Место президента в органах государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Президент РФ обладает большим разнообразием полномочий, используемых в реализации его функций как главы государства. Эти полномочия охватывают все стороны государственной деятельности и президент несет ответственность за слаженную работу государственных структур. Однако, Россию нельзя в полной мере назвать президентской республикой. В отличии от президентской республики, в которой не существует правительства как органа, в Российской Федерации Президент РФ не является главой исполнительной власти.

Содержание

1. Введение
2. Место президента в органах государственной власти
3. Полномочия президента, связанные с формированием и деятельностью государственных органов.
4. Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная по констутиционному праву.docx

— 29.23 Кб (Скачать)

Оглавление

 

1. Введение

2. Место президента  в органах государственной власти

3. Полномочия президента, связанные с формированием и деятельностью государственных органов.

4. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

  Президент РФ обладает большим разнообразием полномочий, используемых в реализации его функций как главы государства. Эти полномочия охватывают все стороны государственной деятельности и президент несет ответственность за слаженную работу  государственных структур. Однако, Россию нельзя в полной мере назвать президентской республикой. В отличии от президентской республики, в которой не существует правительства как органа, в Российской Федерации Президент РФ не является главой исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти выступает правительство. Все полномочия Президента основываются на Конституции и должны быть осуществлены только в рамках Конституции РФ и других Федеральных Законов. В данной контрольной работе я хочу раскрыть основные полномочия президента Российской Федерации, основываясь на литературных источниках, а так же самой Конституции. Для достижения этой цели мне потребуется рассмотреть и проанализировать роль Президента в системе органов гос. власти РФ, а так же проанализировать сами функции, выполняемые президентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Место президента в органах государственной власти.

 

  В соответствии с  4 главой Конституции РФ, президент  является главой государства  (ч. 1 ст. 80). Подобная дефиниция статуса  президента РФ значит, что он  занимает особое место в системе  органов государственной власти  и не входит ни в одну  из её ветвей непосредственно. Однако это не означает, что президентская власть стоит над другими властями и те зависят от неё. Каждая из ветвей власти имеет закрепленные конституционно полномочия, функционирует во взаимодействии с другими и обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и президента. То, что президент не включен в исполнительную власть не нарушает принципа из ст.10 Конституции, которая, в свою очередь, предполагает наличие органа, обеспечивающего согласованность в функционировании и взаимодействии органов гос. власти, что и возложено на президента. К тому же, существует необходимость в наличии представителя гос-ва в международных отношениях.

  Статус президента  как главы гос-ва проявляется в его конституционно и законодательно определённых полномочиях. В ст.80 обобщенно сформулированы эти полномочия: он является гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина. Он должен не допустить нарушения Конституции и нарушения механизма защиты прав и свобод. В Конституции закреплены отдельные полномочия, обеспечивающие возможность эффективно реализовать эту функцию. К таким можно причислить: право на вето, право законодательной инициативы, право на обращение с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной думы или отставки Правительства и др.

  В ограничении периода  полномочий действующего президента  заключается гарантия того, что  президент не обретет авторитарную  власть. К ограничениям относятся: срок избрания президента в 4 года, недопустимость занятия поста президента дольше, чем два срока подряд, а так же признании несоответствующими Конституции нормативных актов президента по решению Конституционного Суда РФ и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Полномочия президента, связанные с формированием и деятельностью государственных органов.

 

  Президент РФ согласно  Конституции обладает довольно  широкими полномочиями по формированию  и влиянию на деятельность  государственных органов власти. Каждая возможность закреплена  в Конституции и ограничена  ею.

  Для начала следует  упомянуть о том, что согласно  ст. 83 (а) Конституции РФ президент  в праве с согласия Государственной  Думы назначать Председателя Правительства Российской Федерации. К тому же, положения ст. 103 показывают, что согласие на назначение Председателя Правительства оформляется в виде постановления Государственной Думы, принятого большинством голосов от общего количества депутатов Думы. Кандидатуру на пост Председателя представляет официально либо президент, либо его уполномоченный представитель из Думы. Председатель палаты тут же извещает остальных депутатов о представлении президента. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя, президент вносит на согласование новую в течение недели. При том, кандидатура может остаться прежней, вплоть до её отклонения в третий раз. В ч. 4 ст. 111 Конституции предусмотрена возможность назначения Председателя без согласия Государственной Думы после трехкратного отклонения представленных кандидатур. Это сопровождается роспуском Государственной Думы и назначением новых выборов.

  Если двигаться по  статьям Конституции дальше, то  уже в той же ст. 83 (б) можно  увидеть еще одну функцию президента  РФ. В соответствии со статьей   он имеет право самостоятельно председательствовать на заседаниях правительства. Из положения Конституции следует, что президент в праве по своему усмотрению выбирать те заседания, на которых он желает председательствовать. Он так же имеет право на участие в прениях, внесение предложений; он может делать замечания; давать справки по существу обсуждаемых проблем. Под председательством президента Российской Федерации могут проходить как заседания Правительства, так и Президиума.

 

  Как уже вскользь  упомянуто выше, президент в соответствии  со ст. 83 (в) Конституции вправе принимать решение об отставке Правительства. Правительство так же имеет право подать в отставку и по своей собственной инициативе ( ч.1 ст. 117 ). Отставка Правительства может произойти вследствие выражения ему недоверия со стороны Государственной Думой (ч. ст. 117),  так и в отказе Государственной Думы в доверии действующему Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). Однако окончательное решение вопроса остается за президентом РФ, что является исключительно его прерогативой, не требующей ни разрешений, ни согласований, ни предварительных консультаций. По Федеральному Конституционному Закону «О правительстве РФ» решение о сложении полномочий Правительства сопровождается распоряжением Правительства РФ в день вступления Президента РФ на должность.

  В соответствии со ст. 83 (г) Конституции, президент в праве как представить кандидатуру на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, так и поставить вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ. Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации» гласит, что кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка Президент представляет не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий уже действующего Председателя. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Центрального банка – в двухнедельный срок с момента освобождения. В случае отклонения кандидатуры, президент в течение двух недель вносит новую. Один и тот же человек не в праве занимать должность Председателя Банка России больше, чем три срока подряд. Таким образом, Председатель Центрального банка освобождается от должности: по истечению срока полномочий; по невозможности исполнения его служебных обязанностей по подтверждению мед. комиссии; при личной подаче в отставку; при совершении уголовно наказуемых действий, установленных в законную силу приговором суда; при нарушении федеральных законов, связанных с деятельностью Центрального Банка.

  Помимо прочего, президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ отвечает за назначение и освобождение от должности заместителей самого Председателя и федеральных министров ( в соответствии со ст. 83 (д)  ). Назначение производится на основе кандидатур, предложенных Председателем Правительства.

 

  Статья 83 (е) утверждает, что президент представляет Совету Федерации кандидатуры на назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного, а так же назначает Генерального прокурора Российской Федерации. Их назначение осуществляет Совет Федерации. Кандидатуры на должности в Конституционном Суде предварительно обсуждаются Комитетом Совета Федерации. Кандидатуры на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Комитетом по правовым и судебным вопросам. Если кандидатура, представленная президентом РФ на должность судьи какого-либо из вышеперечисленных судов не набирает большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, то она будет отклонена. Федеральный Закон «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. устанавливает, что президент представляет кандидатуры судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения председателей судов. Судьи проходят отбор, в который входит сдача квалификационного экзамена, заключения квалификационной коллегии судей и т.д. Впоследствии президент либо отклоняет, либо назначает кандидатуры в двухмесячный срок. Представленная президентом кандидатура Генерального прокурора РФ рассматривается  в течении тридцати дней. Всё так же, если кандидат не наберет нужного количества голосов, в течение 30 дней президент должен представить новую кандидатуру на данный пост. Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда. Судьи военных судов назначаются при представлении только Председателем Верховного Суда. В рамках двух месяцев со дня получения необходимой информации президент назначает судей федеральных судов или отклоняет предложенные кандидатуры, сообщив об этом председателю соответствующего суда.

  Судя по статье 83 (ж)  Конституции Российской Федерации,  президент РФ так же формирует и возглавляет Совет Безопасности. В Федеральном Законе «О безопасности» от 5 марта 1992 г. и Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» определено правовое положение Совета Безопасности. Президент РФ является председателем Совета Безопасности. наряду с ним в состав Совета входят: секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Постоянные члены и члены Совета назначаются Президентом по представлению Секретаря Совета Безопасности. Решения Совета в важнейших вопросах оформлены указами президента, в отличие от обычных решений, сопровождающихся протоколами. Секретарь Совета Безопасности отвечает за организацию заседаний и обеспечение подготовки проектов решений. Межведомственные комиссии служат основными органами Совета Безопасности. Положения о комиссиях и их составы установлены Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации».

В соответствии с пунктом  «к» все с той же статьи 83 Конституции  Российской Федерации, Президент РФ обладает полномочиями по формированию своей Администрации. Статус и функции Администрации определяются по усмотрению Президента, т.к. в Конституции не установлен характер данного органа. Однако, Администрация Президента обязана действовать исключительно в пределах полномочий самого Президента и не может вмешиваться в дела, попадающие под компетенцию других государственных органов власти. Общее руководство Администрацией лежит на плечах Президента. Положением об Администрации Президента Российской Федерации из Указа Президента от 2 октября 1996 г. установлено, что Администрацией называют государственный орган, отвечающий за обеспечение деятельности президента.

  Так же, по пункту «к» Конституции РФ Президент вправе назначать или освобождать своих полномочных представителей, отвечающих за представление его интересов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, а также в российских, иностранных и международных организациях. Полномочные представители могут действовать на основе положений, утверждаемых Президентом Российской Федерации. Официальным представителем президента может выступать любое лицо, в том числе не занимающее никакой должности непосредственно в Администрации Президента.

  Президент вправе назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (по п. «л» ст. 83 Конституции РФ). Здесь проявляется функция Президента РФ как верховного Главнокомандующего страны. По ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне» президент утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации; иных войсках, формированиях и органах; присваивает воинские звания; назначает на воинские должности; освобождает от воинских должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном данным федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

  На протяжении работы я еще раз убедился, что Президенту РФ отведена уникальная роль в сфере государственной власти. Он обладает своей компетенцией, которая определена Конституцией РФ и которая охватывает все аспекты государственной деятельности. В каких-то вопросах Президент Российской Федерации обладает в большом количестве случаев правом на принятие окончательного решения, но, к примеру, он не вправе навязать парламенту принятие какого-либо закона. Однако, конституция РФ дает Президенту возможность опираться на поддержку большинства депутатов Государственной Думы и задавать направление для движения внутренней и внешней политики. Таким образом, Конституция РФ дает главе государства в полной мере участвовать в управлении государственными делами, а именно в разделении властей. Задачей моей работы было последовательно показать функции и возможности президента в участии в разделении властей. Я считаю, что я в полной мере описал основные его функции в этой сфере деятельности, тем самым достигнув поставленной цели: «Показать полномочия Президента РФ в системе разделения властей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

- Конституция РФ от 12.12.1993 г.

- Федеральный  конституционный закон от 17.12.97 №  2-ФКЗ "О Правительстве Российской  Федерации"

- Федеральный  закон от 10.06.2002 № 86-ФЗ "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)"

- Федеральный  конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном  Суде Российской Федерации".

- Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей  в Российской Федерации".

- Указ Президента  РФ от 2 октября 1996 г. N 1412 «Об утверждении  Положения об администрации Президента  РФ».

- Конституционное  право России. (Учебное пособие) Анисимов Л.Н. 2006

- Конституционное право России. (Учебник) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. 2003, 3-е изд.

 


Информация о работе Место президента в органах государственной власти