российских правовых норм принципам и нормам международного права.

Выбор темы работы обусловлен ее актуальностью. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев имеет международный характер. Для Российской Федерации данная тема актуальна тем, что в международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин «вынужденный переселенец» не применяется – это российское определение. Как правило, за рубежом используются аналогичные понятия, например «перемещенные лица», «внутренние беженцы» и т.п.

Вышеизложенное позволяет  сформулировать цель курсовой работы: всестороннее исследование правового  статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации и освещение проблемы в современном законодательстве.

Задачами курсовой работы являются:

    • изучение теоретических основ правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в российской Федерации;
    • рассмотрение законодательства о беженцах и переселенцах;
    • исследовать конституционно-правовую регламентацию статуса беженцев и вынужденных переселенцев;
    • изучение правовых проблем реализации статуса беженцев и вынужденных переселенцев и проблем самозащиты беженцев и переселенцев.

Объект исследования – правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Предмет исследования – нормы законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с предоставлением, обеспечением, защитой статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

В качестве основного  источника в данной работе были использованы Федеральные Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Они определяют правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев, а также регулирует отношения между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы правового статуса беженцев и  вынужденных переселенцев в российской Федерации

    1. Понятие и особенности правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Юридическую базу разрешения вопросов беженцев и вынужденных  переселенцев образуют Конституция  РФ, федеральные законы: «О беженцах»  от 19 февраля 1993 г. и «О вынужденных переселенцах». Оба закона основаны на международных договорах и в первую очередь на Законе РФ о ратификации Соглашения «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 22 ноября 1994 г.

Для раскрытия основ правового  статуса беженцев и вынужденных  переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под указанными лицами.

В ст. 1 Закона «О беженцах» записано: «Беженец – прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации  лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».

Определение понятия  «беженец» в международном праве  содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе к ней 1967 года, касающемся статуса беженцев. Между данными актами существуют некоторые расхождения, в частности, Конвенция ООН 1951 года предусматривает временное и географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951 года. Что касается Протокола 1967 года, то он устраняет вышеназванные ограничения и применяется без таковых в отношении государств и в отношении любых событий, как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникнет проблема беженцев. В связи с этим необходимо учитывать участие государства в вышеуказанных документах. Поскольку, Российская Федерация является участником обоих документов, то в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, а также п.3 ст.18 комментируемого Закона, эти акты обладают прямым действием на территории России, и в случае, если внутреннее законодательство противоречит им, применяются нормы международных договоров, а не внутренних законов.1

На содержание правового  статуса беженца определенное влияние  оказывают такие элементы, как  гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие. Теоретически можно представить, что правовой статус беженца складывается из элементов общего правового статуса человека, а также правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) и статуса, предоставляемого беженцу российским законодательством и международным правом.

Говоря о правовом статусе беженца, необходимо учитывать, что данный статус включает в себя следующие права:

а) права, характеризующие  общий правовой статус человека;

б) права, характеризующие  правовой статус иностранного гражданина (или лица без гражданства);

в) специальные права  и специальные гарантии.

Вынужденный переселенец  – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его  или членов его семьи насилия  или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. 2

Вынужденным переселенцем может быть признан, как правило, гражданин Российской Федерации, покинувший место своего постоянного жительства на территории Российской Федерации, либо, что встречается гораздо реже, на территории другого государства. В соответствии с Законом вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, который: вынужден был покинуть место жительства на территории иностранного государства, и прибыл на территорию России; вынужден был покинуть место жительства на территории одного из субъектов Российской Федерации и переселиться на территорию другого субъекта Федерации.

Кроме того, вынужденным  переселенцем может быть признано лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, иностранный гражданин или апатрид (лицо без гражданства), постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории России по вышеуказанным обстоятельствам. 3

И, наконец, вынужденным  переселенцем может быть также признан  гражданин бывшего СССР, постоянно  проживавший на территории одной  из республик, входившей в состав Советского Союза, получивший статус беженца Российской Федерации и утративший его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца имели место обстоятельства, препятствовавшие данному лицу в обустройстве на территории России. Приобретение гражданства Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Следует различать правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца. Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий жизнедеятельности указанных лиц. Однако в отличие от вынужденного переселенца, признаваемого гражданином данного государства, беженец не является гражданином государства, в котором или перед которым ходатайствует о признании себя таковым.

 

    1. Порядок признания и утраты правового статуса беженца и вынужденного переселенца

Статья 3 Федерального Закона «О беженцах» устанавливает порядок  признания лица беженцем. Он включает в себя несколько стадий, каждая из которых подробно регламентируется в статьях закона.

Процедура признания  лица беженцем предваряется анкетированием данного лица и оформлением на него опросного листа на основе проведения индивидуального собеседования. При  этом органы миграционной службы при необходимости могут затребовать документальное подтверждение фактов угроз, насилия или преследования в иной форме в отношении лица или членов его семьи. 4

Информация о работе Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации