Международное воздушное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 09:03, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлено научно-техническим развитием в области авиации и его влиянием на международные отношения.
Перед рефератом поставлены следующие задачи: дать понятие международного воздушного права, разобрать его сущность, значение и развитие, а также рассмотреть основные принципы и источники международного воздушного права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..…3
1 Понятие и структура международного воздушного права..………….................5
2 Основные принципы международного воздушного права….…………………..7
Заключение……………………………………………………………………….…10
Список использованных источников……………………………………………...11

Работа содержит 1 файл

реферат по воздушному праву.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ 

Филиал  Петрозаводский

Представительство ________________________________________ 
 
 

Реферат

по дисциплине  Международное право 

Тема: Международное воздушное право

Выполнил  студент (ка): Папирная Ирина Викторовна

                                         Фамилия, имя, отчество

№ контракта 08000080109164

Направление юриспруденция

№ группы  СЗЮ 809-04

Подпись студента __________ Дата сдачи работы «    » мая 2010 г.

Нормоконтролер   Пронько Н.А                 _______________

               Ф.И.О.                              подпись

                     «___»  мая 2010 г.

Работа  принята для передачи на аттестацию ____________________                   __________ Ф.И.О. ответственного лица, должность 

подпись

«___» __     ________ 2010 г. 

Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор АЦ__________________ 

      _________    Ф.И.О

   «___» __________ 2010 г.                  подпись 
 
 
 
 
 

Содержание                                                                                                                                          

Введение …………………………………………………………………………..…3                

       1 Понятие и структура международного воздушного права..………….................5

       2 Основные принципы международного воздушного права….…………………..7

      Заключение……………………………………………………………………….…10

      Список использованных источников……………………………………………...11

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Воздушный транспорт, способный быстро и с  комфортом доставить пассажира  в любую точку земного шара, появился в XX веке. Теперь это самый скоростной вид транспорта для перевозок пассажиров и груза на ближние и дальние расстояния. С помощью воздушно транспорта неимоверно расширились мировые транспортные связи между всеми членами мирового сообщества.

    Интересно, что римское право рассматривало воздух как естественную среду, абсолютно необходимую для жизни и доступную всем - общее достояние. Но как только появилась возможность использовать воздушное пространство в коммерческих и военных целях, государства единодушно заявили свое право на суверенитет над воздушным пространством, включили его в состав территории. Вплоть до Второй мировой войны международное воздушное право развивалось не как относительно самостоятельная отрасль международного права, а как право гражданской авиации. Государства вступали в международные отношения по поводу использованию воздушного пространства для целей полетов и воздушных перевозок между государствами. Такое использование воздушного пространства связано с отсутствием других видов деятельности в указанном пространстве. Однако постепенно утвердилось правовое положение воздушного пространства. Оно стало суверенным. Государства стали обладать суверенитетом использования воздушного пространства в коммерческих и военных целях.

    Последние десятилетия XX века ознаменовались развитием научных, научно-прикладных и учебно-методических разработок различных разделов международного и внутригосударственного воздушного права и всей отрасли в целом. Значительный вклад в этом отношении внесен представителями отечественной юридической науки: Ю.М.Колосовым, Ю.Н.Малеевым, А.Н.Верещагининым, В.Д.Бордуновым, А.П.Мовчаном. Труды этих ученных, а также других авторов были использованы при написании данной курсовой.

    Актуальность  темы обусловлено научно-техническим развитием в области авиации и его влиянием на международные отношения.

    Перед  рефератом поставлены следующие  задачи: дать понятие международного воздушного права, разобрать его  сущность, значение и развитие, а  также рассмотреть основные принципы и источники международного воздушного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Понятие и признаки обязательства в следствии причинения вреда

    Международное воздушное право - это отрасль  международного права, представляющая собой совокупность общепризнанных и специальных принципов и  норм, которыми определяется правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных аппаратов, устанавливается режим использования этого пространства для целей гражданской авиации, регулируются отношения, возникающие между пользователями по поводу воздушных передвижений, связанных с ними коммерческих операций и обеспечения безопасности полетов.  

    В отечественной доктрине международного права предложено значительное число  определений международного воздушного права, существенно отличающихся друг от друга. Приведем два таких определения. Так, Мовчан. А.П. определяет международное воздушное право как отрасль международного права, “представляющую собой систему норм, регулирующих отношения между государствами в связи с использованием воздушного пространства в целях осуществления международных воздушных сообщений и обеспечения их безопасности”. Бордунов В.Д.  дает следующее определение: “Международное воздушное право — часть международного права, представляющая собой систему норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства гражданской авиацией”. Вместе с тем, подчеркивается далее, большая группа норм МВП связана с регулированием международных полетов как таковых, независимо от того, с какими целями они осуществляются.

    Пространственная  сфера действия данной отрасли международного права определяется прежде всего  с учетом физических свойств атмосферы - убывания ее плотности (разрежения) по мере удаления от земной поверхности, в связи с чем верхний предел воздушного пространства оценивается высотой в 100-110 км. Это обусловливается, во-первых, тем, что здесь пролегает граница, за которой химический и молекулярный составы воздуха уже не могут оставаться неизменными, так как его атомы, преодолевая земное тяготение, постепенно уходят в межпланетное пространство; во-вторых, тем, что до этой границы еще возможны полеты искусственных объектов с использовавшем аэродинамического свойства; в-третьих, что на этой высоте находятся наиболее низкие орбиты искусственных спутников Земли.

    Считается общепризнанным, что международное  воздушное право регулирует аэронавигационные  аспекты использования воздушного пространства и не распространяется на природоохранительные отношения, использование  солнечной энергии, воздействие  на атмосферные процессы и т. п. Использование военной авиации также остается за рамками международного воздушного права.

    В рамках ИКАО (Международной организации  гражданской авиации) активно разрабатывается  глобальная система управления воздушным  движением, которая обеспечивала бы полеты как гражданских, так и военных воздушных судов. Документ Стокгольмской конференции по мерам доверия (1986 г.), проходившей в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, предусматривает комплекс мер «воздушного доверия» в военной области, в том числе проведение воздушного контроля (инспекции). В 1992 году был подписан Договор по открытому небу, регламентирующий проведение таких инспекций. Воздушный контроль с помощью военных воздушных судов допускается Договором об Антарктике 1959 года.

 Структуру  международного воздушного права  составляют группы норм:

    - нормы, регулирующие международные  воздушные перевозки, режим воздушного  пространства и международные  полеты;

    - нормы, регулирующие международные  сообщения с коммерческой стороны. 
 
 
 
 
 

2 Характерные черты обязательства в следствии причинения вреда

    Международное воздушное право как отрасль  международного права основывается на общих принципах международного права. Вместе с тем в систему норм воздушного права входят и специальные принципы и нормы, непосредственно регулирующие деятельность международной авиации в целом.

    - Принцип исключительного  и полного суверенитета государств над их воздушным пространством. Этот принцип получил закрепление как в международных соглашениях (ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.), так и в законодательстве различных стран. Основное содержание принципа суверенитета над воздушным пространством состоит в том, что «государства самостоятельно устанавливают правовой режим использования своего воздушного пространства». Воздушное пространство государства может использоваться для полетов иностранных летательных аппаратов только в соответствии с разрешительным порядком (разрешение в форме договора о воздушных сообщениях или разовое разрешение на полет, выдаваемое компетентным государственным органом). Разумеется, государство обязано обеспечить осуществление прав других государств в пределах своей территории в соответствии с международными договорами (предоставление маршрутов и аэропортов для международных полетов, содействие в реализации коммерческих прав, предоставленных иностранным авиакомпаниям, и пр.). Государство также должно использовать свое воздушное пространство таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб правомерным интересам других государств. Каждое воздушное судно во время полета и пребывания в пределах территории какого-либо другого государства обязано строго соблюдать действующие в этом государстве законы и правила, касающиеся воздушных сообщений. В соответствии с принципом суверенитета над своим воздушным пространством государства обычно устанавливают маршруты или трассы полетов и, если необходимо, запретные зоны для полетов, а также определяют правила радиосвязи и обеспечения безопасности полетов. При прибытии иностранного воздушного судна в аэропорт компетентные органы каждого государства вправе производить его досмотр и проверку документов (свидетельство о регистрации, удостоверение о пригодности к полетам, свидетельства о квалификации членов экипажа, списки пассажиров и т. п.).

    - Принцип свободы  полетов в открытом  воздушном пространстве. К открытому или международному воздушному пространству относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств. Все воздушные суда во время своего пребывания в международном воздушном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Однако свобода полетов в международном воздушном пространстве не означает, что государства и их воздушные суда свободны от соблюдения определенных правил и требований, закрепленных в международных соглашениях или в регламентах ИКАО. Согласно Чикагской конвенции 1944 года, правила полетов, которые устанавливаются ИКАО в соответствии с Конвенцией, действуют над открытым морем без каких-либо исключений. Все государства должны придерживаться этих правил и принимать меры к тому, чтобы они строго соблюдались их воздушными судами во время полетов над открытым морем. Система правил полетов, действующих в открытом воздушном пространстве, складывается на основе обобщенных, основных правил, содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции, а также в «Процедурах аэронавигационного обслуживания — Правилах полетов и обслуживания воздушного движения» и «Дополнительных региональных процедурах».

    - Принцип обеспечения  безопасности международной  гражданской авиации. В соответствии с этим принципом государства обязаны: а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; б) вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Одна из основных задач Чикагской конвенции 1944 года и создания ИКАО состояла в том, чтобы «международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом». На это направлены прежде всего те единые требования к технике безопасности аэронавигации, которые содержатся в самой Конвенции и в 18 приложениях к ней. Эти требования нуждаются в постоянном уточнении и обновлении с учетом научно-технического прогресса в области авиации. Выполнение данной задачи возложено на ИКАО.

    С этой целью государства в рамках ИКАО периодически, по мере необходимости, разрабатывают международные регламенты (правила, стандарты, рекомендации и т. д.), которые касаются: годности воздушных судов к полетам и квалификации летного и технического персонала; регистрации воздушных судов и бортовой документации; систем связи и аэронавигационных карт; характеристик аэропортов и посадочных площадок; правил полетов и практики управления воздушным движением, а также всех других вопросов, касающихся безопасности и эффективности аэронавигации. В целом регламенты ИКАО способствуют повышению безопасности и эффективности международной гражданской авиации, поскольку они содействуют практическому внедрению различными государствами единых или сходных летно-технических норм и правил полетов гражданских самолетов, основанных на новейших достижениях в области международной аэронавигации.

Информация о работе Международное воздушное право