Консульские учреждения: порядок создания, функции, привилегии и иммунитеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 01:03, контрольная работа

Описание работы

Дипломатические отношения не исчерпывают всего многообра¬зия связей и взаимодействия между государствами по официальной линии. Свое место в этом процессе занимают консульства как спе¬цифические учреждения, создаваемые государствами за границей.

Содержание

Глава I. Историческое развитие консульского института и консульского права

Глава II. Консульские учреждения: порядок их создания, назначения консула и прекращение его функций

Глава III. Персонал консульского учреждения и консульские функции

Глава IV. Консульские иммунитеты и привилегии

Список использованной литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

консульские учереждения.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Консульское учреждение может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ (район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций) определяются представляемым государством и подлежат одобрению государством пребывания (ст.4 Венской конвенции 1963 г.). Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

     Согласие государства пребывания также требуется, если какое-либо генеральное консульство или консульство желает открыть вице-консульство или консульское агентство не в том населенном пункте, где они сами находятся.

     Государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений консульского учреждения, возглавляемого почетным консульским должностным лицом, от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.

     Порядок назначения консулов. В соответствии со ст. 10 Венской конвенции   1963  г. главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством  пребывания.  Формальности   в   назначении   и  допущении консулов определяются законом, правилами и обычаями представляемого  государства и страны пребывания.

     В   том   государстве,   которое   представляет   консул,  он  должен получить документ, который  носит название консульский патент. Этот документ подписывается либо главой государства, либо главой внешнеполитического ведомства в зависимости от того порядка, который принят в данном государстве. Консульский патент направляется по дипломатическим каналам властям государства, куда собирается прибыть консул для получения экзекватуры - согласия на исполнение консулом его обязанностей.

     Получив консульский патент, власти государства будущего пребывания консула решают вопрос о возможности допущения его к исполнению служебных обязанностей в определенном консульском округе. Консульские экзекватуры выдаются как в виде отдельного документа, так и в виде надписи на самом консульском патенте. Обычно экзекватуру выдают внешнеполитические ведомства, однако это определяется внутренним законодательством каждого государства.

     Естественно, принимающее государство может и отказать в выдаче экзекватуры, причем, не мотивируя причин отказа. Однако на практике часто бывает так, что консул еще до получения экзекватуры временно выполняет консульские функции, о чем государства договариваются заранее. Такая практика находит отражение в консульских конвенциях.

     Консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей с момента выдачи экзекватуры. Как раз в этом и состоит правовое значение данного документа.

     Как в дипломатическом праве есть понятие "дипломатический корпус", так и в консульском праве имеется понятие "консульский корпус". Под ним понимается совокупность всех консулов, которые находятся в определенном консульском округе данной страны. Поскольку в одном государстве может быть несколько консульских округов, постольку в нем может быть и несколько консульских корпусов. Иногда под консульским корпусом понимают совокупность всех консульских представителей данной страны за рубежом.

     Если же речь вести о консульском корпусе в широком смысле, то надо говорить о всех лицах, работающих в иностранных консульствах и получивших от страны пребывания консульские карточки, которые подтверждают их служебное положение и необходимость положенных им привилегий и иммунитетов. В число членов консульского корпуса в широком смысле обычно включают и членов семей консульских работников. Наряду с дипломатами консулы при национальных торжествах приглашаются на прием к высшему представителю местной власти. Деканом (дуайеном) консульского корпуса считается старший по рангу и ранее получивший экзекватуру консульский представитель.

     Прекращение функций консула. Деятельность консула прекращается в следующих случаях: отзыва его назначившим государством; объявления persona non grata; выхода территории расположения консульского округа из-под суверенитета государства пребывания; закрытия консульского учреждения; вооруженного конфликта между государством, которое направило консула, и государством, которое приняло его.

     Консульские отделы при дипломатических представительствах возглавляются заведующими, которые признаются в качестве консула. Однако им не выдаются консульские патенты и экзекватура, и действуют они как часть дипломатического персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III.  Персонал консульского учреждения и консульские функции 

     Глава консульского учреждения и персонал консульского учреждения являются работниками консульского учреждения. Персонал консульского учреждения делится на три группы: консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо — это лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций, консульский служащий — лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении, работник обслуживающего персонала — лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения.

     При отсутствии конкретной договоренности о численности консульского персонала государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала не переходила за пределы, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в консульском округе, и потребности данного консульского учреждения (ст.20 Венской конвенции). Это положение предоставляет государству пребывания возможность произвольно в любое время потребовать сокращения численности персонала, либо не допустить того количества сотрудников, которое представляемое государство считает необходимым для эффективного выполнения консульских функций.

     Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство о том, что то или иное консульское должностное лицо является «persona non grata» (нежелательное лицо. — лат.) или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно, соответственно, отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении. При этом государство пребывания не обязано сообщать мотивы своего решения представляемому государству. Если представляемое государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может соответственно аннулировать экзекватуру данного лица или перестать считать его работником консульского персонала.

     Функции работников консульского учреждения прекращаются, в частности:

     по уведомлении государства пребывания представляемым государством о том, что его функции прекращаются. Такое уведомление может быть – при закрытии консульского учреждения или досрочном отозвании консула, а также в случае прекращения консульских отношений между представляемым государством и государством пребывания;

     по аннулировании экзекватуры государством пребывания. Как правило, это бывает в случаях, когда консул нарушает законы государства пребывания и объявляется в связи с этим persona non grata;

     по уведомлении государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

     Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, предоставлять работникам консульского учреждения, не являющимся гражданами государства пребывания, а также членам их семей, проживающим вместе с ними, независимо от их гражданства, время и условия, необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников. В частности, оно должно предоставить, в случае необходимости, в их распоряжение транспортные средства, которые требуются для них самих или для их имущества, за исключением имущества, приобретенного в государстве пребывания, вывоз которого во время отбытия запрещен.

     Основные задачи и функции консульских учреждений можно представить на примере консульских учреждений России (Положение о консульском учреждении РФ 1998 г. Ст.5). Ими, в частности, являются:

     защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц;

     содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, дружественных отношений между ними;

     выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, информирование о них МИД России, дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания;

     распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

     поддержание и развитие контактов с компетентными органами в пределах консульского округа, а также с общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации;

     оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам;

      осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства;

     представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

     осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах консульского округа на территории государства пребывания морских и речных судов под Государственным флагом Российской Федерации, военных кораблей и военно-вспомогательных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных или учтенных в Российской Федерации, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и их экипажам;

     осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

     оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме;

     содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа;

     принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа;

     принятие мер по учету, обеспечению сохранности, благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа;

     участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций;

     участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания;

     При выполнении функций консульские учреждения должны руководствоваться международным правом, правом своего государства, а также соблюдать законодательство страны пребывания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Консульские учреждения: порядок создания, функции, привилегии и иммунитеты