Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:46, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие и классификация международных конференций. Подготовка, созыв, правила процедуры международных конференций.
2. Понятие, классификация, функции международных организаций.
3. Юридическая природа и правосубъектность международных организаций.
4. ООН: цели и принципы, структура. Система органов ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности ООН, Международный Суд ООН, ЭКОСОС, Совет по опеке, секретариат).
5. Правовая природа региональных международных организаций (СЕ, ЕС, СНГ, НАТО, ОБСЕ).

Работа содержит 1 файл

Международное семинар.docx

— 66.54 Кб (Скачать)

1. Понятие и классификация международных конференций. Подготовка, созыв, правила процедуры международных конференций.  
2. Понятие, классификация, функции международных органи-заций.  
3. Юридическая природа и правосубъектность международных организаций.  
4. ООН: цели и принципы, структура. Система органов ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности ООН, Международный Суд ООН, ЭКОСОС, Совет по опеке, секретариат).  
5. Правовая природа региональных международных организаций (СЕ, ЕС, СНГ, НАТО, ОБСЕ).

1. Понятие международной конференции 
Исходя из наличия широкого круга разнообразных толкований понят-я международная конференция целесообразно ее рассмотрение в широком и узком смысле. 
Международная конференция в узком смысле - это временный орган, создаваемый государствами-участниками, и призван обсуждать постав-ленные перед ним вопросы и принимать согласованные решения. 
Международная конференция в широком смысле - это встреча официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, станов-лять общий интерес. 
Исходя из вышеупомянутых толкований считаем возможным привести унифицированное толкование, которое полностью раскрывать содержание понятия. Поэтому, международная конференция - это временный международный орган, в котором беруть участие официальные представители двух и более государств, межправительственных и неправительственных организаций в качестве наблюдателей, имеющий согласованные участника-ми цели, компетенцию и правила процедуры. 
Разница в наименовании конференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения. 
Международные конференции имеют много общего с международными ор-зациями: они представляют собой встреча представителей государств, для обеспечения деятельности конференции создаются рабочие органы (коми-теты, комиссии); эти органы действуют на основании правил, установленных государствами-участниками конференции. Основное отличие международных конференций от международных организаций заключается в том, что конференции - это временные органы. 
Зависимости от сферы деятельности различают следующие виды международных кон-конференций: 
 
- Мирные; 
 
- Политические; 
 
- Экономические; 
 
- Дипломатические; 
 
- Смешанные. 
 
По периодичности проведения международные конференции делятся на: 
 
- Периодические; 
 
- Конференции ad hoc - такие, созываемых государством-инициатором (государствами) или международной организацией для разовой работы. 
 
По кругу участников международные конференции делятся на: 
 
- Универсальные - открыты для участия для любого государства и др.-ших субъектов международного права; 
 
- Региональные - в которых участвовать могут лишь те государства и международному организации, которые находятся в определенном географическом регионе. 
 
Круг участников и порядок работы международной конференции 
 
При определении круга участников международных конференции прежде всего нужно учитывать ее цели и характер. При этом следует выделять три группы участников конференции: 
 
- Инициаторы; 
 
- Собственно участники конференции; 
 
- Наблюдатели. 
Инициаторами проведения конференции может выступить государство, группа государств или международная организация. 
Участниками конференции являются государства или международные организации, приглашение-ни инициатором для участия в конференции и принятия юридически значимого решения. 
Последнее время широко применяется практика приглашения на международ-ные конференции наблюдателей, не имеющих права голоса. С согласия участ-ников конференции наблюдатели могут выступать на ее заседаниях. Участие наблюдателей обычно регламентируется правилами процедуры конференции. Обычно наблюдателей направляют межправительственные и неправительственные организации, а также государства, которые не принимают участия в конференции. 
Важным элементом подготовки международной конференции является определение ее цели. Исходя из этого планируется повестку дня путем предварительного согласования мнений предыдущих участников конференции. Кроме того определяют-ся формы правового регулирования вопросов, которые выносятся на повестку дня. После этого принимается решение о созыве международной конференции, где определяются вопросы состава, уровня представительства, времени и места про-ведения, правил процедуры. Согласование мнений государств по вопросам подготовки конференции осуществляется либо в ходе предварительных консультаций или по дипло-климатических каналах. Если инициатором конференции является международная организация, то результаты согласования мнений будущих участников конференции фиксировать ются в соответствующих резолюциях этой организации. 
Кроме этого для эффективной работы конференции проводится предварительная организационная и подготовительная работа - обеспечение необходимыми помещен-ниями, подготовка документации. 
Особым нормативным актом так называемого внутреннего или адми-нистративных права конференций являются правила процедуры. Они принимаются для регламентации всех аспектов деятельности конференции. Довольно часто участником ки конференции для выработки собственных правил процедуры берут за основу правила процедуры Генеральной Ассамблеи ООН. Несмотря на то, что каж-на конференция разрабатывает свои собственные процедурные нормы, регулирующие различные стороны ее деятельности, можно выделить четыре аспекта, которые регламентируют-ся правилами процедуры любой конференции: 
- Статус делегаций как официальных представителей государств-участников; 
- Статус должностных лиц конференции; 
- Правовое положение и порядок деятельности секретариата конференции и его исполнительного председателя; 
- Порядок принятия решений конференцией. 
Механизм же создания, принятия и утверждения правил процедуры 
производится самими участниками конференции. 
Голосование на международных конференциях осуществляется с помощью электронных систем или путем поднятия карточки с названием государства-участника. Количество голосов, необходимых для принятия решения, различается в зависимости от вида решения. Обычно требуется простое большинство голосов (50% +1 голос) - для принятия процедурных решений, и квалифицированная (2/3 голосов при-сущего) - для решения вопросов по существу. Иногда для принятия решений ис-ристовуеться метод консенсуса означает, что никто не возражает против принятого решения. 
Во время работы конференции для выступлений и публикации официальных решений используется официальный язык (языки), а для ведения протоколов, складной-ния проектов документов конференции - рабочий язык (языки). Официальная и ро-Бочай язык (языки) определяются правилами процедуры. 
Решения международных конференций. Порядок их принятия 
 
Международные конференции соответствии со своими целями могут принимать раз-ного рода резолюции. Эти документы содержат, как правило, призывы, предложения, рекомендации и просьбы к правительствам и международным организациям по вопросам, которые рассматривались на конференции. Резолюции, независимо от их адресата и содержательные ту носят рекомендательный характер. Однако эти документы существенно и пози-тивно влияют на процессы кодификации и прогрессивного развития международному праву. В некоторых случаях отдельные нормы резолюций могут приобрести обязательный характер как обычная правовая норма. Также резолюция может использоваться как дополнительный источник определения и толкования содержания международно-правовых норм. 
Однако большинство конференций завершают свою работу принятием за-ключный акта. Чаще всего этот документ содержит изложение основных фактов работы конференции и не является юридически обязательным. Однако есть заключительные акты, которые являются формой международного договора (например, Заключительный акт Берлинской конференции по Африке 1884-85 лет). 
Решение в форме резолюций и заключительных актов могут приниматься в три следующие способы: 
1) путем голосования, где одна делегация имеет один голос. Такое голоса-ния может быть открытым или тайным. Для принятия решения требуется, в зависимости от требований правил процедуры, простое большинство голосов, квалифицированных на или единодушное согласие участников, которая требует 100% голосования «за»; 
2) путем консенсуса, при котором формальная процедура голосования от-сущего, а согласованное решение принимается при отсутствии формальных запер-чень со стороны кого-либо из участников конференции 
3) смешанным методом, который сочетает процедуры консенсуса и голосования.

2. Понятие и классификация международных организаций 
Из истории международного права известно, что только в середине XIX в. под влиянием объективных потребностей развития системы международных отношений появились действующие международные организации - так называемые международные административные союзы. Они представляли собой межгосударственные организации с узкой компетенцией, которая охватывала, в частности, вопросы международного сотрудничества в таких специальных областях, как транспорт, почта, связь и др.. Организационная структура этих международных административных союзов была слаборазвитая. 
С ускорением научно-технической революции, интенсификации международных экономических, научно-технических, культурных и других связей роль и значение международных межправительственных организаций неуклонно росли, увеличивалась и их количество. Это стало характерной чертой мира второй половины XX в. Создание и деятельность международных организаций регулируются общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами .. 
В юридической литературе и официальных международных документах понятия «международная организация» традиционно используется и по международных межправительственных (межгосударственных) организаций (международных организаций), и по международных неправительственных организаций (МНПО), хотя они отличаются по многим критериям, в первую очередь по природе и правовым статусом . Далее речь пойдет о международных организаций. 
Говоря о понятии международной организации, следует отметить, что в международно-правовой литературе и международной практике нередко употребляется обобщающий термин "международный орган". Он охватывает три различные институты международного права, с помощью которых реализуется реальное международное сотрудничество суверенных государств. К ним относятся: международные конференции, международные комиссии и комитеты, международные организации. 
Известно, что первыми среди указанных институтов были международные конференции. Они ведут свое начало от конгрессов монархов XVII-XIX вв., Имевших целью послевоенное урегулирование отношений между государствами. Появление международных комиссий относится к XIX в. связана с обеспечением судоходства и рыболовства на международных реках, с деятельностью санитарных комиссий и т. п. 
В отличие от институтов международных конференций, международных комиссий и комитетов институт международных межгосударственных организаций своими главными неотъемлемыми институциональными элементами имеет: 
 
• договорную основу; 
 
• постоянный характер деятельности; 
 
• внутриорганизационные механизм. 
 
Наряду с указанными неотъемлемыми институциональными элементами международной организации необходимо обратить внимание также на дополнительные признаки (элементы), которые составляют само понятие международной организации. К ним следует отнести: 
 
    наличие определенных целей; 
    самостоятельные права (и обязанности), отличные от прав (и обязанностей) государств-членов; 
    основания соответствии с международным правом; 
    уважение суверенитета государств-членов; 
    международная правосубъектность. 
 
Исходя из названных признаков (элементов) международной организации, можно дать следующее ее определение. 
Международная (межгосударственная) организация - где объединение государств, созданное на основе международного договора для выполнения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающих международной правосубъектностью, и основано соответствии с международным правом. 
Говоря о классификации международных межправительственных организаций, следует обратить внимание на то обстоятельство, что она неоднозначна. В современной международной системе существуют различные по значению, реальным весом и формальным признакам международные межправительственные организации. 
Международные организации делятся на: 
1. Универсальные (всемирные) международных организаций (ООН, Лига Наций). 
2. Специализированные учреждения ООН. К ним относятся: Международная организация труда (МОТ), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и др.. 
3. Региональные международных организаций, среди которых: Региональные экономические международных организаций: Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС, 1947 p.), Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество («Общий рынок»), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и др..; Региональные военно-политические международных организаций: Организация Североатлантического договора (НАТО), Союз Таиланда, Филиппин и Пакистана (СЕАТО) и др..; Региональные экономически-политические международных организаций: Организация американских государств (ОАГ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация центральноамериканских государств (ОЦАД), Центральноамериканский общий рынок (ЦАСР). 
По характеру полномочий: 
  межгосударственные организации, основная задача которых заключается в обеспечении сотрудничества государств-членов; 
    организации наднационального характера, органы которых получают от государств-членов некоторые суверенные полномочия. В частности, по определенным вопросам они могут принимать решения, прямо обязывают физических и юридических лиц государств-членов (Европейский союз, некоторые специализированные учреждения ООН (MCE, Моца), решение которых, по сути, являются обязательными для государств-членов . В противном случае теряется смысл деятельности этих организации

 

3. Воля международной организации как результат согласования воль государств-членов 
 
Международные организации обладают самостоятельной волей, отделенной от индивидуальных воль государств-членов. Знание международной организа-цией качеством международной правосубъектности свидетельствует о наличии в орга-низации самостоятельной воли. Сегодня международные организации заключают значительное количество международных договоров. Договоры являются результатом тех или иных юри-ских действий, осуществляемых от имени организации ее органами. В основе этих действий лежит волеизъявление международной организации как таковой. 
 
Принимаемые органами организации по тем или иным вопросы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность организации, также содержат самостоятельную волю именно организации. 
 
Международные организации - вторичные, производные субъекты международного пра-ва. Вторичная и воля международной организации, производная от воль государств-членов, которая выступает как согласование их индивидуальных свобод. Членами общих международных организаций являются государства с различными экономическим развитием и с разной внешнеполитической направленности: развитые государства и развивающиеся т.д.. Все они по-своему влияют на разработку воли между-народной организации. Поэтому воля международной организации всегда обусловлена ​​волеизъявлением государств-членов и испытывает на себе их влияние. Она создается в процессе противостояния и сотрудничества ее членов, которыми в международных организациях общего есть государства с разным уровнем развития. Риз-ниця внутри самостоятельной воли организации неизбежна. Формирование этой свободы - сложный процесс, в котором с самого начала сталкиваются различные позиции отдельных государств-членов и только потом на почве компромисса производится са-самостоятельный воля международной организации. Но это не какая-то без личностная, ней-тральных воля, даже в конце концов она не лишена отдельных оттенков и осо-бенности внутри себя. 
 
Самостоятельная воля международной организации - результат согласования (а не слияния) воль государств-членов, которая существует параллельно с их волей (а не над ней) и проявляется в тех или иных действиях международной организации, осуществляют соответствующие органы, которые реализуют волю организации. 
 
Направление, основное содержание и объем воли международной организации всегда обусловлены содержанием воль государств-членов. 
 
Однако, говоря о самостоятельную правовую волю международной организации, не следует смешивать ее с верховной (суверенной) волею, которой международные ор-ганизации не обладают и не могут обладать, поскольку в отличие от государств, не являются суверенными образованиями и не обладают каким-либо признакам над-государственного характера. 
 
Воля международной организации, как и ее международная правосубъектность, имеет ограниченный и специальный характер. Это означает, что волеизъявление организа-ции должна иметь место при совершении действий, соответствующих учредительном акта организации и другим актам, относящихся к фундаментальным актов органи-зации. Прежде всего необходимо четкое соблюдение компетенции международной орга-низации, а также основных общепризнанных принципов и норм международного права, которые принадлежат к числу императивных. 
 
По вопросу о характере воли международной организации, имеющие над-национальный характер, необходимо отметить, что оно, конечно, имеет свою специфики. 
 
Понятие свободы обычной международной межправительственной организации не тождественно понятию воли международной наднациональной организации. 
 
Как уже отмечалось, воля межправительственной организации - итог согласуется них воль государств-членов, она относительно независима от воли государств-членов. Воля наднациональной организации в большей степени автономная (независимая) от воль государств-членов, поскольку органы наднациональной организации могут своими решениями, которые уже содержат волю организации, обязать государственные ор-ганы государств-членов, даже если такое решение принято большинством голо -сел, т.е. без общего согласия всех государств-членов. Однако и в таких случаях автономия воли наднациональной организации не безгранична, поскольку ее форму-ния происходит в пределах учредительного акта международной организации, за пределы которого организации выйти не может, даже если предусмотрено исполь-зования компетенции, допускается. 
 
Таким образом, вопрос о характере воли международной организации в кон-це концов определяется не только юридической природе международной органи-зации, но и зависит от той цели, которую поставили перед собой государства при образовании международной организации, потребностями государств в сотрудничестве с использовани-ем тех или иных правовых институтов. 
 
 Устав международной организации - международный договор особого вида 
 
Правовой основой возникновения и деятельности международных организаций является учредительный акт организации, который называется уставом. По своей юридич-ной природой устав является международным договором особого рода (sui generis). Главная особенность международного договора, является уставом международной ор-ганизации, заключается в том, что он не только устанавливает права и обязанности сторон (государств), так как это делает любой международный договор, но и образует международную организацию. Это означает, что учреждаются органы международной организации, определяется их компетенция, устанавливается правовое положе-ния членов организации, персонала, характер отношений с другими международными организациями, государствами-нечленами т.д.. 
 
В связи с этим в Венскую конвенцию о праве международных договоров 1965 года была включена ст. 5 Следующая содержания: "Настоящая Конвенция применяется-ется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной ор-ганизации, без ущерба для соответствующих правил данной организации». 
 
Статья 5, таким образом, состоит из двух частей. Она содержит общее правило, согласно которому уставы международных организаций приравниваются к международным договорам, в силу чего на них распространяются положения Венской конвенции. Однако в то же время ст. 5 содержит и специальное правило, согласно которому подчеркивается специфика этой группы международных договоров, поскольку положения Конвенции распространяются на них с учетом правил, действующих в самой организации. 
 
Так, в уставы международных организаций в значительной части применя-ются положения Венской конвенции о заключении и вступления многосторонних договоров, недействительности договоров, значении международного до-говора для третьих государств, а также положения, содержащего принцип pacta sunt servanda т.д.. 
 
В то же время в этой категории международных договоров существует и своя специ-Фика, которая появилась в результате практической деятельности международных орга-низаций. Например, для принятия оговорки, сделанной государством в учредительного акта международной организации, требуется согласие компетентности ного органа организации. 
 
В практике ООН сформировалось правило, согласно которому исключается правопреемство статуса члена ООН, в то время как преемственность прав и обязанностей по обычным многосторонними договорами возможно подобное. 
 
Когда в 1947 году произошло отделение Пакистана от Индии, то встал вопрос о том, каким путем Пакистан получить статус члена ООН: пу-хом правопреемства или на общих основаниях, соблюдая процедурах ры приема в Организацию. Введение Пакистана в ООН на общих основаниях привел к формированию обычаев нормы международного права, согласно которой не существует преемственности прав и обязанностей членства в международных организациях по договорам, которые являются учредительными актами международных организаций. И при вступлении в 1974 году в ООН Бангладеш, возникшее в результате выделения от Пакистана, вопрос о правопреемстве членства уже не возникало. 
 
Специфика международных договоров, является учредительными актами междуна-родных организаций, дала основание некоторым ученых выдвинуть теорию, согласно которой уставы международных организаций не являются международными договорами, а по своей юридической природе приравниваются к государственным конституций. В свете на-бытия в силу Лиссабонского договора в Европейском Союзе, который был при-йнятий в качестве реанимации Европейской конституции, эта теория получает новый толчок. Вместе с тем рассматривать устав организации как конституцию федератив-ной государства возможно только по наднациональных международных организаций.

Правосубьектность.  
Международная правосубъектность - качественная сторона характеристики юри-щения природы международных организаций, включает в себя способность иметь права и их самостоятельно осуществлять.  
Международная правосубъектность международных организаций - категория историческая. Международные организации приобретают качество международной право-субъектности не в силу естественных свойств организации как таковой, а в зависимость мости от исторических условий, определяемых действием объективных закономерностей-тей развития человеческого общества. Качество международной правосубъектности международные организации начали приобретать с 20-х годов ХХ в., Как об этом свидетельствовали-чить деятельность Лиги Наций. Но особенно широко государства вступили на путь предоставления международным организациям качества международной правосубъектности после Второй мировой войны. Крупнейшие универсальные организации мира - ООН и специализированные учреждения - обладают таким качеством.  
Своеобразие международных организаций как субъектов международного права проявляется прежде всего в отсутствии у международной организации такой соб-свойствам, как суверенитет. Права международных организаций и полномочия их высших органов по своей юридической природе отличаются от суверенных прав государства и его верховных органов. Они договорное происхождение и является результатом согласования воль суверенных государств - учредителей международным ной организации.  
Для международных организаций как субъектов международного права не является необходимым владение территорией и населением и, соответственно, осуществления территориального верховенства. В свою очередь для суверенного государства это не-обходимые элементы, без которых нет суверенного государства. Если нет суверенного государства, то нет и субъекта международного права, поскольку качество международной правосубъектности государство берет из присущего ей суверенитета.  
Ряд ученых-международников считают, что международные организации, равно как и суверенные государства, могут обладать подвластной им территории и то-то риториальною юрисдикцией. К таким организациям, в частности, относят ООН, а подвластными территориями называют территории, которые находятся под опекой этой организации (например, Косово), а также в прошлом так называемую свободную территорию Триест, по которой мирному договору с Италией 1947 года были по-проложены на Совет Безопасности некоторые ограниченные функции.  
Однако суверенитет государства по ее территории озн7ачае не только право осуществлять государственную власти независимо от всякой другой власти, но и определенные   права на территорию, вытекающие из суверенитета. Это объясняется тем, что территория не только предел власти данного государства, но и вместе с тем объект хозяйствования государства, объект некоторых верховных прав государства. Разумеется, ни о каких таких права со стороны международной организации не может быть и речи.  
Специфика международных организаций как субъектов международного права проявляется в специфичности тех прав, которыми международная организация воло-действует осуществляемых на международной арене.  
Еще Международный Суд ООН в принятом им в 1949 году Консультатив-ному выводу о возмещении вреда, причиненного на службе в ООН, об-нул внимание на то, что признание международной правосубъектности ООН вовсе не означает, что его права и обязанности такие же, как права и обязанности государства.  
Действительно, суверена государство может быть субъектом всех правоотношений, которые совместимы с ее суверенитетом и общепризнанными принципами и нормами между-народного права. Международная организация создается для выполнения конкретные задачи, она имеет определенные цели и соответствующие функции, зафиксированные в учредительном акте. Задачами, целями и функциями международной органи-зации определяется и ограничивается объем ее международных прав и обязанностей. В силу этого международные организации могут быть участниками только определен них виде правоотношений. Причем разные международные организации могут иметь различный объем прав и обязанностей. Так, например, объем международных прав и обязанностей такого специализированного учреждения как Всемирный Совет Церквей, меньше, чем, скажем ЮНЕСКО или МОТ. В свою очередь объем прав и обязанностей этих специализированных учреждений меньше, чем ООН.  
Да и сам характер прав международной организации, в силу того что они по-димые от прав государств, с одной стороны, и ограниченные функциональными потребность-ми организаций - с другой, имеет свои специфические особенности.  
 
Известно, что международные организации имеют право на заключение международным них соглашений. Однако как именно право организаций, так и характер соглашений, которыми за-даются, не лишены известной специфики. В частности, обращает на себя внимание ограниченный характер этого права, так как сделки могут заключаться с опреде-ченого кругу вопросов. В то время как договорная право-и дееспособность держа-ва безгранична, поскольку государство может заключать соглашения с любого вопроса, необходимо лишь, чтобы эта деятельность государства находилась в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.  
Однако нельзя забывать о том, что как субъекты (стороны) определенной между-народной соглашения государство и международная организация равны между собой Укладываю-или международное соглашение, международная организация наряду с государствами участвует в создании правовых норм, регулирующих их взаимные отношения.  
Известно, что уставы международных организаций и ряд многосторонних конвенций, заключаемых государствами, предусматривает представительства при орга-низации государств-членов. В литературе представительстве государств-членов при ор-ганизациях (ООН, ЮНЕСКО) получило название активного и пассивного права посольств.  
Вышеупомянутый термин вряд ли применимо к практике международных организаций в связи со спецификой этого представительства. Во-первых, представительство государств-членов при международных организациях носит односторонний характер, организации не имеют своих постоянных представителей в государствах-членах, во-вторых, такое представительство имеет место не при всех между-народных организациях. В свою очередь обмен между государствами дипломатическими представителями всегда является взаимным актом и, как правило, общим для всех государств мира.  
 
По эпизодических поездок международных должностных лиц международным них организаций к государствам-членам, то вряд ли такие путешествия можно рас-дать как активное право посольства. Посольства - это постоянные иностранные органы полных отношений, и для них характерно постоянное, а не эпизодическое выполнения своих функций.  
 
При рассмотрении указанного права международных организаций также необходимо иметь в виду главное положение, которое заключается в том, что все субъекты международному права особого рода, относительно которых действие институтов международного пра-ва обусловлена ​​производным характером их правосубъектности и ограниченно функциями онального потребностями организации. Поэтому даже по терминологии не все может быть использовано в отношении международных организаций, которая характерна для суверенных государств.  
Это, разумеется, не ослабляет общему выводу о том, что осуществление представительства даже в таких специфических формах, как это имеет место в практи-ке международных организаций, свидетельствует о правомочности публично-правового характера и является проявлением международной правосубъектности организации.  
Определенная специфика имеет место и в использовании международными организации-ями такого института международного права, которым является дипломатические привилегии и иммунитеты.  
В учредительных актах международных организаций общего зафиксировано право должностных лиц этих организаций пользоваться такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для независимого осуществления их функций в связи с деятельностью организации (п. в ст. 67 Устава ВОЗ). Таким образом, право на привилегии и иммунитеты обосновываются функциональных ними потребностями организации, а сами эти привилегии перестают называться дипло-климатических.  
Специфика таких субъектов права, как международные организации, проявляеть-ся также и в том, что они ограничены в выборе средств принуждения и средств вы-решения споров.  

 

5. В современных международных отношениях непрерывно растет роль международных организаций. Следствием объективных тенденций развития человеческого общества является увеличение числа таких проблем, которые народы одной страны не в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к постоянному сотрудничеству с другими народами в рамках международных организаций. Необходимость такого сотрудничества очевидна не только для государств, обладающих недостаточными естественными богатствами, малым экономическим и людским потенциалом,- без него сегодня не могут обойтись и самые крупные государства. 
Объективное развитие цивилизации, в основе которого лежит технический прогресс, способствует расширению взаимных межгосударственных контактов. Рост экономики, культурное развитие, социальный прогресс и даже само существование народов в современных условиях невозможны без организованного, мирного сотрудничества максимально возможного числа государств. 
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.  
Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейн, международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.  
Для современных международных организаций характерно дальнейшее расширение их компетенции и усложнение структуры. 
Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 - межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций, центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т.п.).1 
Возрастающее значение международных организаций привлекает к ним все более пристальное внимание политиков и ученых, а также широкой общественности. До недавних пор исследования, посвященные международной организации, велись преимущественно юристами. Используя традиционные методы правоведения, они трактовали международную организацию прежде всего как форму международных отношений. Поэтому среди публикаций преобладали описательные монографии либо анализ структурных элементов, отличающих международную организацию от других форм отношений между государствами. Научные исследования международных организаций, по-видимому, вступают в новую фазу. Они перестают принадлежать только области международного права и начинают проводиться более комплексно с учетом различных социологических, экономических и политических аспектов. Наука о международной организации постепенно приобретает междисциплинарный характер и использует достижения разных отраслей общественных наук, внося в них свой собственный вклад. Она все больше становится составной частью политических наук, которые также обладают междисциплинарным характером. 
Международная организация не может быть сведена к одной лишь форме отношений между государствами. Она возникает для того, чтобы удовлетворять уже существующие и возникающие потребности сотрудничества. Ее структурные учреждения, среди которых ведущее место занимают постоянные органы, служат лишь орудием, отданным в распоряжение государств-членов; потребности сотрудничества упомянутых государств могут удовлетворяться только путем использования этого орудия. Таким образом, сущность международной организации проявляется прежде всего в ее деятельности, в реализации ее функций. Функционирование международной организации имеет характер политического процесса, выражающегося прежде всего в принятии решения ее органами. Именно таким способом международная организация реализует свое призвание, заключающееся в формировании - соответственно ее целям и принципам - своей общественно-политической среды, которую составляют государства и их взаимоотношения. 
Поэтому способ воздействия организации на ее среду сводится в конечном счете к политическому влиянию на государства, с тем чтобы они действовали согласно принципам, нормам и рекомендациям, содержащимся в уставе организации и в решениях ее органов. 
Следовательно, наука о международной организации должна сосредоточиться прежде всего на изучении процессов сотрудничества государств-членов, - процессов, протекающих в особой организационной форме, определяющей чертой которой является наличие постоянных органов, принимающих решения от имени всей организации.2 
В представленной работе будут рассмотрены понятие, юридическая природа, классификация международных межправительственных (межгосударственные) организаций, а также цели и принципы ООН, структура и функции её основных органов.  
Международные межправительственные (межгосударственные) организации: понятие, юридическая природа, классификация. 
Многочисленные международные организации играют в современных международных отношениях все более активную роль. Среди этих организаций различают межправительственные, в которых участвуют непосредственно государства, и неправительственные международные организации, объединяющие национальные организации или отдельных лиц из нескольких государств. 
Постоянный характер международных организаций, отличающий их от международных конференций, закрепляется в их уставах или иных учредительных актах, которые представляют собой многосторонние договоры, являющиеся, как правило, бессрочными. Постоянный характер международных организаций находит свое выражение также и в том, что в структуре их органов наряду с органами, работающими в сессионном порядке, имеется один или несколько органов, действующих постоянно. 
Международная межправительственная организация - это объединение государств, которое создано на постоянной основе в соответствии с договором, определяющим цели, принципы и компетенции этой организации, обладает общими органами, а также международными правами и обязанностями в объеме, установленном в ее учредительном акте и необходимом для осуществления сотрудничества между государствами-членами в соответствующей области международных отношений.3 
Данное понятие составляет следующие шесть признаков (элементов): участие суверенных государств, договорная основа, наличие определенных целей, система постоянно действующих органов, обладание качеством международной правосубъектности, соответствие международному праву. 
Участие суверенных государств. Членами межправительственных организаций являются суверенные государства. Однако в деятельности ряда специализированных учреждений (ВМО, ВПС, ЮНЕСКО и др.) наряду с суверенными государствами участвуют несамоуправляющиеся территории, которые имеют особый правовой статус и именуются членами-сотрудниками, ассоциированными членами и т.д. Число их в настоящее время незначительно (от двух до семи). В отличие от государств, являющихся полноправными членами, неполноправные члены не подписывают учредительного акта организации, не участвуют в голосовании, не могут быть избраны в органы организации. Наша страна неоднократно ставила вопрос о ликвидации этого статуса, который несовместим с общепризнанным принципом равноправия и самоопределения наций. 
Договорная основа (конвенционный базис). Она заключается в том, что учредительным актом (уставом) международной организации является международный договор (как правило, многосторонний). Устав - международный договор особого рода, так как он не только устанавливает права и обязанности сторон (государств), как это делает любой междуна-родный договор, но и создает международную организацию, определяя ее компетенцию, структуру, правовое положение ее членов, персонала и т.д. В связи с этим ст. 5 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года устанавливает: "Настоящая Конвенция применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации". 
Однако в международной практике имели место случаи, когда международная организация создавалась не на основе международного договора, а на основе резолюции международной организации в качестве ее вспомогательного органа. Так, на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН были созданы Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (1964 г.). Организация Объединенных Наций по вопросам промышленного развития - ЮНИДО (1965 г.). Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП (1973 г.). Но эти случаи крайне редки и составляют исключение из общего положения о договорной основе. 
Наличие определенной цели. Это важный признак понятия международной организации, ибо цели организации определяют ее правомерность, компетенцию и в целом характер ее внутриорганизационного механизма. 
Система постоянно действующих органов, или так называемый внутриорганизационный механизм. Этот признак очень важен в понятии международных организаций и является общим как для международных межгосударственных (межправительственных) организаций (ММПО), так и для международных неправительственных организаций (МНПО). Например, организационная структура Межпарламентского союза, являющегося МНПО, состоит из тех же структурных звеньев, что и механизм многих специализированных учреждений ООН, принадлежащих к межправительственным организациям. Или такой пример: ЮНКТАД и ЮНЕП, будучи по своей юридической природе вспомогательными органами Генеральной Ассамблеи ООН, называются международными организациями, поскольку имеют организационную структуру, присущую последним. 
Международная правосубъектность международной организации проявляется в международных правах (и обязанностях) организаций, а также в их способности приобретать таковые через свои действия. К правам, непосредственно связанным с международной правосубъектностью, относятся: 
право на заключение международных соглашений, право на привилегии и иммунитеты, право на представительство при организации государств-членов, способность организации нести международно-правовую ответственность и ряд других . 
Учреждение в соответствии с международным правом. Под этим понимается правомерный характер международной организации, необходимость соответствия ее устава и деятельности общепризнанным принципам и нормам международного права, прежде всего принципам jus cogens в смысле ст. 53 Венских конвенций о праве международных договоров 1969 и 1986 годов.4 
В основе юридической природы международной организации лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. 
Принцип суверенного равенства государств является pyководящим в построении международных организаций. Его проявление характеризуется следующими чертами: договорная основа международной организации; добровольность членства; в основном рекомендательный характер решений организации; ее межгосударственный характер; сохранение суверенности и равного государств как внутри организации, так и вне ее. 
Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу. 
Проблема соотношения государственного суверенитета и общих целей и интересов организации находит разрешение в ее учредительном акте. Между ними не возникает противоречий, если государство добросовестно выполняет взятые на себя по уставу организации обязательства и следует установленным принципам. 
В настоящее время широко признается следующее положение: государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая за ними способность иметь права и обязанности, участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Этим признанием государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного трудничества. 
Конечно, наделение международных организаций правами и обязанностями не означает их приравнивания к государствам - основным субъектам международного права. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер. 
Чтобы выполнять свои функции, международные организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 10 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что "Организация Объединенных Наций пользуется на территории каждого из своих членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей". Аналогичные положения содержатся в большинстве учредительных актов.  
Международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Как устанавливает ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международным организациями, "правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами этой организации". 
Пункт 1 ст. 2 Конвенции разъясняет, что "правила организации" означают, в частности, учредительные акты, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации." 
Анализ учредительных актов международных организаций свидетельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматривающем право заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации (например, ст. 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.); либо в специальном положении или положениях, определяющих возможность заключения организацией определенных категорий соглашений (например, ст. 43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами (с любыми государствами или только с государствами-членами, с любыми международными организациями или только с некоторыми из них). 
Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства в государствах и обмениваются представителями между собой. В Москве имеются Информационный центр ООН и представительства ЮНЕСКО, МОТ. 6 октября 1992 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев об открытии представительства УВКБ. 
15 июня 1993 г. было заключено Соглашение между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН и ее органов, программ и фондов в целях поддержки и дополнения национальных усилий по решению наиболее важных проблем экономического развития, содействию социальному прогрессу и повышению уровня жизни. Объединенное представительство включает ООН, Программу развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Мировую продовольственную программу (МПП), Программу ООН по контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП). 
Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (например. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.. Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 г. и др.). 
Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.  
Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные лица, подчиняющиеся исключительно международной организации и действующие от её имени и в ее интересах. Как отмечено в ст. 100 Устава ООН, Генеральный секретарь и персонал Секретариата "не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией".  
Каждая международная организация располагает финансовыми средствами, которые складываются в большей части из взноса государств-членов и расходуются исключительно в общих интересах организации.  
Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств. Так, ст. 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что МОТ имеет все права юридического лица, в частности право заключать договоры, право приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право возбуждать судебные деле" 
Такие же права предоставлены ООН и ее органам, программам и фондам, а также их Объединенному представительству Соглашением между Правительством РФ и ООН от 15 июня 1993 г.5 
Термин "международные организации" употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов.  
Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.). 
Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные. 
По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН" ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств). 
Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность. организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). 
Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д. 
Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС). 
С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО. 6 
Отметим, что ранее для классификации использовался и такой признак, как социально-экономическая сущность государств - членов организации.7 
Цели и принципы, структура ООН. Функции основных органов. 
При всей противоречивости и при всем многообразии современный мир представляет собой взаимосвязанную целостность, у которой есть общие проблемы, диктующие необходимость взаимоприемлемых их решений. Такие решения требуют выработки глобальной стратегии, основанной на приоритете общечеловеческих интересов. Сделать это можно с помощью международных организаций, среди которых главная роль принадлежит международным организациям системы ООН.8  
ООН - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности развития сотрудничества между государствами. На 1 января 1998 г. членами ООН являлись 185 государств. 
Организация Объединенных Наций создана после Второй мировой войны. Устав различает первоначальных членов и принятых позже. Первоначальных членов было 51. Это государства, которые после участия в Конференции в Сан-Франциско или ранее подписавшие Декларацию Объединенных Наций 1942 г. ратифицировали Устав (ст. 3). Остальные члены были приняты постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности как суверенные, миролюбивые государства, которые могут и желают выполнять содержащиеся в Уставе обязательства (ст. 4). 
Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день с 1947 г. отмечается как День Объединенных Наций. 
Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации безопасности, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров, заключенных в рамках ООН.  
Особенность Устава ООН состоит и в том, что сами главные органы ООН (Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и могут толковать и дают на практике толкование положений Устава ООН, относящихся к их сфере деятельности. Устав ООН предусматривает, что, когда обязательства государств по Уставу ОС окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную си имеют обязательства по Уставу ООН. Тем самым Устав ООН является фундаментом прогрессивного развития и кодификации международного права.9 
Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка. ООН преследует цели: 
поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии; 
развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; 
осушествлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека; 
быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей. 
Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии радующими принципами: суверенное равенство членов ООН; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами; отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН; невмешательство во внутренние дела государств; оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу; обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов. 
При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103 Устава).10 
Целям ООН и принципам ее деятельности посвящены преамбула и специально ст. 1 и 2 Устава, составляющие его первую главу. Целями ООН являются: поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями; развитие международного экономического, социального, культурного и гуманитарного сотрудничества; согласование действий государства в достижении этих общих целей (ст. 1 Устава). 
Самой важной целью ООН является поддержание международного мира и безопасности. Государства обязаны разрешать свои споры мирными средствами. В случае угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии государства-члены должны по решению Совета Безопасности и под его руководством принимать коллективные меры против агрессора и применять соответствующие принудительные меры невоенного или военного характера.  
ООН должна заботиться о развитии дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Она должна осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, независимо от общественного строя или степени экономического развития государства. 
ООН является общим средством государств в деле достижения мирного и дружественного сотрудничества между ними. Она является местом, где все члены разрешают международные проблемы и ищут пути их урегулирования. Хотя ООН - это международная организация, объединяющая все миролюбивые государства, она остается по своей сути организацией, координирующей действия, осуществляемые самими государствами.  
Для достижения указанных целей ООН и государства-члены действуют в соответствии со следующими принципами: суверенного равенства всех государств-членов; добровольного выполнения принятых на себя по Уставу обязательств; разрешения международных споров мирными средствами; воздержания от угрозы силой или ее применения; обязательного участия в действиях ООН; невмешательства во внутренние дела любого государства (ст. 2 Устава). 
Принцип суверенного равенства государств-членов является руководящим началом деятельности ООН и свидетельствует о том, что ООН не играет роли надгосударственной организации. Все члены ООН имеют равноправное положение, они вправе участвовать в деятельности органов ООН и располагать одним равноценным голосом. Великие державы, несущие главную ответственность за обеспечение международного мира и безопасности, имеют с согласия всех членов постоянное место в Совете Безопасности, а для его решений по непроцедурным вопросам требуется их единогласие. 
Обязанность добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства является конкретизацией общепризнанного принципа международного права - pacta sunt servanda. 
Государства - члены ООН обязаны разрешать свои международные споры только мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Стороны, участвующие в споре, могут выбрать любой способ мирного урегулирования спора: примирение, арбитраж или судебное разбирательство. Кроме того, они могут обратиться к органам ООН, региональным или другим органам и соглашениям. 
Государства-члены обязаны воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим способом, несовместимым с целями ООН. Это запрещение относится не только к агрессивной войне, но и к другим способам применения военной силы, какими являются вооруженная интервенция, вооруженные репрессалии или блокада, при которой применяется военная сила. Допустимым применением силы считаются только участие в коллективных принудительных действиях ООН (ст. 41 и 42 Устава), действия региональных организаций в соответствии со ст. 53 Устава или осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена ООН (ст. 51 Устава). 
Члены ООН обязаны оказывать всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых Советом Безопасности против нарушителя международного мира. 
ООН и ее члены обязаны обеспечить, чтобы государства - не члены ООН действовали в соответствии с принципами ООН, если это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.11 
ООН выполняет свои функции посредством главных и созданных ими вспомогательных органов. Международные организации системы включают ООН, 16 специализированных учреждений, Международное агентство по атомном энергии (МАГАТЭ) и вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи ООН со структурой международных организаций: ЮНКТАД, ЮНЕП, ПРООН, Детский фонд (ЮНИСЕФ). В общей сложности это 22 международные организации, связанные между собой не только задачами, целями и характером компетенции, но и правовыми узами, что соответствует взаимозависимости государств современного мира. Вот почему прежде всего данным организациям отводится роль регулятора международных процессов современности. 
В основе создания системы ООН лежат функциональные потребности организаций и прежде всего самой ООН, имеющей широкую предметную компетенцию и реализующую ее с помощью других международных организаций. В свою очередь функциональные потребности определяются целями и задачами международной организации. Так, через ЮНЕСКО и МАГАТЭ система ООН выходит на главную цель ООН, которая, как известно, состоит в поддержании международного мира и безопасности. Через большинство специализированных учреждений система ООН обеспечивает сотрудничество государств в социально-экономической и гуманитарной сферах. 
Система ООН имеет договорное происхождение, ибо взаимоотношения между ее основными звеньями - ООН, 16 специализированными учреждениями и МАГАТЭ - строятся на основе международного договора, так называемых соглашений о сотрудничестве. В отношениях ООН с ЮНКТАД, ЮНЕП, ПРООН и ЮНИСЕФ главная роль в установлении сотрудничества принадлежит постановлениям Генеральной Ассамблеи. 
В систему ООН входят международные организации различной юридической природы и правового положения. В зависимости от этого и складывался механизм всей системы в целом, состоящий из следующих звеньев: 1) главные органы ООН; 2) высшие органы 16 специализированных учреждений и МАГАТЭ; 3) исполнительные органы этих организаций; 4) вспомогательные органы всех международных организаций, составляющих систему ООН. Среди последних необходимо выделить такой орган, как Административный комитет по координации (АКК), созданный в 1946 году, в компетенцию которого входит обеспечение связи и координация работы ООН со специализированными учреждениями и МАГАТЭ. 
Очевидно, что функционирование системы ООН основывается на действии общепризнанных принципов и норм международного права. Однако в системе действует и свой принцип, так называемый принцип координации. Наибольшая эффективность широкого международного сотрудничества в экономической, социальной, культурной и гуманитарной областях может быть достигнута при условии координации его из какого-либо единого центра. Это обстоятельство было учтено создателями ООН, на которую и была возложена задача координации деятельности международных организаций по экономическим, социальным, культурным и гуманитарным вопросам. 
Принцип координации требует ряда организационных форм, которые обеспечивали бы функцию контроля, присущую ООН. Ими являются представление в Организацию Объединенных Наций специализированными учреждениями и МАГАТЭ отчетов об их деятельности, сведений о годовых бюджетах и принятие ООН соответствующих рекомендаций о политике и деятельности специализированных учреждений. Однако ООН не может принимать решений, имеющих обязательную силу для специализированных учреждений и МАГАТЭ. Последние являются автономными международными организациями. Отношения в системе ООН других звеньев определяются их правовым положением как вспомогательных органов ООН. 
Необходимо отметить, что система ООН находится в постоянном развитии. Так, до 60-х годов в ней отсутствовало такое звено, как вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи - ЮНКТАД, ЮНЕП и ПРООН. В свою очередь произошли изменения непосредственно в самих звеньях системы: 
ЮНИДО с 1965 по 1985 год входила в систему ООН как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи, в 1985 году она приобрела статус специализированного учреждения. 
Система ООН будет развиваться и дальше. Особый импульс ее развитию придает необходимость эффективного решения глобальных проблем, которые входят в предметную компетенцию всех без исключения звеньев системы и требуют взаимосвязанного рассмотрения.12 
В настоящее время существует 16 специализированных учреждений ООН. Некоторые из них образовались из функционировавших ранее международных административных союзов. Другие были созданы в период второй мировой войны или после нее по инициативе либо ООН, либо заинтересованных государств. 
Понятие специализированных учреждений дано в ст. 57 Устава ООН: "I. Различные специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облеченные широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью, в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией в соответствии с положениями статьи 63. 
В зависимости от сферы деятельности специализированные учреждения ООН могут быть подразделены на три основные группы. 
Первая группа - специализированные учреждения экономического характера. Термин "экономический", как было специально оговорено Комитетом 11/3 Конференции в Сан-Франциско, охватывает международную торговлю, финансы, связь и транспорт. К этой группе можно отнести также организации технико-экономического характера. В первую группу входят 12 организаций: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСХР), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). 
Ко второй группе, специализированным учреждениям социального характера, относятся Международная организация труда (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). 
В третью группу входят учреждения культурно-гуманитарного характера - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). 
Специализированные учреждения - постоянно действующие международные организации, их деятельность не ограничена соответствующим сроком, а учредительные акты организаций не предусматривают, как правило, процедуры их ликвидации. За период с 1945 года по настоящее время прекратило существование только одно специализированное учреждение - Международная организация по делам беженцев, однако с самого начала она предусматривалась как временное учреждение.13 
Структура и функции главных органов ООН. 
Таким образом, организационная структура ООН имеет свою специфику, которая заключается в том, что органы Организации делятся на два вида: главные и вспомогательные. Уставом предусмотрено б главных органов. Около 300 вспомогательных органов создано главными органами за время существования ООН. Главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд, Секретариат. Хотя все эти органы относятся к одной категории - главных органов, - они различны по своему значению и правовому положению. Наиболее важны Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Экономический и Социальный Совет и Совет по Опеке работают под руководством Генеральной Ассамблеи, представляя результаты своей деятельности на окончательное ее утверждение, однако это обстоятельство не меняет их статуса как главных органов.14  
Генеральная Ассамблея является единственным органом, в котором представлены все государства-члены. Делегация каждого государства - члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей. 
Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.  
Генеральная Ассамблея, в частности: 
рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечении международного мира и безопасности; 
избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; 
по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; 
совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; 
координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; 
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставе ООН. 
Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре - марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов 001 могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий. 
Каждый член Ассамблеи имеет один голос. Решения Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов ООН, по другим вопросам решения принимаются простым большинством членов. 
Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет); Специальный политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет); 
Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет); Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет). 
Помимо главных комитетов, Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий. 
Совет Безопасности ООН является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности. 
Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблей ООН на два года без права немедленного переизбрания. 
Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.  
Стороны спора, продолжение которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спopa, какие найдет подходящими. 
Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства. 
Кроме того, Совет Безопасности определяет существование, любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН. 
Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. 
Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы. При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мери не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности. 
Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила и процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.  
Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается не принятым (право вето).  
Совет Безопасности может учреждать вспомогательные органы, необходимые для выполнения его функций. Так, для оказания помощи Совету Безопасности по вопросам использования войск, предоставленных в его распоряжение, и регулированию вооружений, был создан Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. 
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей. 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на три года. 
ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам. 
ЭКОСОС уполномочен: 
делать рекомендации Генеральной Ассамблее в целях поощрения уважения прав человека; 
готовить проекты конвенций по вопросам своей компетенции; 
заключать соглашения с различными специализированными учреждениями системы ООН и других международных организаций; 
созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию; 
осуществлять иные действия, предусмотренные Уставом ООН. 
Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов членов ЭКОСОС, присутствующих и участвующих в голосовании. ЭКОСОС устанавливает свои правила процедуры, включая избрание своего Председателя, избираемого ежегодно. 
Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает: 
шесть функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин, Комиссию по наркотическим средствам; 
пять региональных экономических комиссий (для Европы, для Азии и Тихого океана, для Африки, для Латинской Америки, для Западной Азии); 
шесть постоянных комитетов (по программе и координации, по природным ресурсам, по транснациональным корпорациям и др.; 
ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как предупреждение и борьба с преступностью, международное сотрудничество в вопросах налогов и др.).При ЭКОСОС имеют консультативный статус более 600 неправительственных организаций по вопросам, входящим в компетенцию ЭКОСОС.14 
 
Совет по Опеке состоит в настоящее время из 5 членов (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий все в ходе работы Совета получили независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика Танзания, Самоа, Науру, Папуа-Новая Гвинея. 
В 1994 году с истечением срока действия Соглашения об опеке для последней подопечной территории Тихоокеанские острова и приемом Палау в качестве 185-го члена в ООН Совет по Опеке завершил выполнение своей задачи, возложенной на него в соответствии с Уставом ООН в отношении всех 11 территорий, которые были включены в систему опеки. В этой связи Совет по Опеке внес поправки в свои правила процедуры, и в будущем он будет созываться только тогда, когда этого потребуют обстоятельства, и там, где это представляется наиболее уместным. На заседании Совета Безопасности ООН 10 ноября 1994 г. было отмечено, что система опеки ООН полностью выполнила свои задачи, внеся значительный вклад в решение вопросов, связанных с реализацией неотъемлемого права народов на самоопределение. В соответствии с единогласно одобренной Советом Безопасности резолюцией 956 (1994) от 10 ноября 1994 г. действие Соглашения об опеке в отношении последней подопечной территории было прекращено. 
По предложению Мальты в повестку дня 50-й сессии Генералы Ассамблеи был включен пункт, озаглавленный "Обзор роли Совета по Опеке".  
В ходе обсуждения этого вопроса были внесены различные предложения, в том числе об упразднении Совета по Опеке, превращении его в Совет по правам человека, о наделении его функциями хранителя и попечителя общего наследия человечества и сохранения окружающей среды. В принятой без голосования резолюции Генеральной Ассамблеи 50/55 от 11 декабря 1995 г. всем государствам предложено представить письменные замечания относительно дальнейшей судьбы Совета по Опеке. В последующем этот вопрос был вынесен на рассмотрение Спецкомитета по Уставу ООН и усилению роли Организации. 
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем докладе "Обновление ООН: Программа реформы" от 16 июля 1997 г. выдвинул идею преобразовать Совет по Опеке в форум коллективной опеки над окружающей средой, Мировым океаном, атмосферой и космическим пространством как "всеобщим достоянием" с подключением к работе этого форума большого числа неправительственных организаций и других институтов "гражданского общества".15  
Международный Суд является главным судебным органом ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства - не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. 
Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. 
Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности (в Совете для избрания необходимо получить восемь голосов). Срок полномочий судей - девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей. 
При характеристике правового положения Суда следует учитывать, что стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе. 
К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями. 
По общему правилу, юрисдикция Суда факультативна. Иными словами, Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора; любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.  
Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон. 
Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору. 
Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний. 
После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим. 
По итогам судебного разбирательства выносится решение. В решении указываются имена судей, соображения, на которых оно основано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение.  
Следует учитывать, что решение Суда не имеет характера прецедента и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств. 
Суд вправе давать консультативные заключения по любому юрндическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООО. Суд выноси консультативные заключения в открытом заседании. Суд решает споры на основании международного права и применяет: международные конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами: международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; с оговоркой судебные решения и доктрины наиболее квалифицированны специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.  
В настоящее время заявления о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН сделали около пятидесяти государств. СССР долгое время отрицательно относился к обязательной юрисдикции Суда и при подписании договоров, предусматривающий возможность обращения для толкования договора в Суд, зачастую делал оговорки о непризнании обязательной юрисдикции. Российская Федерация пересматривает позицию СССР в отношении обязательной юрисдикции Международного Суда ООН и постепенно снимает оговорки Союза ССР.  
Официальными языками Суда являются французский и английский. Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей праве пользоваться и другим языком, однако решения Суда выносятся на французском и английском языках. 
Местопребывание Суда - Гаага (Нидерланды). Это, однако, непрепятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным. Председатель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда. 
Со времени создания Международного Суда в 1946 г. государства представили на его рассмотрение свыше 60 споров, и более 20 консультативных заключений были затребованы международными организациями. 
Секретариат ООН. 
На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения штаб-квартир органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене. 
Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств - членов ООН. 
Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. 
Генеральный секретарь ООН: 
осуществляет общее руководство подразделениями Секретариата; 
представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе ООН; 
участвует в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН; 
назначает персонал Секретариата и руководит его работой. 
При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал не должны запрашивать или получать указаний от каких-либо правительств. 
Сотрудники Секретариата назначаются Генеральным секретарем по правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Прием на службу в Секретариат и определение ее условий производится на договорной основе с учетом необходимости обеспечения высокого Уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Эти международные гражданские служащие (численностью более 25 тыс. человек) приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать инструкций от какой-либо власти, не имеющей отношения к ООН.16

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"