Международное морское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Международное морское право - это отрасль международного права, состоящая из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане. Данная отрасль является одной из старейших, потому что с давних времен Мировой океан, составляющий 71 % планеты Земля, играл большую роль в удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных потребностей народов мира.

Работа содержит 1 файл

Доклад-1.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Однако Конвенция  ООН по морскому праву, в отличие  от Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также и те государства, у которых ширина территориального моря достигает 12 морских миль.

7. Континентальный  шельф

Под континентальным  шельфом с геологической точки  зрения понимается подводное продолжение  материка (континента) в сторону  моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. 
 
С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов.

Вопрос о  континентальном шельфе в международно-правовом плане возник, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся  залежи минерального сырья, ставшие  доступными для добычи.

На I Конференции  ООН по морскому праву в 1958 году была принята специальная Конвенция  о континентальном шельфе, признавшая суверенные права прибрежного государства  над континентальным шельфом  в целях разведки и разработки его естественных богатств, в том числе минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, живых организмов «сидячих видов» (жемчуг, губки, кораллы и др.), прикрепленных к морскому дну или передвигающихся по нему или под ним в надлежащий период своего развития. К последним видам были отнесены также крабы и другие ракообразные.

На III Конференции  по морскому праву были приняты цифровые пределы для установления внешней  границы континентального шельфа. Конвенция  ООН по морскому праву определила континентальный шельф прибрежного государства как «морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние».

Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

8. Исключительная экономическая  зона

В соответствии с Конвенцией экономическая зона представляет собой район, находящийся  за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе установлен специфический правовой режим. Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии, путем использования воды, течений и ветра.

Конвенция предусматривает  право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической  зоны. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с  прибрежным государством.

В то же время  другие государства, как морские, так  и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической  зоне свободами судоходства, полетов  над ней, прокладки кабелей и  трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. Указанные свободы осуществляются в зоне как в открытом море. На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. д.). Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. Это важное положение применяется без ущерба для соблюдения других положений правового режима исключительной экономической зоны. 
В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 морских миль. Правда, законы некоторых из этих государств пока не полностью соответствуют положениям Конвенции ООН по морскому праву. Но эта ситуация будет изменяться по мере дальнейшего укрепления режима, предусмотренного Конвенцией.

9. Части открытого  моря за пределами  исключительной экономической  зоны

На части  моря, расположенные за пределами исключительной экономической зоны в сторону моря от берега, Конвенция ООН по морскому праву распространяет действие правового режима, который традиционно применялся к открытому морю. В этих морских пространствах все государства на основе равенства пользуются с учетом других положений Конвенции такими свободами открытого моря, как свобода судоходства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, рыболовства, научных исследований. 
Существенное внимание Конвенция уделила вопросам сохранения живых ресурсов в водах открытого моря, в которых сохранен принцип свободы рыболовства, осуществляемой здесь с учетом договорных обязательств государств, а также предусмотренных Конвенцией прав, обязанностей и интересов прибрежных государств. В соответствии с Конвенцией все государства должны принимать в отношении своих граждан такие меры, какие окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря. Государства должны также в этих же целях сотрудничать друг с другом непосредственно или в рамках субрегиональных или региональных организаций по рыболовству.

10. Международный район  морского дна

В результате научно-технического прогресса оказались  досягаемыми для эксплуатации не только природные ресурсы континентального шельфа, но и глубоководные залежи минералов, находящихся на морском дне и в его недрах за пределами континентального шельфа. Реальная перспектива их добычи породила проблему правового регулирования эксплуатации природных ресурсов района Мирового океана, который получил название международного района морского дна, за пределами действия национальной юрисдикции или, говоря точнее, за пределами континентального шельфа.

Конвенция ООН  по морскому праву 1982 года провозгласила  международный район морского дна  и его ресурсы «общим наследием  человечества». Естественно, что правовой режим этого района и эксплуатации его ресурсов в соответствии с указанным положением может определяться только всеми государствами совместно. В Конвенции указано, что финансовые и экономические выгоды, получаемые от деятельности в международном районе, должны распределяться на основе принципа справедливости, с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов, которые еще не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления. Такое распределение доходов, получаемых от деятельности в международном районе, не потребует прямого или обязательного участия в этой деятельности неготовых к ней развивающихся государств. 
Согласно Конвенции, главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, состоящая из членов Органа, Совет, включающий 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей, а также Секретариат.

11. Закрытое или полузакрытое  море

Под закрытым морем понимается море, которое омывает  берега нескольких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, расположенных вокруг закрытого моря.

К закрытым морям, в частности, относят Черное и Балтийское моря. Эти моря иногда называют полузакрытыми и региональными. Правовой режим указанных морей нельзя отделить от правового режима Черноморских и Балтийских проливов.

Во второй половине XX века концепция закрытого  моря получила дальнейшее развитие и стала предусматривать положения о специальной правовой защите морской среды и региональном правовом регулировании рыболовства в закрытых или полузакрытых морях.

12. Права государств, не имеющих морского  побережья

Внутриконтинентальные или, как их часто называют, государства, не имеющие морского побережья, имеют право на доступ к морю, в том числе право на то, чтобы морские суда плавали под их флагом.

Это существовавшее и ранее право получило закрепление  в Конвенции ООН по морскому праву, которая предусматривает порядок решения вопроса о доступе внутриконтинентального государства к морю через территорию тех стран, которые расположены между морем и данным внутриконтинентальным государством.

13. Международные проливы

Проливы — это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Они обычно являются необходимыми путями, иногда даже единственными, для морских и воздушных связей государств, что свидетельствует об их большом значении в международных отношениях.

При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как  правило, два связанных между  собой фактора: географическое положение  того или иного пролива и его  значение для международного судоходства.

Конкретные  проливы могут иметь свои особенности. Тем не менее считается, что, например, Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский, Ормузский  и другие проливы являются мировыми морскими путями, открытыми для свободного или беспрепятственного мореплавания и воздушной навигации всех стран. Такой режим действует в этих проливах на протяжении длительного исторического периода в силу международных обычаев или международных соглашений.

14. Международные морские  каналы

Международные морские каналы — искусственно созданные морские пути. Они строились обычно для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения рисков и опасностей мореплавания. В частности, с введением в эксплуатацию Суэцкого канала расстояние между портами Европы и Азии сократилось более чем вдвое. Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств под их суверенитетом. 
Однако для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.

15. Воды государств-архипелагов  (архипелажные воды)

В Конвенции  по морскому праву вопрос об архипелажных водах получил следующее решение. Архипелажные воды состоят из вод, расположенных между островами, входящими в состав государства-архипелага, которые отграничиваются от других частей моря вокруг государства-архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь 3% их общего числа могут иметь максимальную длину 125 морских миль. При их проведении не допускается сколько-нибудь заметного отклонения от берега. От этих линий в сторону моря отсчитываются территориальные воды государства-архипелага.  

        Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, как он установлен применительно к территориальному морю.

К архипелажному  проходу mutatis mutandis (с учетом необходимых  различий) применяются постановления, относящиеся к транзитному проходу  через проливы, используемые для  международного судоходства, и определяющие обязанности судов, осуществляющих проход, а также обязанности государств, граничащих с проливами, включая обязанность не препятствовать транзитному проходу и не допускать никакого приостановления транзитного прохода.

Конвенция по морскому праву не предоставляет  право устанавливать архипелажные воды между островами архипелагов, разобщенных с основной частью какого-либо государства.

16. Международные организации  в области освоения  Мирового океана

Расширение  и интенсификация деятельности государств по использованию морей и океанов  привели к возникновению и значительному росту в последние годы международных организаций, призванных способствовать развитию сотрудничества государств в различных областях освоения Мирового океана.

        Уже в течение нескольких лет работает подготовительная комиссия по практическому осуществлению положений Конвенции, относящихся к созданию и функционированию Международного органа по морскому дну. 
Крупный вклад в развитие международного морского права и сотрудничества государств в области использования Мирового океана вносит Международная морская организация (ИМО), созданная в 1958 году (до 1982 г.— Международная морская консультативная организация — ИМКО).

Основные  цели ИМО состоят в том, чтобы  способствовать сотрудничеству между  правительствами и проведению мероприятий, относящихся к техническим вопросам международного торгового судоходства, а также в том, чтобы содействовать устранению дискриминационных мер и излишних ограничений, затрагивающих международное торговое судоходство. Организация занимается, в частности, и разработкой проектов конвенций по таким вопросам, как охрана человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения моря с судов, безопасность рыболовных судов, и многим другим. 
        Разработкой правовых норм, относящихся к морским вопросам, занимается также Международный морской комитет, учрежденный в 1897 году в Бельгии и имеющий своей целью унификацию морского права путем заключения международных договоров и соглашений, а также посредством установления единообразия в законодательстве различных стран.

Информация о работе Международное морское право