Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций

Описание работы

Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.

Работа содержит 1 файл

mejdunarodnoe publi4noe pravo.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

 

 

ТЕМА 5.   Право международных  организаций.

 

1. Понятие права международных  организаций как отрасли права.

 

    К числу вторичных  субъектов международного права  относятся международные организации.  Вместе с государством, последние  признаются субъектами международного права как в доктринальном, так и  в конвенционном порядке. В международно-правовой литературе наиболее сложная проблема взаимовлияния государства и международных организаций обозначается как соотношение государственного суверенитета и элементов наднациональности в компетенции межправительственных организаций. Проблема суверенитета государства определяется в вопросе соотношения компетенции государства и международной организации по поводу передачи части компетенции государством международной организации или последних по осуществлению определенных функций. Международные организации являются формой многостороннего сотрудничества государств; создаются государствами по мере необходимости и объективно возникают из потребностей международных отношений. Важно подчеркнуть, что правосубъектность международных организаций зависит от волеизъявления государств-членов, целей данной организации, компетенции, полномочий, структуры органов, юридических последствий принимаемых решений.

 

    Вступление в законную  силу устава организации обеспечивает определенные правовые последствия. К примеру, появляется новый субъект международного права, который является отличным от государства, его создавшего. При этом, международная организация не обладает важным свойством, характерным для первичных субъектов международного права – государства  и наций, народов, борющихся за свою независимость – суверенитетом. Государство, вступая в любую международную организацию, реализуют свои суверенные права. При этом нельзя утверждать, что характер связи государства и наднациональной организации приводит к полному ограничению государственного суверенитета. Суверенитет – это сложное политико-юридическое свойство государственной власти, реализуемое в таких правовых институтах как политические режимы, компетенция, механизм власти. В уставах международных организаций ограничение производится только по одному критерию – компетенции (в Международном Банке развития и реконструкции, в Международном валютном Фонде – это экономические вопросы, в Совете Безопасности  ООН – вопросы поддержания мира и безопасности).

 

    Международная организация  - объективно необходимое явление  в системе международно-правового  регулирования международных отношений.  В международной практике имеются  система факторов и условий, влияющих на  деятельность международных организаций и определяющих их дальнейшее развитие во многих направлениях. К ним относятся:

 

·     интернационализация  хозяйственной деятельности;

 

·     научно-технический  процесс;

 

·     глобальный характер важнейших проблем современности.

 

    Международные организации  являются одной из важнейших  правовых форм международного  сотрудничества между государствами  и иными субъектами международного  права. Все более актуальным  в деятельности международных  организаций становится рассмотрение глобальных проблем современности. Общеизвестно, что международные организации наряду с суверенными государствами играют существенную роль в международно-правовом регулировании международных отношений.

 

    В середине ХIХ века  объективные потребности развития общества привели к появлению постоянно действующих международных организаций – так называемых международных административных союзов. Современная эпоха развития международных организаций имела некоторые закономерности. К ним относятся: мирное сосуществование государств с различным общественным строем, крушение колониальной  системы, интернационализация хозяйственной, политической, научной и культурной жизни, а также существование суверенных государств.

 

    Образование международных организаций имеет объективную основу и возникает из реальных потребностей мирового сообщества. Они являются ничем иным как специфическим приемом правового воздействия на международные отношения в рамках международных организаций в пределах единого метода правового регулирования. В вопросе выделения права международных организаций в самостоятельную отрасль международного права они играют определенную роль.

 

Право международных организаций  имеет сложную нормативную структуру. Принципы общего международного права – принципы jus cogens, к которым принадлежит принцип мирного сосуществования, уважение государственного суверенитета, равноправия государств и невмешательства во внутренние дела, являются в то же время принципами права международных организаций. Например, большинство из указанных принципов составляет содержание ст. 2 Устава ООН, в которой определяются принципы деятельности конкретной международной организации. Долгое время в теории права международных договоров существовали две тенденции:

 

·     сведение права международных организаций, исключительно к праву ООН, является, по мнению сторонников этой концепции, новым правом и существующим отдельно от общего международного права;

 

·     трактовка права  международных организаций шире, чем только право ООН; также отделение этого права от общего международного права и признание за ним возможности на параллельное существование с общим международным правом.

 

Как вы понимаете, ни та, ни другая концепция не принимается  современной доктриной международного права.

 

    Право международных организаций  – отрасль современного международного  права, объединяющая принципы  и нормы, регулирующие вопросы  создания, правового статуса и  деятельности международных организаций.

 

    Право международных организаций,  в большинстве случаев, признается отраслью международного права. Вместе с тем, по-прежнему, не разрешена проблема внутреннего строения системы международного права, в частности вопрос о том, какое положение в ней занимает право международных организаций. До возникновения в середине Х!Х века постоянно действующих международных организаций основным видом международных отношений были непосредственные отношения между государствами. Позже, с возникновением международных организаций появляются международные отношения в рамках международных организаций. К ним относятся:

 

·     отношения государств между собой  в качестве членов международной  организации;

 

·     отношения государств-членов с международной  организацией;

 

·     отношения между  органами международной организации;

 

·     отношения международной  организации с государствами, не являющимися членами организации.

 

    Кроме вышеперечисленного, возникают отношения между организациями.  Таким образом, появление новых  видов международных отношений  обуславливает необходимость регулирования их нормами международного права.

 

    В международном праве  появляется специфичный предмет  правового регулирования – международные  отношения в рамках международной  организации. В процессе деятельности  международных организаций создается  нормативная база. Рост числа договоров с участием международных организаций свидетельствует о формировании договорного права международных организаций.       

 

    Существует несколько  точек зрения по вопросу о  роли метода правового регулирования  как критерия выделения отраслей права в  правовой науке. Возникает вопрос о необходимости определения внутренней структуры системы отрасли. Рассматривая содержание международно-правового метода регулирования, мы отмечаем , что этот метод характеризуется равенством участников правоотношений, добровольностью принятия на себя обязательств и установлением прав путем соглашения сторон без элементов властвования.

 

    Функционирование международной  организации, различная деятельность  всех ее органов приводит к  установлению определенного правопорядка. Учитывая, что ни одна отрасль в системе международного права, кроме права международных организаций, не имеет такой специфики в методе правового регулирования, можно констатировать, что эта отрасль занимает положение самостоятельной отрасли.

 

 

 

2. Понятие и правовая природа  международных организаций.

 

    Международные организации,  являясь производным субъектом  международного права, обеспечивают  сотрудничество государств с  различным социально-экономическим  строем, решают глобальные проблемы современности . Развитие международных организаций неразрывно связано с приобретением ими качества международной правосубъектности. Международные организации осуществляют нормотворческую, кодификационную, контрольные функции. Осуществление перечисленных функций обеспечивает возрастание влияния на механизм международно-правового регулирования деятельности международных организаций. Международные организации, участвуя в нормотворческом процессе, используют международно-правовые санкции. Последнее является свидетельством усиления роли производных субъектов международного права в правоприменительном процессе.

 

    Процесс развития международных  организаций является подтверждением  развития и совершенствования  внутриорганизационного механизма.  Так как международные организации по своей юридической природе являются органами сотрудничества государств, последние обеспечивают деятельность организации для своих целей, совершенствуют отдельные элементы. Примером этого может быть эволюция процедуры голосования в международных организациях. Так, например, государства-члены Лиги Нации перешли от принципа единогласия к большинству голосов в системе ООН, а позже, достаточно распространенным порядком голосования в международных организациях стало правило консенсуса. Консенсус – процедура разработки и принятия решений, для которой характерен путь согласования позиций государств-членов без проведения голосования и при отсутствии формальных возражений против принимаемых решений в целом.

 

    Активизируются и становятся все более многообразными формы и методы взаимодействия организаций между собой. Увеличивается нормативная база отрасли права международных организаций. Являясь субъектом международного права, международные организации создают правовые нормы. Это является первым видом нормотворческой деятельности организаций. Ко второму виду относится квазинормотворческая деятельность. В этом случае, международная организация не создает правовую норму, но участвует в нормотворческом процессе. Нормотворческая функция обеспечивается:

 

·     договорами с участием международных организаций;

 

В настоящее время существует тенденция  увеличения числа норм, созданных  договорной практикой международных  организаций. При этом государства, оставаясь основными субъектами международного права, не могут не учитывать возрастающее значение договорной практики вторичных субъектов международного права. В течение 12 лет (1970-1982г.г.) Комиссия международного права разрабатывала проект конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями. В Конвенции о праве международных договоров 1969 года имеется статья, определяющая «Правоспособность международных организаций заключать договоры». Согласно конвенционной нормы эта правоспособность регулируется соответствующими правилами этой организации.

 

·     непосредственным участием международных организаций в  нормотворческом процессе;

 

При анализе соответствующих статей Уставов специализированных учреждений ООН обнаруживаем, что указанные  специализированные учреждения имеют право принимать проекты международных конвенций, соглашений и регламентов. Целью такого нормотворческого процесса является - обеспечить наиболее эффективное международное сотрудничество в соответствующих их компетенции областях. Это достигается двумя путями: принятием текста многосторонних конвенций в рамках и под эгидой международных организаций и принятием международных административных и технических регламентов.

 

·     осуществлением кодификационной  и контрольной функций международных организаций;

 

В Преамбуле Устава ООН зафиксировано, что одна из главных задач организации  заключается в том, чтобы «создать условия, при которых могут соблюдаться  справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Именно на выполнение этой задачи направлены кодификационная и контрольная функции международной организации.

 

·     путем применения международно-правовых санкций.

 

В последнее время увеличивается  роль международных организаций в обеспечении принуждения к соблюдению норм международного права. Эти санкции международных организаций могут содержаться в нормах учредительных документов договоров, постановлений их органов. Применение санкций обеспечивает различные меры правового принуждения. Например, наиболее приемлемыми являются:

 

1.  Приостановление прав и  привилегий, предусмотренных в учредительных  документах международной организации.

 

2.  Исключение из участия в  работе органов специализированного  учреждения ООН, из сотрудничества по специальным вопросам договорами с участием международных организаций.

 

    Международная организация  – это постоянное объединение  государств, созданное на основе  международного договора для  выполнения определенных целей,  имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное на основе норм и принципов международного права.

 

Признаками международной организации  являются:

 

·     наличие учредительного международного договора;

 

·     наличие определенных целей;

 

·     соответствующая организационная  структура: система постоянных органов  и штаб-квартира;

 

·     самостоятельные права  и обязанности, отличные от прав и  обязанностей   государств-членов;

Информация о работе Международное публичное право