Международно-правовая охрана авторских прав и смежных прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:56, реферат

Описание работы

Актуальность изучения различных аспектов авторского права связана с тем, что развитие современных, в том числе компьютерных технологий обостряет проблему защиты прав создателей литературных, художественных, научных произведений. Одновременно, эта проблема сталкивается с такими важными естественными правами человека, как неприкосновенность личности, свобода слова, мысли, право на пользование достижениями культуры, на доступ к информационным ресурсам.

Содержание

Введение
1 Международно-правовые аспекты регулирования авторского права
2 Анализ правового обеспечения защиты авторского права в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

СРС 3 Международно-правовая охрана авторских прав и смежных прав.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

 

 

ТЕМА: «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ И СМЕЖНЫХ ПРАВ»

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

ПРЕДМЕТ: Международное частное право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

 

Введение

1 Международно-правовые  аспекты регулирования авторского  права

2 Анализ правового  обеспечения защиты авторского права в Республике Казахстан

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Законодательство о  защите интеллектуальной собственности появилось в Казахстане только с обретением независимости.

Существовавший ранее режим защиты таких объектов как произведений изобретения исходили из приоритета прав государства. Формируемая новая правовая система и интеграция РК в мировое экономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

На Западе сфера авторских  прав, или интеллектуальной собственности (ИС) является зоной особого внимания со стороны государства, что во многом позволило развитым странам стать  мировыми лидерами в производстве того или иного вида промышленной продукции. По словам генерального директора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), ИС приобретает все большее значение как важный инструмент экономического роста и накопления народного богатства. К примеру, согласно исследованиям того же ВОИС, в США вклад национальной интеллектуальной индустрии, основанной на авторских правах, достигает 12% ВВП. В переводе на денежный эквивалент это порядка $500 млрд, что превышает общий объем американского экспорта одежды, автомобилей, компьютеров и самолетов вместе взятых.

Что касается Казахстана, то здесь ИС постепенно приобретает  свое подлинное значение в качестве ценного и восполняемого ресурса, который в удущем будет определять уровень благосостояния граждан  нашей республики.

Так, Президент РК Нурсултан  Назарбаев, неоднократно заявлял, что  создание благоприятных условий  для производства товаров с защищенной торговой маркой и правами интеллектуальной собственности является одним из приоритетов ускоренного экономического развития.

В Казахстане, как и  на всем постсоветском пространстве, национальная система ИС начала формироваться  после обретения республикой  своей независимости. Так, в 1992 году в соответствии с решением Кабинета Министров РК на базе казахстанского подразделения Всесоюзного агентства по авторским правам было создано Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП). В 1996 году был принят разработанный ГААСП Закон "Об авторском праве и смежных правах", который, по признанию экспертов из стран СНГ, может считаться модельным в области регулирования отношений, возникающих при использовании объектов авторского права.

В настоящее время  основные функции по обеспечению  авторских прав возложены на Комитет  по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК, который был сформирован в 2001 году. Одними из основных задач этого органа стали государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением прав авторов, внесение предложений по совершенствованию законодательства, повышение правовой грамотности пользователей, а также контроль за лицами, использующими объекты ИС.

В настоящий момент Казахстан  уже является полноправным членом ряда международных договоров, соглашений и конвенций, действующих под  эгидой ВОИС (в том числе Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договора о патентной кооперации, Мадридского соглашения о международной регистрации товарных знаков, Евразийской патентной конвенции и ряда других), тем не менее защита авторских прав в республике пока не до конца соответствует международному уровню.

Участие РК в международных актах устанавливающих обязательства стран участников в области охраны интеллектуальной собственности, обязывает привести национальное законодательство в соответствие с действующими международными соглашениями.

В Конституции РК понятия "собственность" в ее имущественном значении и "интеллектуальная собственность", как результат свободной творческой деятельности отнесены, к разным статьям, а правовая формула "владения, пользования и распоряжения" отнесено только к имущественным правам.

Принятые за последние годы законы, прямо регулирующие вопросы связанные с защитой интеллектуальной собственности, в целом соответствуют общепринятым международным требованиям, в тоже время в законах, прямо не регулирующих эти отношения, но затрагивающих в ряде случаев вопросы, связанные с правовым статусом объектов интеллектуальной собственности, допускаются ошибки и устанавливаются правовые режимы, прямо противоречащие как действующему законодательству так и международным актам.

В результате не четкого разграничения  понятия правового режима права  собственности на материальные объекты  и "объекты интеллектуальной собственности", т.е. ставится знак равенства между  вещным правом и правом интеллектуальной собственности.

Таким образом, споров в данном аспекте  множество и данная тема в этой связи является актуальной и интересной для изучения.

Цель работы – рассмотреть проблему международной защиты авторских разработок на современном  этапе.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Международно-правовые аспекты регулирования авторского  права

 

Актуальность изучения различных аспектов авторского права  связана с тем, что развитие современных, в том числе компьютерных технологий обостряет проблему защиты прав создателей литературных, художественных, научных произведений. Одновременно, эта проблема сталкивается с такими важными естественными правами человека, как неприкосновенность личности, свобода слова, мысли, право на пользование достижениями культуры, на доступ к информационным ресурсам.

Правовая наука стоит  перед сложной проблемой соотношения  публичного и частного интереса в  сфере интеллектуального творчества, о пределах свободы осуществления  прав в области культуры и информации - создателей произведений литературного, научного и художественного творчества и каждого отдельного гражданина, каждой личности.

Важно исследовать взаимовлияние  и взаимопроникновение отдельных  элементов правовой надстройки, выявить  значение и роль норм и принципов  современного конституционного права, таких, в частности, как свобода личности, свобода творчества, свобода мысли и других общечеловеческих ценностей, составляющих ядро современной правовой системы демократического государства1.

Авторское право, как  одна из юридических гарантий конституционной  свободы творчества и объект исключительных прав, в условиях демократизации общественной и государственной жизни и перехода к рыночным формам экономики, приобретает все возрастающее значение. Во многом, эти обстоятельства предопределили выбор темы настоящего исследования.

Современное авторское  право призвано дать ответ на вопрос о том, где кончается право  одного и начинается право другого  человека, то есть дать ответ на вопрос о пределах осуществления прав в  сфере творческой деятельности. Вот  почему всестороннее, комплексное изучение вопросов авторского права представляется актуальным и заслуживающим внимания.

Необходимость и актуальность исследования сложившихся в настоящее  время правовых институтов предопределяется также и тем обстоятельством, что в современном праве, как правило, нет так называемых чистых отраслей. Практически, в любой отрасли присутствуют нормы конституционного права. В связи с демократизацией государственной и общественной жизни возрастает значение гуманистических принципов и норм конституционного права.

Основной тезис правового  государства - верховенство правового  закона, в связи с чем основная задача государства рассматривается  в аспекте деятельности по реализации основной идеи права как идеи справедливости, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Именно здесь проявляется значение авторского права в качестве важнейшей гарантии реализации свободы личности в условиях правового государства. При исследовании указанных проблем ученые исходят из демократического мировоззренческого подхода, основанного на современных концепциях правопонимания, выводит сущность авторского права из естественной природы прав человека и социальной справедливости.

В последнее время  в отечественной и зарубежной прессе всё чаще и 
чаще стали появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной 
собственности, как правило речь идёт о “пиратском” аудио и видео рынке. 
Если верить исследованию, подготовленному находящейся в Лондоне 
Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то 
страны СНГ сейчас являются мировым лидером по незаконным продажам 
музыкальных записей.

Специфика подобного  рода нарушений состоит в том, что они 
выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько на внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.

Международная система  охраны авторского права представляет собой сложный механизм, в основе которого лежит, прежде всего, Бернская конвенция “Об охране литературных и художественных произведений” в её многочисленных редакциях.

До середины прошлого столетия понятия “Авторское право” не существовало как такового, право собственности могло распространятся лишь на конкретные овеществлённые произведения искусства (картины, скульптуры и т.п.). Но начиная с середины 19 века авторское право становится самостоятельной формой собственности. Создание университетов, публичных библиотек, развитие книжной торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы, расширение циркуляции книг - всё это создало новые условия для издательского дела, превратившегося в выгодное место помещения капитала, а произведения интеллектуального труда стали отвечать всем признакам товара.

Кропотливая работа по созданию правового инструмента по охране 
авторского права была начата в Брюсселе в 1858 году на состоявшемся там конгрессе авторов произведений литературы и искусства. Затем последовали конгрессы в Антверпене (1861 и 1877 гг.) и Париже (1878 г.), с 1883года работа была продолжена в Берне где в 1886 году после трёх 
дипломатических конференций было выработано международное соглашение получившее название Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Это соглашение было подписано десятью государствами: Бельгией, Великобританией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией. В сентябре 1887 года делегаты этих стран (за исключением Либерии) обменялись ратификационными грамотами, и в соответствии со статьёй 20 конвенция вошла в силу спустя три месяца, т.е. 5 декабря 1887 года.

Бернская конвенция 1886 года содержит наравне с так называемыми основными, то есть материально- правовыми, и административные правила.

Все её основные положения  подлежали обязательному включению  в 
национальные законодательства стран-участниц в тех случаях, когда 
национальные законодательства обеспечивали менее благоприятный режим для обладателей авторских прав. В этом проявилось стремление создателей конвенции к унификации основных положений авторского права.

Одним из наиболее существенных правил, выработанных в Берне в 1886 году, было предоставление владельце авторского права возможность не выполнять формальности в странах, где ищется защита, при условии, что он выполнил таковые у себя в стране.

На конференции 1886 года было объявлено о создании Бернского союза из стран-участниц и избрано международное бюро этого союза.

15 апреля 1896 года в  Париже состоялась первая конференция  по изменению конвенции 1886 года. К тому времени к конвенции присоединились четыре страны: Люксембург (1888), Монако (1889), Черногория (1893) и Норвегия (1896).На конференции присутствовали кроме государств членов наблюдатели от 14 стран: Аргентины, Болгарии, Боливии, Бразилии, Дании, Гватемалы, Греции, Колумбии, Мексики, Перу, Португалии, Румынии, США и Швеции.

К числу нововведений 1896 года прежде всего следует отнести  включение в конвенцию понятия публикации и определение его как “выпуск копий”.

Таким образом представление и исполнение драматических, 
драматическо-музыкальных и музыкальных произведений, выставки 
произведений искусства к публикации не относились. К числу важнейших 
изменений следует отнести также и уточнение к статье 3, в соответствии с 
которым охрана предоставлялась произведению, впервые опубликованному в стране-участнице конвенции, даже в том случае, когда автор являлся гражданином страны, не входящей в Бернский союз. Таким образом, территориальный принцип конвенции оставался неизменным, однако акцент был перенесён с издателя на автора произведения.

Следующим этапом развития Бернской конвенции была Берлинская конференция 1908 года. К этому времени к конвенции присоединились ещё четыре государства: Япония (1899), Швеция (1901), Дания (1903) и Либерия (1908). Кроме государств- членов на конференцию прислали своих делегатов ещё 19 стран (в том числе и Россия). Результатом работы конференции явился почти полный пересмотр всех основных положений предыдущих конференций.

Конвенция определила более  чётко понятие литературного  и 
художественного произведений и закрепила положение о том, что они должны охраняться во всех странах-участницах с обязательным отражением этого в национальных законодательствах, если таковое не было сделано раньше.

За период с 1914 по 1928 год  к конвенции присоединились следующие государства: Австрия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Греция, Ливан, Марокко, Польша, Румыния, Сирия, Чехословакия, Эстония, а также получившие независимость доминионы Великобритании: Австралия, Ирландия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика.

Римская конференция  проходила в период бурного развития средств массовой информации и коммуникаций, характерных для начала двадцатого века. Это в частности нашло отражение в признании охраны прав авторов при трансляции по радио их произведений (ст.11 bis), расширении объектов охраны, признания так называемых личных прав автора и т.п2.

Следует заметить, что  признание личных прав Бернской конвенцией было воспринято без энтузиазма представителями кинематографической промышленности, а в последствии и телевиденья, особенно в США. Это было связано с тем, что эти индустрии в основном используют самостоятельные произведения для создания кино- и телефильмов и, таким образом заинтересованы в возможности более свободно изменить чьё-либо произведение, приспосабливая его к своим нуждам.

Информация о работе Международно-правовая охрана авторских прав и смежных прав