Международное право окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – оценка значимости международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды в международной политике и выявление современных проблем, связанных с реализацией международных норм в данной области.
Задачи курсовой работы:
1) дать общую характеристику международного права окружающей среды;
2) охарактеризовать принципы международного права окружающей среды;
3) исследовать источники международного права окружающей среды;
4) рассмотреть роль международных организаций в сфере охраны окружающей среды.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по МП.docx

— 77.02 Кб (Скачать)

    1) принципы (основные начала) предопределяют характер отрасли международного права;

    2) выявление принципов дает возможность ясно представить, на каких общих началах строится данная сфера международно-правового регулирования;

    3) понимание принципов международного права окружающей среды позволяет четко уяснить характер и взаимодействие других природоохранных норм, определить основные направления эволюции их совокупности;

    4) выявление основополагающих принципов международного права окружающей сред будет одновременно определять те институты, которые складываются в системе международного права.

    В 1986 г. в Оттаве на Международной конференции  по охране природы и развитию были разработаны следующие принципы по обеспечению устойчивого развития в области охраны окружающей среды: сочетание сохранения природы и развития общества; удовлетворение основных потребностей человека; достижение равенства и социальной справедливости; обеспечение социального самоопределения и культурного разнообразия; поддержание целостности экосистем.

    Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. провозгласила устойчивое развитие стратегическим принципом общества, а фундаментальные принципы и программу действий для достижения устойчивого развития закрепила в Повестке дня на XXI век, которая предусматривает проведение согласованных действий для сочетания экономической, социальной и экологической составных развития.

    Государства обладают суверенитетом над природными ресурсами в пределах своей территории. Принцип неотъемлемого суверенитета был отражен в ряде международных документов, в частности в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» 1962 г., в принятой на Стокгольмской конференции 16.06.1972 г. по проблемам окружающей человека среды Декларации об окружающей среде: «Государства имеют право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды»5.

    Государства должны рационально использовать природные  ресурсы, учитывая их потенциальные  возможности, необходимость воспроизводства, не допуская необратимых негативных последствий. Государства не должны изменять естественные природные условия  на своей территории, если это оказывает  вредное воздействие на природу  других государств. Данное требование является конкретизацией общего принципа права: «Пользуйся так своим, чтобы не вредить другому». Применительно к международному праву окружающей среды принцип был сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г.: «Государства несут ответственность за то, чтобы действовать в рамках их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции». Он выражен также в международных договорах, в частности в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, принятая 10.12.1976 г. Резолюцией 31/72 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН6, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, заключенная в г. Женеве 13.11.1979 г и вступившая в силу 16.03.19837.

    В международном праве закреплены также такие положения, как свобода исследования окружающей среды, содействие международному природоохранному сотрудничеству, оценка трансграничных экологических последствий, обмен информацией и взаимные консультации.

    Международное право окружающей среды, являясь  совокупностью норм, регулирующих специфическую  область отношений, представляет собой часть общей системы международно-правового регулирования.

    Основываясь на этом критерии, основные принципы, применимые к международно-правовой охране окружающей среды, можно разделить на две категории: 1) общепризнанные принципы международного права; 2) специальные принципы международного права окружающей среды.

    Впервые принципы международного права окружающей среды были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 г. в виде сформулированных 26 принципов.

    Следующим шагом систематизации международно-правовых принципов охраны окружающей среды  и регулирования природопользования была Всемирная хартия природы, которая одобрена Резолюцией от 28 октября 1982 г. Генеральной Ассамблеи ООН8.

    Принципы  международного сотрудничества в области  охраны окружающей природной среды изложены также в Декларации по окружающей среде и развитию, принятой на Конференции ООН 14.06.1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия)9. По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп: принципы, закрепляющие приоритет прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие; принципы, провозглашающие суверенитет государств на использование природных ресурсов; принципы, характеризующие обязанности граждан в области охраны окружающей среды; принципы, декларирующие ответственность в сфере охраны окружающей среды; принципы, устанавливающие приоритеты в использовании природных ресурсов; принципы, сориентированные на предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу; принципы охраны окружающей среды; принципы, обеспечивающие право на информацию; принципы, устанавливающие обязательства охраны окружающей среды в случаях вооруженных конфликтов.

    О развитии системы принципов международного правового регулирования охраны окружающей среды свидетельствует работа Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Этой комиссией был подготовлен специальный Проект международного пакта по окружающей среде и развитию, который был представлен на конкурс ООН по международному публичному праву в Нью-Йорке 13—14 марта 1995 г., в котором содержатся следующие принципы:

  1. принцип обеспечения конституционных экологических прав человека;
  2. принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба;
  3. принцип экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов;
  4. принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды;
  5. принцип защиты экологических систем Мирового океана;
  6. принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду;
  7. принцип обеспечения экологической безопасности;
  8. принцип международной правовой ответственности государств за ущерб, причиненный окружающей среде;
  9. принцип предосторожности или предосторожного подхода.

    Приведенный перечень специальных принципов  международного права окружающей среды  не является исчерпывающим в силу их развития. Различные авторы указывают и иные принципы международного права окружающей среды.

    1.3. Источники международного права  окружающей среды

    К основным международно-правовым источникам международного права окружающей среды относятся:

  1. обычаи;
  2. международные соглашения;
  3. резолюции и решения международных организаций и международных конференций в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

    Важное  значение играют нормы так называемого  мягкого права, которые могут превратиться в договорные или обычные международно-правовые нормы (например, нормы содержащиеся в Стокгольмской декларации Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г., во Всемирной стратегии охраны природы 1980 г., в Декларации принципов Рио по окружающей среде и развитию 1992 г., в Повестке дня на XXI век и др.).

    Стратегией  глобального сотрудничества в сфере  охраны окружающей среды для достижения устойчивого развития является Повестка дня на XXI век, принятая на Конференции  в Рио 1992 г. Она содержит нормы мягкого права и определяет действия государств, международных организаций, населения, их вклад в решение этих проблем.

    Повестка  содержит четыре раздела. Первый посвящен социально-экономическим аспектам (в том числе вопросам окружающей среды и развития в процессе принятия решений); второй – сохранению и рациональному использованию ресурсов в целях развития (включая защиту атмосферы, борьбу с обезлесением, опустыниванием, засухой и др.); третий – укреплению роли основных групп населения (женщин, молодежи, различных категорий трудящихся); четвертый – различным средствам осуществления (в том числе финансовым ресурсам и механизмам, организационно-правовым средствам решения проблем охраны окружающей среды)10.

    На  этапе становления данной отрасли  широко применялись обычные нормы (например, один из признанных обычаев  был основан на принципе непричинения ущерба окружающей среде соседнего государства).

    В настоящее время право окружающей среды является преимущественно договорным. Процессы договорного сотрудничества осуществляются по двум направлениям:

    во-первых, принимаются договорные нормы, имеющие  решающее значение в межгосударственном общении в сфере охраны окружающей среды и рационального ее использования;

    во-вторых, заключаются международные соглашения по объектам и компонентам окружающей среды, в глобальном регулировании  которых заинтересовано все человечество.

    В международном праве окружающей среды по сфере действия можно  выделить:

    1. Универсальные договоры, к которым можно отнести такие конвенции как:

  1. Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.;
  2. Конвенция относительно вмешательства в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.;
  3. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 г.;
  4. Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.;
  5. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.;
  6. Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.;
  7. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.;
  8. Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;
  9. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.;
  10. Конвенция о мигрирующих видах диких животных 1979 г.;
  11. Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.;
  12. Конвенция о защите озонового слоя Земли 1985 г.;
  13. Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.;
  14. Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.;
  15. Конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 г.;
  16. Международное соглашение по тропической древесине 2006 г. и др.

    2. Региональные (локальные) договоры. В их числе: конвенции и соглашения о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г., о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., о защите морской среды района Балтийского моря 1974 г., о сохранении белых медведей 1973 г., по сохранению европейской живой природы и естественных сред обитания 1979 г., о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г. и др.

    В зависимости от предмета (объекта) регулирования  выделяются договоры: по охране океана, водной среды, воздушной среды, околоземного и космического пространства, животного и растительного мира, по экологическим аспектам военной деятельности и т.д.

    Среди решений международных организаций  ряд важных резолюций природоохранного значения были приняты Генеральной  Ассамблеей ООН. Особое место среди  них занимает Всемирная хартия природы (резолюция 37/7 от 28 октября 1982 г.), которая  представляет собой свод принципов  для руководства в ходе осуществления  любой деятельности, способной оказать  воздействие на окружающую среду11.

    Положения Хартии впоследствии были закреплены в некоторых международных соглашениях и законодательстве ряда государств.

    Национальное  законодательство Российской Федерации  в области охраны окружающей среды в настоящее время становится своеобразным продолжением международного сотрудничества в данной сфере, при этом связь международного и внутригосударственного права не является односторонней.

    Общепризнанные  принципы и нормы, а также международные  договоры РФ в сфере охраны окружающей среды являются составной частью правовой системы России, а взаимодействие международного и национального  права складывается по нескольким направлениям.

    Во-первых, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит положения, согласно которым международные договоры непосредственно регулируют внутренние отношения. Согласно п. 4 ст. 2 данного закона отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Данная формулировка призвана облегчить понимание и применение данного закона. Но на самом деле договорные нормы регулируют внутренние отношения не непосредственно, а будучи законодательно включенными в правовую систему страны, действуют как часть этой системы. Это подтверждается и положением п. 1 ст. 82 Федерального закона «Об охране окружающей среды» о непосредственном применении международных договоров: Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно.

Информация о работе Международное право окружающей среды