Международное-правовое регулирование труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – международно-правовое регулирование труда.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и классификация источников международно-правового регулирования труда
2. раскрыть международно-правовое регулирование труда актами МОТ
4. рассмотреть контроль за соблюдением международных стандартов труда.
При написании работы использовалась нормативная база международного права в сфере труда, учебные пособия по трудовому праву и статьи из периодических изданий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие и классификация источников международно-правового регулирования труда…………………………………………………………..
5
2. Международно-правовое регулирование труда актами МОТ…………... 13
3. Обеспечение реализации и контроль за соблюдением международных стандартов труда………………………………………………………………
18
Заключение ………………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы………………………………………... 30
Приложение …………………………………………………………………... 32

Работа содержит 1 файл

Международно-правовое регулирование труда.docx

— 65.59 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие  и классификация источников международно-правового  регулирования труда…………………………………………………………..  
5
2. Международно-правовое регулирование труда актами МОТ…………... 13
3. Обеспечение реализации и контроль за соблюдением международных стандартов труда………………………………………………………………  
18
 Заключение ………………………………………………………………….. 28
Список использованной литературы………………………………………... 30
Приложение  …………………………………………………………………... 32
 
 
 
 

 

      Введение 

     Построение  демократического правового государства, основанного на рыночной экономике  и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов  в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и  охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В условиях разгосударствления экономики, обеспечения свободы  производителя необходима новая  модель правового регулирования  трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал.

     В настоящее время произошла ощутимая поляризация участников общественного  труда, на собственников (работодателей, нанимателей, предпринимателей) и наёмных  работников, которые имеют противоречивые интересы в производстве, труде, распределении  прибыли. Эти противоречия создают  объективную основу для возникновения  различных разногласий, споров и  конфликтов в социально-экономических  и, главное, в трудовых правоотношениях.

     Государство создаёт условия для полной реализации гражданами права на труд, гарантирует  равные возможности при выборе профессии  и рода трудовой деятельности, реализует  программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров соответственно с общественными  потребностями.

     В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции  Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Это в  полной мере относится и к регулированию  трудовых и тесно связанных с  ними общественных отношений. Другими  словами, на отношения работодателя и работника, находящихся на территории Российской Федерации, распространяют свое действие не только нормы отечественного законодательства, но и нормы международного права.

     Международно-правовое регулирование труда можно определить как регулирование трудовых отношений  на основе ратифицированных норм международных  организаций и международных  договоров.

     Среди международных нормативных актов  в первую очередь следует назвать  Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Наряду с другими правами во Всеобщей декларации прав человека провозглашено  право на труд, свободный выбор  работы, на справедливые и благоприятные  условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд и другие права.

     Широко  известны правовые акты Международной  организации труда (МОТ), являющейся специализированным учреждением ООН. Эти акты принимаются в виде конвенций  или рекомендаций, последние из которых  не требуют ратификации и проводятся в жизнь путем принятия закона соответствующей страной.

     Цель  курсовой работы – международно-правовое регулирование труда.

     Для достижения цели были решены следующие  задачи:

     1. рассмотреть понятие и классификация источников международно-правового регулирования труда

     2. раскрыть международно-правовое регулирование труда актами МОТ

     4. рассмотреть контроль за соблюдением международных стандартов труда.

     При написании работы использовалась нормативная  база международного права в сфере  труда, учебные пособия по трудовому  праву и статьи из периодических  изданий. 
 
 

      

     1. Понятие и классификация источников  международно-правового регулирования  труда  

     В соответствии со ст. 15 Конституции РФ “общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено Законом, то применяются  правила международного договора”. Тем самым Конституция предусмотрела  примат международно-правовых норм о  труде и в российском трудовом праве. Они теперь являются одним  из существенных источников российского  трудового права. В них воплотился мировой опыт по регулированию труда. Недаром акты МОТ называют международными стандартами по регулированию труда.

     Международно-правовое регулирование труда — это установленная международными договорами (актами) система стандартов по регулированию труда, которые государства, присоединившиеся к соответствующему международному договору (ратифицировавшие его), используют в национальном трудовом законодательстве. Система выработанных мировым опытом международно-правовых норм о труде представляет собой Международный кодекс труда.

     Субъектами  создания международных стандартов о труде являются ООН и ее специализированный орган — Международная организация труда (МОТ). МОТ существует с 1919 г. как специализированный орган Лиги Наций, а с 1946 г.— ООН. Членами МОТ являются 175 государств.

     Трехсторонность (трипартизм) организации МОТ отличает ее от других международных организаций, оказывает существенное влияние  на принятие и содержание ее конвенций  и рекомендаций. Те и другие принимаются  Международной конференцией труда, созываемой ежегодно, на которой присутствуют не только по четыре делегата от стран  — членов МОТ, но и их технические советники и наблюдатели. Международная конференция труда принимает международные трудовые нормы (в форме конвенций и рекомендаций), утверждает бюджет МОТ, шкалу взносов членов МОТ, раз в три года избирает Административный совет и членов Международного бюро труда. Тема конференции определяется ежегодно Генеральным директором, который является исполнительным главой МОТ и Генеральным секретарем на конференции. Исполнительным органом МОТ является административный совет Международного бюро труда, собирающийся четыре раза в год и рассматривающий программы деятельности МОТ. Он также построен по принципу трипартизма: 24 его члена представляют правительства, 12 — предпринимателей и 12 — трудящихся. Из 24 представляемых в нем государств 10 являются постоянными членами этого органа.

     Постоянный  секретариат МОТ с исследовательским  центром, издательством находится  в Женеве (Швейцария). У МОТ есть и вспомогательные региональные органы, отраслевые комитеты, комитеты экспертов и т. д. Ее персонал в  Женеве и разных странах насчитывает  более 2 тыс. служащих разных национальностей. Они ведут исследовательскую  работу, готовят доклады, конференции, проводят изучение вопросов на местах. МОТ публикует периодические  издания, статистические материалы, доклады  по вопросам труда, информирует об этом своих членов. Устав МОТ указывает, что главной ее деятельностью  является международное нормотворчество, т. е. создание международных трудовых стандартов. Более 372 международных  актов (конвенций и рекомендаций), составляющих Международный кодекс труда, охватывают такие вопросы, как  занятость, безработица, охрана труда  подростков, женщин, лиц с семейными  обязанностями, продолжительность  рабочего времени, охрана материнства, миграция в поисках работы, инспекция  труда, упразднение принудительного  труда, минимальные ставки зарплаты, производственный травматизм и профессиональные заболевания, равная оплата женского труда, взаимоотношения между трудящимися и администрацией и др. В Международный кодекс труда входит также ряд конвенций и рекомендаций по труду моряков, рыбаков, по труду на плантациях. Для принятия конвенции или рекомендации МОТ необходимо квалифицированное большинство, т. е. 2/3 делегатов конференции, присутствующих на окончательном голосовании (Международная организация труда. М.: Международные отношения, 1995).

     С точки зрения формально приданной  юридической силы на втором месте  после Конституции РФ в числе источников трудового права должны находиться акты и отдельные нормы международно-правовой регламентации труда. В п. 5 Постановления N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 года1 судам предписано руководствоваться нормами международно-правовой регламентации в том случае, когда законодательство Российской Федерации вступает с ними в противоречие. В частности, в названном Постановлении суды нацелены на непосредственное применение Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также других норм международно-правовой регламентации. В перечисленных актах имеются нормы, которые могут быть применены к регулированию отношений, составляющих предмет трудового права. Например, в этих актах дано определение права на труд, которое внезапно исчезло из нашего внутреннего законодательства. В связи с чем российские правоприменители должны руководствоваться определением права на труд, данным в международных актах.

     С позиции формального выражения  Всеобщая декларация прав человека2, Международный пакт о гражданских и политических правах3, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах4 относятся к источникам трудового права. Тогда как материализоваться в конкретные отношения, входящие в предмет трудового права, могут лишь отдельные нормы названных международных актов.

     В ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплены право на труд, на свободный  выбор места работы, на справедливые и благоприятные условия труда, право на равную оплату за труд равной ценности без какой-либо дискриминации, право на получение справедливого  и удовлетворительного вознаграждения, право на создание профессиональных союзов и вступления в них. В части, устанавливающей более льготный режим труда по сравнению с  российским законодательством, данная норма должна применяться при  регулировании отношений в сфере  труда.

     В ст. 24 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на отдых и досуг. Поэтому эта норма может быть применена при реализации работниками  права на отдых и досуг.

     В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека гарантируется жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход, необходимый для его благосостояния и членов его семьи. Данная норма  также применима при регулировании  трудовых отношений.

     В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека гарантируется право на получение  образования, в том числе и  бесплатного. Рассматриваемая норма  также применима при предоставлении льгот лицам, совмещающим работу с обучением.

     Непосредственно при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права, может  быть применена и ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, в которой провозглашено право на свободу ассоциации, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. В правоприменительной деятельности могут быть использованы и другие нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство прав и свобод, в том числе и в сфере труда.

     В ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Очевидно, что данная норма применима и в российской практике, так как предусматривает более льготные для работников условия по сравнению с внутренним законодательством.

     В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплены право на справедливое вознаграждение и справедливую заработную плату за труд равной ценности, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на одинаковое для всех продвижение на более высокие ступени по работе исключительно на основании трудового стажа и квалификации, право на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени. Данная норма также предназначена для материализации в отношения, входящие в предмет трудового права.

     В ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закреплено право на свободу объединения и беспрепятственное осуществление профсоюзами своей деятельности по защите прав и свобод в сфере труда. Указанная норма также применима при регулировании трудовых отношений.

Информация о работе Международное-правовое регулирование труда