Международное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 22:20, задача

Описание работы

Президент Республики Татарстан ввел своим указом в городе Набережные Челны временную финансовую администрацию из числа сотрудников Министерства финансов Республики. Правомерны ли действия Президента? Обоснуйте свой ответ.

Работа содержит 1 файл

ЗАДАЧА-1.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

ЗАДАЧА 1.

     Президент Республики Татарстан  ввел своим указом в городе Набережные Челны временную  финансовую администрацию  из числа сотрудников  Министерства финансов Республики. Правомерны ли действия Президента? Обоснуйте свой ответ.  

     Решение: 

     Согласно  п.1 ст.4 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»1 (участие органов государственной власти в решении вопросов организации местных финансов):

     1. Органы государственной власти  Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В этих целях указанные органы соответственно:

     1) регулируют отношения между бюджетами  субъектов Российской Федерации  и местными бюджетами, а также  между федеральным бюджетом и  местными бюджетами - в рамках  федеральных целевых программ;

     2) участвуют в решении вопросов  местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

     3) распределяют средства, выделяемые  для финансирования федеральных  целевых программ и региональных  программ и иных мероприятий,  между муниципальными образованиями,  осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

     4) разрабатывают государственные  минимальные социальные стандарты,  устанавливают социальные нормы;

     5) оказывают методическую помощь  органам местного самоуправления  в работе по формированию и  исполнению местных бюджетов;

     6) осуществляют контроль за соблюдением  органами местного самоуправления  налогового и бюджетного законодательства  Российской Федерации и законодательства  субъектов Российской Федерации;

     7) осуществляют другие функции  в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     Согласно  п.7 ст.151 Бюджетного кодекса Российской Федерации «...Муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации…».

     Согласно подпункта 1 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2 (Вопросы местного значения городского округа) «…К вопросам местного значения городского округа относятся …<>… формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета…».

     Согласно  п.2 ст.6 этого же Федерального закона (Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления), «…Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации…».

     Таким образом, действия Президента Республики Татарстан неправомерны по следующим основаниям:

  1. вмешательство в сферу местного самоуправления государственных органов и их должностных лиц возможно только при наличии нормативно установленного права на совершение тех или иных действий3;
  2. если к полномочиям федеральных органов государственной власти относится, в частности, определение общих принципов организации местного самоуправления, то к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления, но в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. обратившись к другим полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, мы увидим, что они заключаются исключительно в правовом регулировании прав, обязанностей и ответственности соответствующих лиц без возможности осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий (за установленным исключением).
  4. таким образом, установив "пределы вмешательства" в сферу местного самоуправления, т.е. предоставив полномочия по правовому регулированию, Федеральный закон закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» только конкретизирует полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ применительно к предметам их ведения.
  5. Часть 2 статьи 5 определяет пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность местного самоуправления. Данная норма является отсылочной, так как допускает принятие других федеральных законов, в которых могут содержаться нормы, устанавливающие контроль органов государственной власти за местным самоуправлением или осуществление исполнительно-распорядительных полномочий в отношении него. Комментируемым Законом предусмотрен только один случай осуществления контроля органов государственной власти за органами местного самоуправления - контроль при реализации последними отдельных государственных полномочий.

     Следует иметь в виду, что Конституционный  Суд Российской Федерации в своем  Постановлении "По делу о проверке конституционности отдельных положений  Устава (Основного Закона) Курской  области в редакции Закона Курской  области от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области" от 30 ноября 2000 г. N 15-П4 уже высказал свою позицию по поводу возможных пределов контроля органов государственной власти за местным самоуправлением. В частности, он указал, что в Конституции Российской Федерации предусмотрен только один случай контроля за местным самоуправлением - контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в иных случаях за деятельностью органов местного самоуправления допускается только судебный контроль. Конституция Российской Федерации прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (ч. 2 ст. 132; ч. 2 ст. 15). Формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантий самостоятельности местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с нею федеральными законам, и противоречить принципу разделения властей. Тем самым устанавливаются пределы полномочий субъекта Российской Федерации в контроле за законностью при осуществлении местного самоуправления, рамки которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации конкретизируются Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (гл. 7), другими федеральными законами.

     Таким образом, Конституционным Судом  признано, что установление дополнительных случаев административного контроля за местным самоуправлением вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации5.

     Представляется, что и осуществление исполнительно-распорядительных полномочий органами государственной власти в отношении органов местного самоуправления (в таком случае органы местного самоуправления, по сути, становятся низовыми органами государственной власти) вступает в противоречие с Конституцией, в частности со ст. 12.

     В случаях, если полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти, применяется Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (п. 1 ст. 1)6.

     В случаях установления нарушений  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»7.

Информация о работе Международное право