Международно-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…. ...2
1. Понятие и субъекты международно-правовой ответственности……………..3
2. Виды и формы международно-правовой ответственности…………….……..6
3. Обстоятельства, освобождающие от ответственности………………....……...9
Заключение…………………………………………………………………….…....13
Литература…………………………………………………………………….……14

Работа содержит 1 файл

контр. по междун праву.docx

— 36.86 Кб (Скачать)

     2. Пункт 1 не применяется, если  государство, о котором идет  речь, содействовало возникновению  ситуации материальной невозможности". Статья 32 регламентирует ситуацию "Бедствия" и предполагает исключение противоправности  деяния государства, если субъект  поведения, составляющего деяние  этого государства, в ситуации  крайнего бедствия не имел  иной возможности спасти свою  жизнь или жизнь вверенных  ему лиц. Однако Проект статей  предусматривает и такие исключительные, экстремальные ситуации, когда крайней  опасности подвергаются существенные  интересы государства. Им посвящена  ст. 33, озаглавленная "Состояние  крайней необходимости". Пункт  1 ст. 33 гласит: "Государство не  может ссылаться на состояние  необходимости как на основание  для исключения противоправности  деяния этого государства, не  соответствующего его международному  обязательству, за исключением  тех случаев, когда: a) это деяние  являлось единственным средством  защиты существенного интереса  этого государства от тяжкой  и неминуемой угрозы и b) это  деяние не нанесло серьезного  ущерба существенному интересу  государства, в отношении которого  существует указанное обязательство".Статья 34 об обстоятельствах, исключающих  противоправность деяния, озаглавленная  "Самооборона", гласит: "Противоправность  деяния государства, не соответствующая  международному обязательству этого  государства, исключается, если  это деяние является законной  мерой самообороны, принятой в  соответствии с Уставом Организации  Объединенных Наций".  
Таким образом, в этой статье речь идет о законной мере самообороны государства в соответствии с Уставом ООН, прежде всего отвечающей условиям ст. 51 Устава. Такими условиями являются: 1) наличие вооруженного нападения на государство другого государства, создающего исключительно серьезную и явную угрозу его территориальной целостности и политической независимости, как это следует из комментария Комиссии международного права; 2) самооборона осуществляется до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности; 3) Совет Безопасности должен быть немедленно поставлен в известность о предпринятых мерах самообороны; 4)такие меры не затрагивают полномочий и ответственности Совета Безопасности в деле поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

           Политическая ответственность  возникает из факта нарушения  нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта (например, нарушения неприкосновенности дипломатического представительства). Она возникает  даже в том случае, если нарушение  права не повлекло материального  ущерба или иных негативных последствий.

     Материальная  ответственность возникает при  наличии совокупности факторов: нарушения  нормы международного права, возникновения  имущественного ущерба в результате правонарушения и существования  непосредственной причинной связи  между правонарушением и этим ущербом.

     В теории международного права нет  единого мнения о применимости в  этой правовой системе понятия вины. Одни ученые считают, что вместо термина  «вменение вины» следует использовать термин «присвоение субъекту поведения, представляющего собой нарушение  международного обязательства». Другие исходят из необходимости использования  понятия вины, которое в международном  праве, в отличие от систем внутреннего  права, имеет свою специфику, выражающуюся в том, что виной следует признавать сам установленный факт международно-противоправного  деяния. Вменение вины в этом случае выражается в заявлении потерпевшего о факте правонарушения и о  возникновении ответственности (необходимо учитывать и то, что на незначительные правонарушения одного субъекта другие могут не реагировать и вменения вины не происходит, то есть ответственность  не реализуется, хотя в принципе она возникает в момент правонарушения). При отсутствии противоправного деяния вменение вины неосновательно.

     Политическая  и материальная ответственность  может возникать одновременно в  результате одного и того же правонарушения: политическая — за сам факт нарушения  права, а материальная — за возникший  при этом имущественный ущерб.

     Поскольку абсолютная ответственность основывается на специальных международных договорах, предусматривающих возмещение материального  ущерба, возникающего в результате правомерных деяний, большое значение имеет определение понятия «ущерб»  по договору. При отсутствии в договоре такого определения рамки ответственности  могли бы быть необоснованно расширены. Например, по Конвенции о международной  ответственности за ущерб, причиненный  космическими объектами, 1972 года предусматривается выплата компенсации за ущерб, выразившийся в лишении жизни, телесном повреждении или ином повреждении здоровья либо в уничтожении или ином повреждении имущества государств, физических или юридических лиц и международных организаций. В частности, если человек перенес испуг от падения части космического объекта на Землю, но это не повлекло расстройства здоровья, то материальной ответственности не возникает; если часть космического объекта упала на участок земли, не повредив имущества, то возмещения владельцу участка не причитается, и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Вопрос  ответственности государства за международные преступления вызывает много разногласий.  В отличие от ответственности индивида они обусловлены не отсутствием согласия по вопросу о правовом происхождении (юридическая ответственность государства может быть только международно-правовой), а разным подходом к содержанию ответственности за международные преступления (конкретному перечню мер – исходя из их направленности) и оценке характера.   Хотя сама возможность несения государством ответственности за совершение международных преступлений является также общепризнанной.

     Международно-правовая ответственность является необходимым  юридическим средством обеспечения  соблюдения норм международного права  и восстановления нарушенных прав и  отношений.  Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права.

     Но  ответственность наступает при  наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях – на основе чего и за что возникает ответственность.

     Важную  роль в развитии института международно-правовой является процесс кодификации.  Этот процесс не закончен, он продолжается.  Еще не достигнуты соглашения по некоторым основополагающим вопросам.  Однако, сам этот процесс, активность государств и их заинтересованность в его функционировании показывают, что международное сообщество осознало всю необходимость и важность проделываемой работы.  Ведь главным назначением института ответственности является обеспечение эффективности действия норм международного права. 
 
 

Литература

  1. Ануфриева Л. П. Соотношение международного публичного и международного частного права: Правовые категории. М., 2002.
  1. Бекяшев К.А., Бекяшев Д.К. Международное публичное  право. Сборник документов. В 2 томах. / Издательство: Проспект. 2006.- 1408 С.
  2. "Индивидуальная уголовная ответственность в случае нарушения международно-правовых норм, касающихся защиты культурных ценностей»- А.Х. Абашидзе ("Юрист-международник", 2006, N 1)
  3. Исраэлян В.Л. Дипломаты лицом к лицу. М.: Международные отношения, 1990.
  4. Игнатенко Г. Международное право. Учебник для вузов. / 2005. 624
  1. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть.  3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. — 544 с. 
  1. Мартенс, Федор Федорович. Современное международное  право цивилизованных народов:в 2 т./под  ред. В. А. Томсинова; МГУ.-М.: Зерцало.-(Русское юридическое наследие). Т. 1.-2008
  2. "Международно-правовые аспекты ответственности, наступающей вследствие авиационных происшествий» - Е.А. Иванова ("Журнал российского права", N 7, 2002)
  1. Международное инвестиционное право: теория и практика применения / Фархутдинов И.З. - М.: Волтерс  Клувер, 2005
  1. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах».
  1. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов  юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук; Рос. акад. наук, Ин-т государства и  права, Академ. правовой ун-т. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005
  2. Международное публичное право / Отв. ред. К. А. Бекяшев. М., 2005.
  3. "Ответственность за ущерб, причиненный воздушными судами третьим лицам на поверхности: международно-правовые вопросы"- М.А. Катеренчук ("Транспортное право", 2005, N 2)
  4. Попова А.В. Международное частное право. 1-ое изд./ Издательство: Питер. 2010г.-192с
  5. Тункин Г. И. Теория международного права. М., 2000;
  6. Черниченко С. В.Научная Книга (2009) Очерки по философии и международному праву
  7. Черниченко С. В. Теория международного права: В 2 т. М., 1999

Информация о работе Международно-правовая ответственность