Международное право в период вооруженных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Введение.
Постановка научной проблемы, касающейся норм права, применяемых в период вооруженной борьбы, обусловлена достигнутым уровнем развития данной отрасли международного права, так как назрела необходимость по-новому подойти к научной характеристике отдельных ее положений. Современное международное право представляет собой сложную систему юридических норм и принципов, в которых находят свое выражение объективные закономерности развития международных отношений. Система международного права, являясь отражением постоянно развивающихся международных отношений, сама постоянно развивается.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-4
1. Понятие вооруженных конфликтов……………………………..………….4-8
2. Виды вооруженных конфликтов……..…………………………..………..8-10
3. Начало войны и ее правовые последствия……………………………….10-12
4. Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны…………………………………………………………………...13-16
Заключение…………………………………………………………………………16-17
Список источников и литературы………………..

Работа содержит 1 файл

Международное право в период вооруженных конфликтов.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако, на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название “гу­мани­тарной интервенции”. Именно так, например, были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

 

2. Начало войны и ее правовые последствия. Театр войны

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Гаагской Конвенции об открытии военных действий 1907 года). Однако, согласно определению агрессии, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года, сам факт объявления войны, которая не является актом самообороны в соответствии со ст. 51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войну законную и является актом агрессии. Начало же агрессивной войны без ее объявления представляет собой отягчающее обстоятельство, повышающее ответственность агрессора.

Объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти и определяется конституцией каждой страны. Хотя, в нашей конституции этот вопрос, сказать прямо, не урегулирован. Статья 87 в п. 2 определяет, что в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Об объявлении и начале войны, а также о том кому принадлежит данная компетенция Конституция РФ не предусматривает[8].

Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия. Это означает конец мирных отношений между соответствующими государствами: дипломатические и консульские связи прекращаются; персонал посольств и консульств отзывается; политические договоры (о ненападении, о нейтралитете, о венном союзе) прекращают свое действие; некоторые многосторонние договоры, приостанавливают свое действие в отношениях между воюющими государствами; международные многосторонние договоры, закрепляющие нормы и принципы права в период вооруженных конфликтов, начинают действовать и в отношениях между воюющими сторонами. Особенности таких договоров заключается в том, что они не могут быть денонсированы (денонсация – правомерный односторонний отказ государства от договора[9]) во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами. С началом войны начинается фактическое осуществление положений договоров и соглашений, которые регулируют отношения между государствами, вступившими в войну, с одной стороны, нейтральными и другими невоюющими государствами – с другой. К гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается; они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст. 41 и 42 Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны).

Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия.[10]

Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и невоюющих государств не должна использоваться в качестве театров военных действий. Под театром военных действий на море понимается пространство, включающее внутренние и территориальные воды воюющих государств, прилежащие и экономические зоны, а также воды открытого моря, которые должны быть ограниченны военными или блокадными зонами, и воздушное пространство над ними.

Вместе с тем действующие нормы международного права устанавливают точно определенные изъятия из театра войны, в том числе в пределах территории воюющих государств. Так, например, не могут считаться театром войны, а, следовательно, и объектом нападения и уничтожения:

1.                                   территория (сухопутная, морская) и воздушное пространство над ней нейтральных и других, не воюющих государств;

2.                                   международные проливы и каналы (Магелланов пролив по Договору между Аргентиной и Чили 1981 года, Суэцкий канал в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888 года, река Дунай по Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 года);

3.                                   части Мирового океана, острова, архипелаги, на которые распространяется режим нейтрализованных и демилитаризованных территорий;

4.                                   санитарные зоны и местности, в том числе на оккупированной территории, имеющие отличительные эмблемы, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненных и дольных, а также персонал, на который возложены организация и управление этими зонами и местностями и уход за лицами, которые будут там сконцентрированы (ст. 23 Женевской конвенции об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949 года);

5.                                   культурные ценности, здания и центры культурных ценностей, имеющие большое национальное и общемировое значение, внесенные в Международный реестр культурных ценностей, находящиеся под специальной защитой и обозначенные специальным знаком (ст. ст. 1, 16 и др. Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 года);

6.                                   районы расположения атомных электростанций, дамб и плотин, разрушение которых чревато катастрофическими и опасными последствиями для гражданского населения (Дополнительный протокол II 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны).

 

4.                  Международно-правовая регламентация окончания военных действий и состояния войны[11]

Окончание военных действий и состояния войны – это акты, отличающиеся один от другого как по способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям, которые они порождают для воюющих сторон.

Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция. Перемирие – временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее. Местное перемирие преследует цель приостановит военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных действий. Как правило, оно направлено на решение частных задач (подбор раненных, погребение мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров и т.д.).

Общее перемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению.

Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН “о временных мерах”, которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т.д.).

Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой стороне отказаться от него и даже в крайнем случае возобновить военные действия (ст. 40). Однако нарушение перемирия отдельными лицами, действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).

Капитуляция – это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли и самолеты переходят к противнику. Сдающаяся сторона подвергается военному плену. Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального равенства с победителем. Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 года в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы над Японией 2 сентября 1945 года в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдача командованию союзных армий.

Согласно обычной норме международного права, нарушение условий капитуляции составляет международное правонарушение, если оно совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военное преступление, если оно совершено без такового указания. Такое нарушение может повлечь либо адекватные военные действия, либо наказание виновных как военных преступников.

Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических, экономических, территориальных и других проблем в связи с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими.

Так, окончание первой мировой войны получило свое международно-правовое оформление в виде ряда мирных договоров 1919 – 1920 гг., которые составили так называемую Версальскую систему мирных договоров. После второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции подписали в 1947 году выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

Практике известны и другие способы прекращения состояния войны, например односторонняя декларация, когда восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны. Так, Советский Союз в свое время прекратил состояние войны с Германией путем издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 года. Также, состояние войны может быть прекращено принятием двусторонней декларации. Например, 10 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращении состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией “прекращалось состояние войны” и восстанавливались “мир и добрососедские, дружественные отношения”. Обращение к последним двум формам прекращения состояния войны объясняется, в частности, в случае с Германией – ее расколом, а с Японией – существованием неурегулированного территориального вопроса.

 

Заключение.

Право вооруженных конфликтов – это отрасль международного публичного права. Специфика данной отрасли состоит в том, что она регулирует конкретную область межгосударственных отношений, а не все эти отношения в целом. Кроме того, она закрепляет в своих нормах, приемы, правила практических действий субъектов; наконец, она имеет временные ограничения, то есть действует в период вооруженной борьбы, а после окончания в отношениях между ранее воевавшими субъектами должны, как правило, устанавливаться нормальные мирные отношения, регулируемые принципами и нормами других отраслей международного права. Нормы об ответственности, о заключении перемирия, мирного договора сохраняют свою силу после войны.

Некоторые юристы считают, что наука права вооруженных конфликтов должна исследовать только сами вооруженные конфликты, и, что при применении норм этой отрасли права несущественным является вопрос о правомерном или неправомерном применении оружия. В случае противоправного нападения одного государства на другое оба они должны руководствоваться нормами права вооруженных конфликтов.

Считая в принципе верными подобные высказывания, мы никак не можем согласиться с тем, что исследования этих проблем должны абстрагироваться от того, правомерно или неправомерно та или иная сторона прибегла к оружию, что при применении права вооруженных конфликтов несущественным является вопрос о причинах, приведших к вооруженному конфликту. Современное международное право совершено четко делит войны на справедливые и несправедливые; оно содержит норму, согласно которой агрессивная война – это международное преступление.

Несмотря на все вышеизложенное, право вооруженных конфликтов далеко несовершенная отрасль международного права. И не потому, что содержит определенные пробелы (такая проблема присуща практически каждой отрасли права), а в силу того, что имеет слабый механизм регулирования. Орган (Организация Объединенных Наций), осуществляющий контроль и регулирование международного права в период вооруженных конфликтов, не достаточно силен, чтобы диктовать свою волю могущественным державам. И прецеденты, когда не исполняются решения Совета Безопасности ООН, были.

Также довольно сложный вопрос о защите прав личности во время вооруженного конфликта. Это не секрет, что права личности сильно ущемляются во время ведения военных действий. И это благодаря не внутригосударственному законодательству, которое справедливо ограничивает права личности в период военных действий и чрезвычайного положения, учитывая сложность и нестандартность складывающейся ситуации. Права граждан зачастую нарушаются рядовыми солдатами, которые сами находятся в экстремальных условиях, и зачастую просто не знают определенных норм международного права регламентирующих отношения в возникшей ситуации. Эти вопросы должны решаться в действующих армиях при подготовке личного состава. Должны проводиться соответствующие занятия по доведению норм международного права до сведения солдат и офицеров, которые помогут не только понять свои права, но и осознать обязанности во время ведения боевых действий.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что право вооруженных конфликтов отрасль, требующая серьезных доработок, которые должны проводиться на основе межгосударственных соглашений и закрепления их в соответствующих международных актах.

Информация о работе Международное право в период вооруженных конфликтов