Международно-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:57, доклад

Описание работы

Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

Работа содержит 1 файл

Международно-правовая ответственность.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

   Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

   Ответственность можно рассматривать как непременную  обязанность, обусловленную неправомерным  поведением. Комиссия международного права ООН занималась подготовкой  проекта статей об ответственности.  

   Основания международно-правовой ответственности

   Различаются юридические и фактические основания  ответственности.

   Юридические основания. Это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение.

   Юридические основания ответственности могут  содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фиксирующих обязательные для государства  правила поведения (договоры, обычаи, решения международных судов и арбитражей, обязательные акты международных организаций,, некоторые акты международных конференций и совещаний, отдельные односторонние акты государств международно-правового характера).

   Акты  международных организаций могут  являться юридическим основанием ответственности в виде резолюций, постановлений, деклараций, если им придается обязательный характер.

   В отдельных случаях юридическим  основанием международно-правовой ответственности-государства  могут быть его односторонние акты, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются другими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определенной ширины территориальных вод, разрешение иностранным судам ловли рыбы в морской экономической зоне, использование ресурсов континентального шельфа и т. д.).

   Фактические основания ответственности есть то, за что наступает ответственность (международное правонарушение, или международно-противоправное деяние). Т. е., ответственность возникает только за деяния, противоречащие м-пр обяз-вам гос-ва.

   Элементы  международного правонарушения. Они и выступают в качестве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения: субъект и противоправность поведения.

   Субъект. Государство — это единый социальный организм, все функции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность. Государство несет международную ответственность за действия любых своих органов, независимо от их функций.

   Государство, принявшее определенное международное  обязательство, непременно должно внести в законодательство поправки. Это  означает, что оно навлекает на себя ответственность как в случае издания противоречащих обязательствам законов, так и при отсутствии необходимых актов.

   В равной мере государство несет ответственность  за действия своих исполнительных органов, прежде всего правительства. Это  могут быть неправомерные решения  либо действия должностных лиц, наносящие ущерб иностранной собственности либо гражданам.

   Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных  организаций, так же как последние  не отвечают по обязательствам государства.

   Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение  является решением органа государства. Т. е., само государство становится ответственным за нарушение договора.

   Общая концепция такова: государство несет  ответственность за действия всех своих  органов, а также за действия отдельных  официальных лиц, осуществляющих прерогативы государственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц.

   Противоправность  поведения проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия. Противоправность в международном праве понимается как противоречие между правовой нормой (обязательством) и поведением государства.

   Ущерб может быть материальным (территориальные, имущественные потери, убытки, упущенная выгода) и нематериальным (ущемление прав, чести, достоинства, престижа государства и т. д.). Нередко он причиняется в смешанной форме. Для наступления ответственности необходима причинная связь между противоправным поведением и ущербом.

   Итак, международно-правовая ответственность  возникает при необходимых юридических и фактических основаниях — конкретного правового обязательства и наличия правонарушения в действиях субъекта. 

   Виды  международных правонарушений

   Разграничение простых правонарушений (деликтов) и международных преступлений.

   Деяние, которое не составляет международного преступления, — это простое международное правонарушение (деликт).

   Перечень  международных преступлений не считается  исчерпывающим. КМП подчеркивает, что  в отношении двух видов правонарушений будут применяться и два различных режима ответственности. Если при совершении ординарных правонарушений (деликтов) право на обращение в суд имеет только непосредственно потерпевшее государство, то при международных преступлениях — другие субъекты международного права, все международное сообщество. 

   Отграничение  правонарушений от смежных  деяний

   Правильная  квалификация поведения государства  связана с необходимостью не только установления признаков правонарушения, но и отграничения правонарушения от деяний, смежных с ним, но не обладающих всеми необходимыми признаками. Это — недружественные акты и преступления международного характера.

   Недружественный акт — такое поведение государства, когда наносится ущерб другим государствам, но не нарушаются нормы международного права, вследствие чего нет и правонарушения (ограничение прав иностранных физических и юридических лиц на территории данного государства, повышение таможенных пошлин на ввозимые товары, национализация иностранной собственности).

   Преступления  международного характера  — уголовно наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух, нескольких или многих государств, на международный правопорядок, т. е. имеющие международную опасность.

   Они совершаются вне связи с политикой  государства, индивидами, не являющимися должностными лицами государства, не действующими от его имени, наоборот, как правило, вопреки законодательству и правопорядку своего государства. Государству не присваивается деятельность частных лиц, поэтому данные преступления не являются основаниями международно-правовой ответственности. 

   Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности

   При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает  государства от ответственности  Они могут быть двух видов — исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается правомерным и не порождает ответственности. Вторые— это фактические ситуации, при которых порожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется.

   Согласие, ответные меры, самооборона осуществляются самим государством и представляют волевое действие, осуществление права. В отличие от них форс-мажор, случай, бедствие, состояние необходимости — это объективные, внешние по отношению к поведению государства обстоятельства, не зависящие от его воли.

   Согласие. Данное одним государством другому государству согласие на отступление последнего от международного обязательства исключает противоправность в отношении первого государства. Согласие должно быть юридически действительным, т. е. не быть результатом ошибки, подкупа, насилия.

   Контрмеры — действия одного государства, вызванные международно-противоправным деянием другого. Их ответный характер в отношении государства-нарушителя исключает ответственность за них.

   Самооборона. В ст. 51 Устава ООН закреплено неотъемлемое право государства на применение вооруженной силы в ответ на вооруженное нападение. Самооборона должна отвечать критериям, заложенным в ст. 51: должно произойти вооруженное нападение, самооборона должна быть предпринята до принятия мер Советом Безопасности, о ней должно быть сообщено Совету Безопасности, меры самообороны не должны затрагивать полномочий Совета. Безусловно, наличие агрессии — первое и непременное условие правомерности самообороны.

   Форс-мажор и непредвиденный случай. Противоправность исключается, если деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным событием, которое обусловило невозможность действий в соответствии с обязательствами.

   При непредвиденном случае государство  действует в состоянии добросовестного  заблуждения, не осознает, не понимает, что нарушает международное обязательство. Государство не может ссылаться на непреодолимую силу и случай, если само содействовало возникновению данных ситуаций.

   Бедствие. Это ситуации, возникающие, когда представители государства под воздействием сил природы или аварий вынуждены не соблюдать международные обязательства, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц.

   Состояние необходимости. Статья 25 проекта статей не допускает ссылки на такое состояние, как на основание исключения ответственности, кроме случаев, когда деяние являлось единственным "средством зашиты существенного интереса государства от тяжкой и неминуемой угрозы и не нанесло серьезного ущерба другому государству. 

   Виды  и формы международно-правовой ответственности

   Ответственность реализуется в конкретных видах  и формах. Видами ответственности  являются материальная и нематериальная (политическая) ответственность.

   Как гласит ст. 43 второй части проекта, потерпевшее  государство вправе получить от государства-нарушителя реституцию в натуре, т. е. восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния (возвращение неправомерно захваченного имущества, оборудования, художественных ценностей, транспортных средств и т. д.).

   Потерпевшее государство вправе получить от совершившего международное правонарушение государства компенсацию за ущерб, причиненный таким деянием, когда ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпевшим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 44). Компенсация означает репарацию в форме выплаты денег в качестве возмещения за причиненный вред.

   Сатисфакция это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам (официальное выражения сожаления, сочувствия или соболезнования, принесение извинений, признание неправомерности совершенного действия, дезавуирование действий представителя государства, издание специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств).

   Реституция in integrum представляет собой восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим. Н-р, освобождение незаконно занятой территории и несение расходов, связанных с выводом войск, техники, демонтажем поселений и установок.

   Ответственность за совершение международных преступлений обретает и иные формы, которые могут  носить ограничительно-карательный характер и выходить за рамки простого возмещения - чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Современное международное право признает незаконными военные контрибуции.

   Чрезвычайные  сатисфакции это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления.

Информация о работе Международно-правовая ответственность