Международное воздушное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:08, контрольная работа

Описание работы

Международное Воздушное Право - отрасль международного права, включающая международные и внутригосударственные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных аппаратов, режим пользования им для целей гражданской авиации, регулирование отношений, возникающих по поводу воздушных передвижений, связанных с ними коммерческих операций и обеспечения безопасности полетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие Международного воздушного права………………...5
Глава 2. Источники Международного воздушного права……………..7
Глава 3.Основные принципы Международного воздушного права….9
Глава 3.1. Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством…………………………9
Глава 3.2. Принцип суверенитета над своим воздушным пространством государства ……………………………………………………………………….10
Глава3.3. Принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве……………………………………………………………………10
Глава3.4. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации. …………………………………………………………12
Глава 4. Правовой режим полетов в международном воздушном пространстве……………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………...21
Список использованной литературы…………………………………..23

Работа содержит 1 файл

междунар право контрол.docx

— 40.57 Кб (Скачать)

3. Подобным примером является режим Черноморских проливов.

В международной  практике в понятие «Черноморские  проливы» включают Босфор, Дарданеллы и Мраморное море. В настоящее  время правовой режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о  режиме проливов, подписанной в Монтрё в 1936г.

Режим воздушного пространства над Черноморскими  проливами регламентируется ст.23 Конвенции 1936г. Эта статья определяет, что «для обеспечения прохода гражданских  воздушных судов между Средиземным  морем и Черным морем турецкое правительство будет указывать  вне запретных зон проливов воздушные  маршруты, предназначенные для этого  прохода; гражданские воздушные  суда могут использовать эти пути, делая турецкому правительству  для эпизодических воздушных  рейсов предуведомление за три дня, а для регулярных воздушных рейсов – общее предуведомление о  датах прохода...»

В отношении  полетов военных воздушных судов  над этими проливами каких-либо правил Конвенция не устанавливает. По законам внутреннего законодательства Турции для этого требуется разрешение турецкого правительства, которое  может быть получено по дипломатическим  каналам.

Таким образом, ст.23 Конвенции Монтрё предоставляет право свободного пролета для гражданских воздушных судов всех государств. На этом основан режим воз­душного пространства над Черноморскими проливами.

4.Вопросы полетов над архипелажными водами

На III Конференции  ООН по морскому праву разрабатываются  специальные положения, относящиеся  к правовому режиму воздушного пространства над государсвенными архипелагами. В частности, «Сводным текстом» предусматривается, что осуществление суверенитета на воздушное пространство над архинелажными водами не исключает права мирного пролета воздушных судов всех государств  над  Определенными частями  таких вод.

В этих целях государство-архипелаг может  устанавливать воздушные коридоры, приемлемые для непрерывного и быстрого пролета иностранных летательных  ап­паратов. Эти воздушные коридоры пересекают архипелажные воды и прилегающее  территориальное море и включают все обычные пути, используемые для  пролета над архипелажными водами. Право пролета по таким воздушным  коридорам распространяется на все  летательные аппараты. Архипелажный пролет по воздушным коридорам предполагает осуществление пролета единственно  с целью непрерывного, быстрого и  беспрепятственного транзита из одной  части открытого моря или экономической  зоны в другую часть открытого  моря или экономической зоны.

Воздушные коридоры могут устанавливаться  над морскими  коридорами,  которые  определяются соответствующим образом. Летательные аппараты при архипелажном пролете над морскими коридорами должны придерживаться установленных  воздушных коридоров.

В то же время государство-архипелаг может, когда этого требуют обстоятельства, после надлежащего о том оповещения, заменять любые морские коридоры или схе­мы разделения движения, установленные  или предписанные им ранее, другими  морскими коридорами или схемами  разделения движения. Такие морские  коридоры или схемы разделения движения должны соответствовать общепринятым правилам. При установлении или замене морских коридоров или замене схем разделения движения государство-архипелаг  передает предложения компетентной международной организации с  целью их утверждения. Сама организация  только утверждает такие морские коридоры и схемы разделения движения, которые могут быть согласованы с государством-архипелагом, после чего государство-архипелаг устанавливает, предписывает или заменяет их. А поскольку воздушные коридоры должны устанавливаться над морскими коридорами, то замена морских коридоров может привести к перемещению вслед за ними расположенных над ними воздушных коридоров.

В «Сводном тексте» подчеркивается, что «если  государство-архипелаг не устанавливает  морских или воздушных коридоров, право архипелажного прохода  может осу­ществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства».

Кроме того, положения «Сводного текста»  возлагают на воздушные суда, осуществляющие транзитный пролет над государством-архипелагом, те же обязанности, что и при полете над международными проливами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Международное воздушное право— отрасль современного международного права, регулирующая международные полеты воздушных аппаратов (судов) той или иной национальной (государственной) принадлежности.

    Прежде всего, само наименование «международное воздушное право» предрешает вопрос о пространственной сфере его применения. Речь идет о пространстве, имеющем юридический статус воздушного пространства.     Напомним при этом еще раз, что точной границы между воздушным и космическим пространствами не установлено. Трудности такого установления объясняются, в частности, тем, что аппараты типа «Шаттл» или «Буран» совершают полет как в космическом пространстве, так и (особенно при приземлении) в воздушном пространстве. Иначе говоря, вступают в действие как космическое, так и международное воздушное право.

    Далее, воздушное пространство юридически не однородно. Часть его, расположенная над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальное море, является неотъемлемой частью территории, находящейся под суверенитетом государства, где ему принадлежит исключительная юрисдикция в отношении всех находящихся в пределах его территории физических и юридических лиц и иных объединений с должным учетом его соответствующих международных обязательств.

    Другая часть воздушного пространства, расположенная над открытым морем и Антарктидой, является негосударственной, международной территорией со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

    Поэтому в основе регулирования международных полетов лежат два основополагающих принципа: принцип полного и исключительного суверенитета государства над воздушным пространством над его территорией и принцип нераспространения суверенитета государства на воздушное пространство, расположенное над негосударственной, международной территорией. 

     Соответственно правовой режим воздушного пространства государства устанавливается его внутренним правом с учетом международных обязательств государства в соответствии с общими (универсальными), многосторонними или двусторонними соглашениями, участником которых оно является, а иногда в соответствии с односторонними юридическими актами государства, признанными другими государствами, которых они касаются.

    Правовой режим негосударственного, международного воздушного пространства устанавливается исключительно международным правом. В его основе свобода полетов над такими пространствами, подтвержденная, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву и осуществляемая в соответствии с условиями этой Конвенции и других норм международного права.

    Вышеизложенные принципиальные начала имеют в виду международно-правовое регулирование международных полетов в соответствии с предложенным определением МВП.

    Основной источник современного воздушного права — Конвенция о международной гражданской авиации 1944г. (Чикагская конвенция).

    Таково существо современного МВП в соответствии с предложенным его определением. 

  

  
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1.     Конвенция для унификации некоторых  правил, касающихся международных  воздушных перевозок, 1929 г. // СЗ СССР. 1934. № 20.

2.     Конвенция о международной гражданской  авиации 1944 г. и тексты поправок к Чикагской конвенции // Международное публичное право. Сборник документов. Сост. К.А. Бекяшев и А.Г. Кодаков. Т. 2. С. 412—439.

3.     Конвенция о преступлениях и  некоторых других актах, совершаемых  на борту воздушных судов, 1963 г. // Там же. С. 439—445.

4.     Конвенция о борьбе с незаконным  захватом воздушных судов 1970 г. // СДЦ СССР. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292—296.

5.     Конвенция о борьбе с незаконными  действиями, направленными против  безопасности гражданской авиации  1971 г. // СДЦ СССР. Вып. XXIX. М„ 1975. С. 90—95.

6.     Протокол о борьбе с незаконными  актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую  авиацию, 1988 г. // Действующее международное право / Сост. ЮМ. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 584—587.

7.     Воздушный кодекс Российской  Федерации // Российская газета. 1997. 26 марта.

Монографии  и учебники

8.     Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев  Ю.Н. Правовое регулирование международных  полетов гражданских воздушных  судов. М., 1998. 

9.     Бирюков П.Н. Международное право:  Учебное пособие, Издание 2-е,  переработанное и дополненное, -М., Юристъ, 2003. 

10.  Курс международного  права. В 7 т. Т. 5. М., 1992.

Информация о работе Международное воздушное право