Международное право и Конституция Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:49, реферат

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении соотношения Конституции РФ и норм международного права.Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть действие норм международного права;
2.дать характеристику соотношения Конституции РФ и норм международного права;
3.способы воздействия международно-правовых актов на национальные правовые системы;
4.рассмотреть последствия вступления РФ в совет Европы.

Содержание

Введение
§ 1. Непосредственное действие международных договоров.
§ 2. Соотношение норм международного права и международных договоров России.
§ 3. Способы воздействия международно-правовых актов на национальные правовые системы.
§4. Вступление РФ в Совет Европы и его последствия.
§ 5.Международная правосубъектность.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

В своем письме Председателю Государственного Собрания Башкортостана В.В. Путин, требуя привести республиканское законодательство в соответствие федеральному, отметил, что в ряде статей Конституции республики "проводится идея об установлении полной международной правосубъектности Республики Башкортостан, включая самостоятельное участие в международных и внешнеэкономических отношениях, в межгосударственных объединениях и содружествах государств, заключение международных договоров, обмен дипломатическими, консульскими и иными представительствами"11, что прямо противоречит Конституции РФ и выходит за пределы прав, определенных для российских регионов.

В известной  степени противоречит данным установкам ряд положений договоров о  разграничении полномочий, заключенных  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ряда субъектов Федерации. Так, возможность заключения международных договоров и соглашений предусмотрена п.14 ст.3 Договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", п.11 ст.2 аналогичного соглашения с Татарстаном. Несколько иными полномочиями наделяются в соответствии с договорами о разграничении предметов ведения Свердловская область, Республика Саха (Якутия), которые вправе заключать соответствующие договоры с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств (ст.13 Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Свердловской области, ст.1 Договора c Республикой Саха (Якутия); ст.3 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области, ст.15 Договора с органами власти Омской области).

Процедуры координации  международных и внешнеэкономических  связей субъектов Российской Федерации  регулируются Федеральным законом от 4 января 1999 года "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Законом установлено: "Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, а также на участие в деятельности организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств" (п.1 ст.1). Международные и внешнеэкономические связи осуществляются в форме соглашений.

Можно утверждать, что законодательство Российской Федерации  в целом исходит из возможности  участия субъектов Российской Федерации в международных и внешнеэкономических связях, при этом они не обладают всеми необходимыми элементами международной правосубъектности и не могут заключать международные межгосударственные договоры. Закрепленные права на заключение международных договоров, предоставленные Республике Татарстан и Республике Башкортостан, должны быть аннулированы как противоречащие федеральному законодательству.

Соглашения между  субъектами различных федераций, между  субъектами федераций и иностранными государствами, соглашения внешнеэкономического характера не относятся международным правом к международным договорам. Субъекты Российской Федерации не обладают международной договорной правоспособностью. 

Заключение. 
Итак, мы рассмотрели действие норм международного права, дали характеристику соотношения Конституции РФ и норм международного права, рассмотрели способы воздействия  международно-правовых актов  на национальные правовые системы, также рассмотрели последствия вступления РФ в Совет Европы.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Проблема соотношения  и взаимодействия международного и  национального права представляет сегодня одну из актуальных и сложных проблем юриспруденции. Неизменно растет ее практическое значение не только для традиционных субъектов международного права, но и для субъектов внутригосударственного права -государственных органов, юридических лиц и индивидов, участвующих в реализации международно-правовых норм.

Взаимозависимость и единство мира требуют, чтобы национальные правовые системы были способны взаимодействовать  друг с другом и с правовой системой международного сообщества в целом. Можно говорить о формировании всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом национальные правовые системы.

В современном  праве имеет место «встречное движение»: международные договоры и другие международные юридические  акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством, и напротив, законы и иные национальные правовые акты содержат положения о совместном применении внутригосударственных и международных правил и о приоритетном в коллизионных случаях применении международных правил.

Диспозитивные нормы общего международного права  обладают полной юридической силой  и обязательны для соблюдения. Государство не может отказаться от их соблюдения или изменить их в  одностороннем порядке, в том  числе и путем издания противоречащего  им закона.

В отечественной  доктрине явно недостаточно проработан вопрос о том, какие именно обстоятельства позволяют вполне определенно полагать, что та или иная международно-правовая норма является общепризнанной. Применительно  к общепризнанным нормам международного права существует еще одна проблема: не установлено их соотношение с нормами российского права. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ оговариваются лишь случаи, когда положения международного договора приходят в противоречие с тем, что предусмотрено в российском законодательстве. Ситуация же, когда конфликт возникает между общепризнанной нормой международного права и положениями российского законодательства, не рассматривается.

Ситуация осложняется  тем, что общепризнанные нормы не однородны по своему составу. Особое место среди них занимают императивные нормы международного права. Если такая категория, как общепризнанные нормы международного права, выделяется лишь на доктринальном уровне и доктринально же интерпретируется, то императивные нормы имеют четко зафиксированный легальный статус, который регламентирован в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

В отечественной  международно-правовой литературе в  этом отношении речь ведется преимущественно  лишь об особой разновидности императивных норм -- основных принципах международного права. Казалось бы, в данном случае возможно простое логическое построение. Раз международные договоры России имеют приоритет применения перед ее законами, то таким приоритетом тем более должны пользоваться основные принципы, которые в иерархии норм международного права занимают высшую ступень, находясь над всеми другими его нормами (следовательно, и над всеми международными договорами). Но это лишь логическое построение, нормативно оно никак не закреплено. 
 

Список  использованной литературы:

Нормативные правовые акты:

1. «Конституция  Российской Федерации» "Российская  газета", № 237, 25.12.1993.

Литература:

1. Баглай М.  В. Конституционное право Российской  Федерации. - М., 2007. С. 784.

2. Бархатова  Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2008. С. 256.

3. Борисов А.  Б. Комментарий к Конституции  Российской Федерации (постатейный). С комментариями Конституционного  суда РФ. М., 2009. С. 272.

4. Голубок С.  А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160.

5. Зимненко Б.  Л. О применении норм международного  права судами общей юрисдикции. М., 2007. С. 540.

6. Зорькин В.  Д. Россия и Конституция в  21 веке. М., 2008. С. 592.

7. Конституционное  право России. М., 2007. С. 768.

8. Конституционное  право России: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных. М., 2004. С. 1024.

9. Конституционное  право России: Учебник / Под ред.  Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 587.

10. Конституционное  право России / Под ред. Н. А.  Михалевой. М., 2006. С. 864.

11. Кудинов О.  А. Комментарий к конституции  Российской Федерации. М., 2007. С. 128.

12. Лукашук И.  И., Лукашук О. И. Толкование  норм международного права. М., 2007. С. 160.

13. Лукашук И.  И., Нормы международного права  в правовой системе России. М., 2007. С. 417.

14. Миронов А.  Конституция Российской Федерации  1993 года. Смысло-логический анализ. М., 2007. С. 240.

15. Садовникова  Г. Д. Комментарий к Конституции  Российской Федерации. М., 2008. С. 208.

16. Толстых В.  Л. Нормы иностранного права  в международном частном праве Российской Федерации. М., 2007. С. 266. 

Информация о работе Международное право и Конституция Российской Федерации