Международная миграция трудовых ресурсов: основные тенденции, выгоды и потери

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:35, реферат

Описание работы

В этой ситуации развитые страны проводят ярко выраженную иммиграционную политику, ориентированную на привлечение иностранной рабочей силы, в основном квалифицированной. Насколько целесообразен такой путь для России? Как это может в дальнейшем сказаться на социально-трудовых отношениях и занятости населения? Каковы перспективы успешного выхода нашей страны на международный рынок труда? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать состояние международного рынка труда, проанализировать основные факторы, формирующие его в современных условиях, выявить глобальные и региональные тенденции на этом рынке.

Содержание

Введение
1. Условия и факторы, определяющие международную миграцию трудовых ресурсов в современной мировой экономике
1.1 Понятие, сущность и причины мировой трудовой миграции
1.2 Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы
1.3 Анализ влияния международной миграции на экономику стран
2. Регулирование процессов международной миграции рабочей силы .
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 45.17 Кб (Скачать)

1) сокращается  уровень безработицы и расходы  по ее социальному обслуживанию;

2) граждане, работающие за рубежом, приобретают  более высокую квалификацию и переводят часть своего дохода на родину, улучшая тем самым платежный баланс страны;

3) эмигрантами  нередко осуществляется личное  инвестирование в отечественную экономику (путем покупки у себя на родине средств производства, земли, недвижимости, ценных бумаг м т. д.);

4) часть  эмигрантов возвращается домой,  привозя с собой капитал, достаточный для начала бизнеса. В результате в относительно менее развитых странах возникают малые и средние фирмы, оживляется предпринимательская деятельность;

5) стране  — экспортеру рабочей силы  поступают средства от налога  с прибыли фирм-посредников, работающих в данной: сфере деятельности;

6) страны  — экспортеры имеют валютные  поступления от стран — импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу, образование и т.д.

     Помимо  перечисленных выше преимуществ  в государственный бюджет страны-экспортера рабочей силы поступают и прямые платежи, которые вносят в виде налогов эмигранты (если это закреплено в законодательстве или межправительственными соглашениями). Например, в Турции молодые мужчины-эмигранты вносят в казну плату за отсрочку от военной службы. 

     В целом же реальные поступления от международной миграции в национальную экономику страны - экспортера рабочей силы оказываются часто весьма значительными, это наглядно показано на примере стран с наибольшим объемом получаемых денежных переводов. Среди официально зарегистрированных крупнейших получателей денежных переводов - Индия - $21,7 млрд., Китай - $21,3 млрд., Мексика -$18,1 млрд., Франция -$12,7 млрд. и Филиппины - $11,6 млрд. Страны, в которых денежные переводы из-за рубежа составляют основную долю ВВП: Тонга (31%), Молдавия (27,1%), Лесото (25,8%), Гаити (24,8%) и Босния и Герцеговина (22,5%).    К отрицательным последствиям трудовой эмиграции относятся:

• рабочая  сила, на воспроизводство которой  были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП не у себя на родине, а за рубежом;

• мигрирует  наиболее конкурентоспособная и  предприимчивая часть населения, ослабляя тем самым национальную экономику. Отток научно-технического интеллигенции («утечка мозгов») отрицательно влияет на научный потенциал страны;

• массовый отъезд молодых людей, преимущественно  мужчин отражается на демографической  ситуации.

     Для стран-импортеров трудовая миграция также  имеет как положительные стороны (возможность привлечения дешевой рабочей силы, снижение расходов на обучение работников и их социальную защиту, обеспечение занятости в не требующих высококвалифицированной рабочей силы отраслях), так и отрицательные (повышение социальной напряженности, частые правонарушения — нередко на почве межнациональных конфликтов).  Согласно исследованию Всемирного банка (ВБ), международная миграция стимулирует рост благосостояния как "отправляющей", так и принимающей стран. Чтобы увеличить эффективность миграции, ВБ предлагает упростить легализацию трудовых мигрантов и облегчить механизм перевода денежных средств. По данным ВБ, численность мигрантов в мире приближается к 200 млн. человек. Заработки трудовых мигрантов существенно сокращают уровень бедности, прежде всего в развивающихся странах. По итогам 2005 года темпы экономического роста в развивающихся странах останутся на исторически максимальных уровнях - почти в два раза выше аналогичного показателя в развитых странах. В странах же с высоким уровнем дохода прогнозируется замедление темпов экономического роста: с 3,1% в 2004 году до 2,5% в 2005 и 2006 годах.   

     По  прогнозам аналитиков ВБ, рост числа  мигрантов, благодаря которому численность рабочей силы в странах с высоким уровнем дохода к 2025 году вырастет на 3%, может привести к росту совокупных доходов стран в реальном выражении на 0,6%, что составляет $365 млрд. При этом совокупный доход, полученный от деятельности мигрантов, распределяется следующим образом: $162 млрд. поступят мигрантам, $143 млрд. - жителям развивающихся стран, а $51 млрд. - жителям развитых стран.     Эксперты Всемирного банка предлагают развитым странам заключать соглашения с развивающимися странами для облегчения порядка пересечения границы, легализации трудоустройства, а также облегчить перевод части заработка домой. Международная комиссия по миграции также призывает «признать и усилить» роль мигрантов в стимулировании экономического роста. 

 

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 

     В связи с ростом масштабов международной  миграции и особенно нелегальной, объективно встал вопрос об усиление государственного и межгосударственного регулирования данного процесса.     Масштабы миграционных потоков рабочей силы заставили государства объединить свои усилия в принятии политических решений.    Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя: двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др. Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году, согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций, как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.            Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраны труда, безопасности и распространения всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, работодателей и профсоюзов.        МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

1. Разработка  конвенций и рекомендаций о  труде.

2. Оказание  технической помощи развивающимся  странам Азии, Африки и Латинской  Америки.

3. Обучение  и просвещение по вопросам, входящим  в круг деятельности МОТ.

     Разработка  конвенций и рекомендаций о труде  — важнейшая форма деятельности МОТ. Содержащиеся в них международные  нормы о труде охватывают самые различные области трудовых отношений и социальных вопросов, относящихся к трудящимся-мигрантам. Среди них: защита трудящихся-мигрантов; равноправие граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения; сохранение прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения по инвалидности, старости, на случай потери кормильца.            МОТ рекомендует всем странам, включенным в процессы миграции, координировать политику в области занятости, улучшать медицинское и общественное обслуживание мигрантов, бороться против привлечения подготовленных кадров и «утечки умов», облегчать добровольное возвращение мигрантов на родину.          Назовем некоторые из Рекомендаций МОТ:

-  Об  отношениях к трудящимся-иностранцам  (1919 г.);

-  О  вербовке, трудоустройстве и условиях  труда трудящихся-мигрантов (1939 г.);

-  О  защите трудящихся-мигрантов в  слаборазвитых странах и территориях  (1955 г.).

     Первым  нормативным актом МОТ, направленным на решение вопросов миграции рабочей силы, по существу, стала Конвенция 48, принятая в 1935 году, вступившая в силу в 1938 году. В соответствии с этой Конвенцией устанавливалась система международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости, на случай потери кормильца. Права распространялись на всех проживающих на территории Члена организации иностранцев, независимо от гражданства.   В 1949 году была принята Конвенция 97 о трудящихся-мигрантах. Положения этой Конвенции сохраняют свою актуальность до сих пор.  Обратим внимание на два положения этой Конвенции:

1) она  распространяется на иммигрантов,  законно пребывающих на территории страны;

2) в  ней предусмотрено право трудящихся-мигрантов  на постоянное жительство в «принимающей» стране после определенного срока работы.

     Нормы МОТ содержат не только перечисление прав мигрантов, но и обязанности  социальных служб стран иммиграции.     Помимо МОТ, на международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Эта организация разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:

-  способствовать  упорядочению и планированию  миграции граждан;

-  способствовать  перемещению квалифицированной  рабочей силы и членов их  семей, которые могут содействовать  развитию принимающей страны;

-  организовывать  перемещение беженцев и др.

     Большую работу по защите беженцев и их репатриации  проводит Управление Верховного комиссара  по беженцам при ООН.   Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Так, в ВОЗ есть служба, которая занимается разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей, в ЮНЕСКО — служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Аналогичные службы есть в ОЭСР: так называемая система постоянного наблюдения за миграцией СОПЕМИ, в Западной Европе — Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).    Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.     Сотрудничество в вопросах иммиграции и предоставления убежища стало неотъемлемым условием ассоциированного членства в ЕС стран Восточной Европы.           Правительство каждой страны вправе самостоятельно определять направления и цели миграционной политики. Для этого во многих странах мира разработаны и приняты соответствующие законодательные и нормативно-правовые акты о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов. Осуществляют деятельность национально-государственные органы или службы иммиграции, которые, как правило, создаются при министерствах труда, юстиции или внутренних дел.      Интенсивное развитие международной трудовой миграции и процессов ее регулирования является одной из характерных черт развития международных экономических отношений в современных условиях.

  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подвижность населения и трудовых ресурсов –  одна из важных особенностей современных международных экономически отношений.  Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов. Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.         Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?         Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны–экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.           К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.        Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.     Международная миграция в перспективе будет продолжаться. Все большая часть рабочей силы, поступая на мировой рынок, становится товаром глобального масштаба. Регулирование международной миграции и цена рабочей силы нее чаще определяются не отдельными государствами и ТНК, а мировым сообществом и формирование международного рынка труда становится важным фактором процесса глобализации мирового хозяйства.

ЛИТЕРАТУРА 

1. Миграционная  ситуация в странах СНГ / Под редакцией Зайончковской Ж.А. - М.: Комплекс-Прогресс, 2008.

2. Цапенко И. «Социально-политические последствия международной миграции населения», МЭиМО, 2007, № 3.

3. Stalker P. Work of Strangers: A survey of international labour migration, Geneva, 2008.

4. Семенов К.А.  Международные экономические отношения. - М.: Гардарики, 2008 г.

5. Тарлецкая Л. «Международная миграция и социально-экономическое развитие», МЭИМО, 2009, № 7.

6. Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина ХХ столетия. - М.: Институт востоковедения РАН. 2007 г.

Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов: основные тенденции, выгоды и потери