Международное таможенное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:28, научная работа

Описание работы

16 января 2012 года Российская Федерация была принята во Всемирную Торговую организацию (ВТО). Для окончательного вступления России в ВТО требуется ратификация договора и соответствующего пакета документов к нему российским парламентом.
Пакет документов по вступлению в ВТО должен быть ратифицирован Российской Федерацией до 15 июня 2012 года.
Российская Федерация взяла на себя, в частности, следующие обязательства:

Работа содержит 1 файл

Конференция МТП.docx

— 26.01 Кб (Скачать)

     16 января 2012 года Российская Федерация  была принята во Всемирную  Торговую организацию (ВТО). Для окончательного вступления России в ВТО требуется ратификация договора и соответствующего пакета документов к нему российским парламентом.

     Пакет документов по вступлению в ВТО должен быть ратифицирован Российской Федерацией до 15 июня 2012 года.

     Российская  Федерация взяла на себя, в частности, следующие обязательства:

     в рамках вступления в ВТО будет  снижена средняя ставка импортных  пошлин до 7,8% с нынешних 10% на всю  продукцию, в том числе на сельхозпродукцию - до 10,8% с нынешних 13,2%, на промышленные товары - до 7,3% с 9,5%;

     тарифы  на хлопок и информационные технологии будут обнулены (нынешняя ставка на информационные технологии - 5,4%);

     Россия  согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Ограничения коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов;

     количественные  ограничения на импорт, такие как  квоты, запреты, разрешения, предварительные  санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые  не подтверждены ВТО, должны быть исключены  без возможности введения повторно;

     с момента вступления России в ВТО  алкогольная, фармацевтическая продукция  и продукция с криптографической  технологией будут ввозиться  без лицензии на импорт;

     будут отменены лицензии на импорт более  чем десятка видов продукции, содержащей криптографическую информацию;

     Российская  Федерация будет применять все  свои законы, правила и другие меры, регулирующие перевозку товаров (включая  энергоресурсы), в соответствии с  нормами ГАТТ и ВТО. С момента  вступления все законы и регламенты, затрагивающие применение, уровни сборов и таможенных пошлин на перевозку  товаров, будут опубликованы; 

     Российская  Федерация отменит все программы  промышленного субсидирования или  изменит их таким образом, чтобы  выданные субсидии не были ограничены условиями экспортирования или  нацелены на домашнее использование поверх импортированных товаров и другие обязательства.

     9 декабря 2010 года Россия, Казахстан  и Белоруссия подписали все  17 документов по созданию Единого  экономического пространства: «Мы  констатируем создание единого  экономического пространства», —  подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

- Декларация о Евразийской экономической интеграции

- Договор о Евразийской экономической комиссии

- Регламент работы Евразийской экономической комиссии .

     В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

     Членство  России, а в дальнейшем и других государств участников ЕЭП  в ВТО  влечёт за собой ряд проблем, как  экономического, так и административного  характера. В поисках решения  данных проблем  государства участники  ЕЭП часто вступают в споры , но ведь именно в спорах рождается истина.

     Очевидно , что споры и конфликты связанные с реализацией основных соглашений ЕЭП – экономической базы нового интеграционного объединения, не смотря на всё - еще впереди. Но самой главной проблемой является  – разноскоростной  формат вступления в ВТО ее членов.

     На  наш взгляд именно это вызывает и  вызовет основные проблемы  «тройки», как и в рамках ЕЭП, так и  в отдельности - в рамках Таможенного  Союза.

     Российская  Федерация, чтобы стать полноправным членом ВТО, должна ратифицировать пакет  документов,  он должен поступить  на рассмотрение в правительство  РФ, после чего будет внесен в  Государственную  Думу.  Если окончательно основные документы будут ратифицированы в июле, то Россия станет членом ВТО  через месяц после ратификации, «то есть – в середине августа, может чуть позже».

     В принципе ЕЭП и ВТО не противоречат друг другу. В основе ТС и ЕЭП лежат  правила ВТО. Нормативно-правовая база Таможенного союза и ЕЭП изначально строилась на принципах ВТО, о  чём не раз говорилось и заявлялось представителями России, Беларуси и Казахстана. Тем не менее, скорое вступление Российской Федерации в ВТО, в частности, для Беларуси, обернется серьезными проблемами.

     Уже очевидно, что вступление России в  ВТО в  перспективе приведет к  снижению уровня таможенно-тарифной защиты общего рынка  по ряду товаров.

     Поскольку Россия при вступлении в ВТО уже  согласовала определенный уровень  тарифной защиты, то теперь Беларуси придется гармонизировать свои тарифы с российскими. Это значит, что по ряду товарных позиций Беларуси придется снизить уровень тарифной защиты. То есть, еще не вступив в ВТО, Беларусь в ближайшие 7 лет уже будет обязана снизить уровень тарифной защиты с 10,7% до 8%.

     По  оценкам белорусского МИДа, в отношении  более 1.000 товарных позиций российские обязательства перед ВТО на 7-15 процентных пунктов ниже действующих  ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Из них более 50 позиций являются  чувствительными  для Беларуси. В том числе это  продукция машиностроения: новые  седельные тягачи низкого экологического класса для эксплуатации в условиях бездорожья, самосвалы, а также молоко и сливки в твердом виде и другие пищевые продукты, особо стоит отметить некоторые краски, лаки, телефонные аппараты, телевизоры и т. д.                          

     Еще по 1500 позициям российские тарифные обязательства перед ВТО ниже действующих ставок Единого таможенного тарифа на 4-6,5 процентных пунктов. Из них чувствительными для Беларуси являются около 160 позиций: некоторые синтетические нити,  войлок, веревки, ткани и текстильные изделия, бутылки емкостью менее 1 л, стекловолокно, стиральные машины, трансформаторы мощностью более 500 кВА, печи микроволновые и так далее. На практике же это означает, что иностранные аналоги этих товаров будут допущены на рынок Таможенного союза на более либеральных условиях, чем сейчас.

     С проблемами столкнется также белорусское  сельхозмашиностроение, так как  после вступления России в ВТО  импортные пошлины на подобную продукцию снизятся по сравнению с нынешнми в среднем 15% до 5-10% практически по всей номенклатуре сельскохозяйственных машин.

     По  оценкам  российских чиновников, в  результате снижения импортных тарифов на 5-10% на тракторы, кормо и зерноуборочные комбайны произойдет 5-тикратный рост импорта. Во всех сегментах российского рынка сельхозтехники увеличится импорт техники известных европейских и американских брендов, таких как американский « John Deere» или европейский «Claas». Эксперты не сомневаются, что так будет. По крайней мере, после вступления Украины в ВТО на этот рынок пришла сельхозтехника мировых производителей. Вряд ли белорусская сторона захочет смириться с неизбежной потерей МТЗ, «Гомсельмаш» доли российского рынка, который остается для белорусской продукции стратегически важным.

     Можно предположить, что Беларусь попробует  повлиять на эту ситуацию. Хотя, как  кажется, «спорить уже поздно». В 2011 году Россия, Беларусь и Казахстан ратифицировали договор «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». Необходимость принятия этого документа как раз и была обусловлена отсутствием в рамках Таможенного Союза механизма, регулирующего участие его членов в иных международных объединениях, в связи с чем при присоединении к ВТО у государств могли бы возникнуть противоречащие друг другу международные обязательства.

     Еще раз подчеркнем, что данный договор  как раз и был нацелен на то, чтобы обеспечить полноценное  функционирование Таможенного Союза в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО. Этот документ, конечно же, актуален прежде всего для России, которая фактически уже стала членом ВТО.

     Обратим особое внимание, что в соответствии с данным договором, нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью правовой системы союза. И, самое главное,  договором устанавливается приоритет обязательств стороны в рамках ВТО перед ее обязательствами в рамках ТС.

     Казалось  бы, что все точки над i расставлены  и спорить отставшими от ВТО партнерам больше не о чем: Беларуси и Казахстану придется принимать условия, которых Россия  добилась при вступлении в ВТО.

     Однако, похоже, не все чиновники так думают. К примеру заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк, комментируя эту тему 18 января 2012 года , отметил, что: «В соответствии с межправительственным соглашением о едином тарифном регулировании решения об изменении таможенных пошлин в Таможенном союзе будет принимать Евразийская экономическая комиссия, независимо от того, что Россия стала членом ВТО». «Поэтому говорить о том, что ставки в России будут ниже, либо выше, преждевременно», – сказал С. Борисюк.

     Беларусь  на пути вступления в ВТО сильно отстала даже от партнеров по «тройке», поэтому она больше других партнеров  ЕЭП заинтересована в защите своих  рынков. Ясно, что это может стать  серьезным тормозом для ЕЭП, а  значит для всего амбициозного интеграционного проекта. Понимая это, Россия согласилась оказать поддержку Беларуси по ее скорейшему вступлению в ВТО – 19 декабря стороны подписали соответствующий меморандум.

     В меморандуме, говорится, что стороны  исходят «из недопустимости ухудшения  условий взаимной торговли товарами и услугами в связи с присоединением к ВТО». Отмечается также, что после  вступления России в ВТО торгово-экономические  отношения сторон будут продолжать осуществляться «на основании действующих  для них двусторонних и многосторонних международных договоров и документов, обеспечивающих преференциальный характер взаимной торговли товарами и услугами, в том числе в рамках Союзного государства, ЕЭП и СНГ».

     Может быть, меморандум каким-то образом «усыпил бдительность» белорусских чиновников. Тем не менее, именно межгосударственный договор, который в конце прошлого года подписали страны «тройки», а не меморандум имеет приоритетный характер для Таможенного союза. Об этом напомнил президент РФ Д. Медведев 19 декабря 2011, в день подписания меморандума о поддержке Россией вступления Беларуси в ВТО. Д. Медведев подчеркнул, что стороны полностью готовы к полноценной работе Таможенного Союза в условиях, когда одна из его стран-участниц является членом других международных торговых организаций, в частности ВТО.

     Но  как на практике будут работать новые  правила, пока абсолютно неясно. Если судьбу российских договоренностей  с ВТО будет решать Евразийская Экономическая Комиссия, то это может завести «тройку» в тупиковую ситуацию.

     В прошлом году таможенная «тройка» создала  первый на постсоветском пространстве наднациональный орган – Комиссию таможенного союза, в дальнейшем - Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), которая будет заниматься дальнейшей интеграцией и созданием Евразийского экономического союза. Пока исполнительным органом «тройки» остается Комиссия Таможенного союза – она передаст свои полномочия ЕЭК 1 июля 2012 года.

     Высшим  органом для ЕЭК является Высший евразийский экономический совет, который будет собираться на уровне глав правительств и глав государств. В ЕЭК существуют ещё два уровня управления: Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. В Совет войдут 3 вице-премьера – по одному от каждого государства. Совет будет осуществлять общее регулирование интеграционных процессов в ТС и ЕЭП. А оперативным управлением займется Коллегия. Она будет осуществлять выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках ТС и ЕЭП. В Коллегию войдут 9 членов: по 3 от каждой страны. Члены коллегии и ее председатель назначаются сроком на 4 года, но с возможным продлением полномочий решением Совета.

     Председателем Коллегии на первые 4 года назначен руководитель Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко. От Беларуси членами Коллегии стали: экс-премьер Сергей Сидорский (согласован на должность министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК), Владимир Гошин – министром по таможенному сотрудничеству, а Валерий Корешков – министром по вопросам технического регулирования.

     Следует заметить, что на этапе подготовки соглашения по ЕЭК едва ли не самым  болезненным был вопрос определения  процедуры принятия решений, а также  контроля за принимаемыми комиссией  решениями. Вопрос стоял принципиально: как принимать решения – путем  консенсуса, квалифицированным большинством или иными способами. Россия категорично настаивала на принципе взвешенного голосования. По нему Российская Федерация имела бы 57% голосов, но Беларусь и Казахстан не поддержали этот принцип. В качестве условий присоединения к договору они выдвинули принцип: «одна страна – один голос». И чтобы договор о ЕЭК был поскорее принят, российской стороне пришлось с этим  согласиться. В результате ЕЭК будет принимать решения на основании голосования членов совета или членов коллегии в порядке: «один член коллегии – один голос» или «один член совета – один голос». При этом все решения будут приниматься коллегиально. Если же по тем или иным вопросам не будет найдено консенсуса, вопрос будет выноситься на совет на уровень выше – на уровне вице-премьеров. Если же и там не будет найдено решение, то на уровень глав государств.

Информация о работе Международное таможенное право