Международное правовые акты о правах человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:44, реферат

Описание работы

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присушим методом правового регулирования. Поэтому едва ли правильны встречающиеся в литературе, в том числе и учебной, утверждения о методе (или методах) экологического права. Представляется более правильным говорить не о методе (методах) экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений носит в известной мере вторичный характер, поскольку формы и сам характер правового воздействия определяются сущностью регулируемых отношений. Это, конечно, не отрицает классификационного значения метода правового регулирования. Однако по сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный, вспомогательный характер.

Содержание

Методы экологического права.
Характеристика управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.
Меры правовой охраны земель.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx111.docx

— 23.00 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Методы экологического права.
  2. Характеристика управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.
  3. Меры правовой охраны земель.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Методы  экологического права.

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского  права, не обладает каким-то особым, только ему присушим методом правового  регулирования. Поэтому едва ли правильны  встречающиеся в литературе, в  том числе и учебной, утверждения  о методе (или методах) экологического права. Представляется более правильным говорить не о методе (методах) экологического права, а о методах правового  регулирования экологических отношений. 
 
Метод правового регулирования общественных отношений носит в известной мере вторичный характер, поскольку формы и сам характер правового воздействия определяются сущностью регулируемых отношений. Это, конечно, не отрицает классификационного значения метода правового регулирования. Однако по сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный, вспомогательный характер. 
 
Вопрос о методе правового регулирования и его роли в формировании и характеристике той или иной отрасли права является в настоящее время дискуссионным. Нередко в это понятие вкладывается совершенно различное содержание. Однако представляется возможным считать преобладающим мнение о том, что праву присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и дозволение, находящих выражение в таких приемах регулирования, как императивный и диспозитивный. Как отмечает проф. С. С. Алексеев, государство может регламентировать поведение участников общественных отношений либо непосредственно, сверху (императивное регулирование), либо опосредованно, с представлением субъектам так или иначе дозированной возможности самим определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При этом, если для императивного способа (приема) регулирования характерно наличие отношений власти и подчинения, то диспозитивное регулирование отличается юридическим равенством субъектов. 
 
Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и экологического, своего метода вовсе не исключает наличия определенных особенностей правового регулирования, присущих той или иной отрасли права. Такие особенности состоят, как правило, не в наличии у той или иной отрасли права «своего» метода, а в определенном сочетании этих методов, присущем именно данной отрасли права, делающим его характерным именно для данной отрасли права. Такая «индивидуализация» способов правового воздействия на регулируемые отношения, присущая той или иной отрасли права, делает его столь непохожим, индивидуализированным, свойственным только данной отрасли права. 
 
Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, присущего гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими, властными, полномочиями обладают природоохранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина. 
 
Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения, что находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, а бесплатность природопользования квалифицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и в создании особых экологических фондов, учреждении определенных льгот и преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др. 
Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отношений не наблюдается так называемая «замена» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

 

Характеристика  управления природопользованием  и охраной окружающей природной среды.

Институт  управления в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды  не характерен для экологического права, как и ряд других правовых институтов. Он позаимствован из административного  права, в соответствии с которым  в широком смысле под управлением  понимается руководство чем-либо (или  кем-либо).

М.М. Бринчук рассматривает управление в сфере взаимодействия общества и природы в качестве совокупности предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли, считает автор, речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. 

Управление  природопользованием и охраной  окружающей природной среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан  на благоприятную окружающую среду  представляется прежде всего в процессе реализации соответствующих правовых предписаний.

 Управление  выступает как средство формирования  реальных общественных эколого-правовых  отношений, образующих само право  окружающей среды.

Управление  природопользованием и охраной  окружающей среды осуществляется общественными  формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Хотя муниципальные органы не являются в соответствии с Конституцией РФ государственными, но они наделяются государственно-властными полномочиями, в силу чего их управленческая деятельность не относится к самостоятельному виду управления в рассматриваемой сфере.

Общественное  управление охраной окружающей среды  и природопользованием, по мнению М.М. Бринчука, проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой - о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными организациями и гражданами. Участие общественных организаций и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. К ним относится, в первую очередь, Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», где ст. 13 определяет их правовой статус, Федеральный закон «Об общественных объединениях», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Наиболее  значимыми функциями общественного  управления является участие граждан  и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных  решений в рамках оценки воздействия  планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений  посредством проведения общественной экспертизы, экологического контроля.

Содержание  производственного управления природопользованием  и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия  по выполнению адресованных ему эколого-правовых требований. Эти задачи с учетом специфики предприятия могут  быть связаны с обеспечением рационального  использования природных объектов, обращением с производственными  отходами. При этом наиболее специфическими функциями производственного управления являются учет вредных воздействий, планирование, координация природоохранительной деятельности, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера-механика, техника, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавали природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природы, как правило, возлагают на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, то есть актами непосредственно предприятия, с учетом его специфики. 

Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием  и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей  отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана  с природопользованием или вредным  воздействием на окружающую среду. Как  и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или  сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и  видами воздействий на природу. В  масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принципы разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная  часть государственного управления в целом.

Роль  государственного управления в этой сфере определяется значением государственных  органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, организация (предприниматель) и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми  правовыми и административными  средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при  необходимости к государственному принуждению. Прежде всего на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Прежде всего с них граждане вправе спрашивать за соблюдение их экологических прав и законных интересов и законодательства об окружающей среде в целом.

Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимают способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований экологического законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.). 
 
 
 
 
 

 

Меры  правовой охраны земель. 
 

Предупредительно  – восстановительные меры Меры юридической  ответственности за нарушение земельно – правовых норм
1)кадастровый учет и мониторинг земель,

2) контроль за их состоянием и использованием,

3)планирование мероприятий по охране земель,

4)меры по восстановлению нарушенных земель,

5)по возмещению убытков и выплате компенсаций субъектам земельных прав при ухудшении их земель в результате хозяйственной деятельности других субъектов,

 6)при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд и др. 
7)предупредительное значение имеют многие нормы земельного законодательства, регулирующие рациональное использование и охрану земель, права и обязанности землепользователей, порядок предоставления и изъятия земель.

1)установление нормативов загрязнения земель (предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, радиоактивных веществ в почве)

2)нормативы применения агрохимикатов (пестицидов, гербицидов, минеральных удобрений и др.)

3)в сельском хозяйстве, проведения рекультивации нарушенных земель,

4)восстановления их полезных свойств и своевременного вовлечения в хозяйственный оборот,

5) установления обязанностей землепользователей по предотвращению вредных воздействий на земли хозяйственной деятельности,

6)защита  земель от засорения и загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, а также от водной и ветровой эрозии, подтопления и заболачивания, засоления и иссушения, от других процессов разрушения; 
7)использованию земель в соответствии с целевым назначением.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1, 2. М., 1995.
  2. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев: Наукова думка, 1989. С. 129
  3. Материал был использован с сайта - http://www.lawtoday.ru/razdel/biblo/ekol-prav/DOC_049.php
  4. Материал был использован с сайта - http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/15659/15700/
  5. Ерофеев Б.В. Экологическое право. Учебник, М. : 1998.

Информация о работе Международное правовые акты о правах человека