Международно-првовая ответственность за преступления против мира и человечности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Проблема ответственности в международном праве непосредственно связана с функционированием международного права, с укреплением международного мира и правопорядка. Такое понимание этой проблемы характерно для российской науки международного права. Она неразрывно связана с борьбой против международных правонарушений, прежде всего с борьбой против агрессии, являясь при этом одной из важных проблем международного права. Работа по кодификации норм международно-правовой ответственности осуществлялась в разные периоды не только отдельными учеными и научными учреждениями, но и неправительственными и межправительственными организациями, включая Лигу Наций. Однако до сих пор ни одна из этих попыток не привела к появлению универсальной международной концепции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международно-правовая ответственность 5
1.1 Международно-правовая ответственность: понятие, основания, субъекты 5
1.2 Виды и формы международно-правовой ответственности 17
1.3 Определение объема ответственности 22
Глава 2. Международные преступления и ответственность физических лиц за их совершение 25
2.1. Понятие и виды международных преступлений 25
2.2 Ответственность физических лиц за совершение преступлений против мира и человечности 33
2.3. Индивидуализация ответственности за международные преступления 37
Заключение 47

Работа содержит 1 файл

МП готовое.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Помимо уставов  международные уголовные суды руководствуются:

а) Элементами преступлений (принимаются государствами - участниками  устава) и Правилами процедуры  и доказывания (принимаются самим  судом);

б) иными международными договорами, принципами и нормами международного права, включая общепризнанные принципы международно-правовых вооруженных конфликтов.

Суды могут  также применять общие принципы права, взятые из национальных законов  правовых систем мира, при условии, что эти принципы не являются несовместимыми с международным правом и международными признанными нормами и стандартами. Современные международные уголовные суды могут назначить следующие меры наказания: лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении: штраф; конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления. Суд также устанавливает принципы возмещения ущерба потерпевшим, включая реституцию, компенсацию и реабилитацию.

Ответственность физических лиц за международные  преступления чаще всего наступает  при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью  государства. Государства виновные в совершении преступления несут международную ответственность, а физические лица - уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция.

Официальный статус лица (глава государства или правительства) не освобождает его от ответственности.

После окончания  второй Мировой войны для суда над главными военными преступниками  на основе соглашений между государствами были созданы два Международных военных трибунала: в Нюрнберге и в Токио. Их состав формировался из представителей государств, участников соглашений, к виновным могла быть применена смертная казнь.

Решениями Совета Безопасности ООН были созданы еще  два международных трибунала: в 1993 году для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года, в 1994 году для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 года.

Оба трибунала  действуют на основании Устава, которыми предусматривается создание двух судебных (по три судьи) и одной апелляционной  камеры (из пяти судей). Апелляционная  камера созданная для Трибунала  по бывшей Югославии, одновременно выполняет свои функции и для Трибунала по Руанде. Оба устава ограничивают наказание тюремным заключением.

Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление.

 

2.3. Индивидуализация  ответственности за международные преступления

 

Принцип индивидуальной ответственности по международному уголовному праву явился одним из важнейших тезисов Нюрнбергского процесса20. В силу этого принципа, ответственности по уголовному международному праву могут подлежать только физические лица21. При этом Международный уголовный суд обладает юрисдикцией только в отношении лиц, достигших 18-летнего возраста22.

Принцип индивидуальной (личной) ответственности означает, что лицо несет ответственность  по международному уголовному праву  в случае, если оно является исполнителем или иным соучастником преступления, а также если оно покушается на преступление. Вполне допустимо несоответствие в возрастном цензе субъекта ответственности по международному и национальному уголовному праву.

Так, например, в нормах Уголовного Кодекса  России, предусматривающих ответственность  за преступления против мира и безопасности человечества возраст субъекта определен в 16 лет23. Может ли лицо, совершившее такое преступление в возрасте от 16 до 18 лет нести ответственность по международному уголовному праву?

В нормах международного уголовного права практически нигде не указывается на минимальный возраст субъекта преступления. Поэтому, в силу понимания положения о толковании любого сомнения в пользу лица, ответ может быть только один - такое лицо нести ответственность по международному уголовному праву не может. Принцип индивидуальной ответственности физических лиц позволяет также добиться более последовательной дифференциации и индивидуализации ответственности по международному уголовному праву в зависимости от своего фактического участия в совершении деяния, а также от степени завершенности последнего. В силу принципа индивидуальной ответственности лиц по международному уголовному праву, очевидно, что общим субъектом преступления должен расцениваться любой человек, вне зависимости от каких-либо демографических, социальных, имущественных либо иных характеристик, совершивший это преступлений и подлежащий ответственности по международному уголовному праву.

В отличие от национальных уголовных законов, практически  во всех источниках международного уголовного права отсутствуют какие-либо указания на признаки, характеризующие субъекта преступления, в международных актах речь обычно идет о «лице», «всяком лице», «любом лице».

Правоотношения  и ответственность других «лиц» (юридических, государственных органов  и государства в целом) носит принципиально иной характер. Другое дело, что руководители государства, юридических лиц могут и должны нести ответственность за совершенные ими преступления.

Таким образом, можно утверждать, что в современном  международном уголовном праве  смысл принципа индивидуальной ответственности лица сводится к установлению тождества между понятиями «субъект преступления» и «субъект ответственности». Отсутствие названного тождества порождает до сих пор не разрешенную проблему ответственности государств и юридических лиц в международном уголовном праве.

Под «лицом»  как субъектом преступления по международному уголовному праву надо понимать любого человека, который:

сам совершил преступное деяние;

использовал для  совершения преступного деяния другого  человека (например, при исполнении незаконного приказа).

Национальное  законодательство всегда устанавливает  возрастной предел, с которого возможно признание человека субъектом преступления и, соответственно, возложение на него обязанности нести ответственность  за совершенное преступление24. Иначе обстоит дело в источниках международного уголовного права - указания на минимальный юридически значимый возраст лица как правило отсутствует.

Означает ли это, что возраст лица не играет никакой  роли? Очевидно, что нет. В силу специфики правоотношения и его реализации в международном уголовном праве, установление возраста уголовной ответственности зависит от национального законодательства государства, осуществляющего юрисдикцию в отношении такого лица. При этом надо особо подчеркнуть, что в ситуациях, когда возможно осуществление юрисдикции в отношении лица несколькими национальными правоприменителями, то сомнения в допустимости возможности признания лица субъектом преступления должны быть истолкованы в пользу такого лица25.

Международное уголовное право знает исключительный случай, когда непосредственно в тексте его источника имеется указание на возрастной предел субъекта. «Суд не обладает юрисдикцией в отношении любого лица, не достигшего 18-ти летнего возраста на предполагаемого момент совершения преступления»26. Но данное положение относится только к юрисдикции Суда, и не мешает осуществлять национальную юрисдикцию над более молодыми лицами, совершившими «предположительно» преступные деяния по международному уголовному праву. В этом случае и более молодой человек должен признаваться достигнувшим возраста ответственности и нести ответственность за преступление, предусмотренное в международном уголовном праве27.

Вторая неотъемлемая от личности субъекта характеристика - его вменяемость, то есть способность понимать фактический характер своего деяния (действия или бездействия) и свободно руководить им.

В определении  вменяемости как юридической  категории именно международное  право находится в «выигрышном» положении по сравнению, например с российским Уголовным законом (где это понятие попросту отсутствует, а его понимание выводится из определения «невменяемости»).

Международный стандарт ООН в области защиты прав человека признает каждого человека вменяемым, пока не доказано обратное28. Следовательно, в международном уголовном праве действует презумпция вменяемости лица, достигшего наступления ответственности: любой человек, достигший возраста уголовной ответственности, считается вменяемым, то есть понимающим характер своих действий (бездействия) и руководящим ими, пока не доказано обратное. Исходя из конституционного предписания о приоритете норм международного права над национальным правом, можно утверждать, что положение о презумпции вменяемости действует в уголовном праве тех стран, где ее законодательное определение отсутствует (например, в Российской Федерации).

Отсутствие  хотя бы одного из этих признаков исключает  возможность признания лица субъектом  преступления. Наиболее очевидно это  с возрастным критерием. И, хотя в  международных актах отсутствует определение «невменяемость», именно состояние невменяемости лица по каким-либо медицинским показаниям на момент совершения деяния, является основанием исключения ответственности по международному уголовному праву. Так, лицо не может нести ответственность если страдает психическим заболеванием или расстройством, которое лишало его возможности осознавать противоправность или характер своего поведения или сообразовывать свои действия с требованиями закона29. Но, в качестве обстоятельства непривлечения к ответственности, расценивается состояние интоксикации, которое имело следствием лишение лица возможности понимать характер своих действий или сообразовывать их с положениями закона30. При этом условием является то, что это лицо подверглось интоксикации недобровольно, то есть насильно, помимо его воли. В ряде национальных законов подобное обстоятельство, формулируемое как «физическое принуждение» расценивается не как лишающее субъекта его юридических характеристик, а как исключающее преступность деяния31.

Наконец, международному уголовному праву знаком специальный  субъект преступления - то есть лицо, обладающее дополнительными юридически значимыми признаками. При этом указание на эти признаки должны содержаться  в самой норме международного уголовного права (например, «начальник», «военный командир», «лицо, эффективно действующее в качестве военного командира»)32.

Принцип индивидуальной ответственности в международном  уголовном праве предполагает виновное отношение причинителя к содеянному. Проявлением принципа индивидуальной ответственности в международном уголовном праве является самостоятельная регламентация ответственности лица за неоконченное преступление и соучастие в его совершении. Поэтому представляется необходимым специально рассмотреть вопрос рассмотреть об уголовной ответственности в указанных ситуациях.

Неоконченное  преступление в международном уголовном  праве - в теории уголовного права  не вызывает сомнений тот факт, что  многие умышленные преступления заранее  обдумываются и проходят свои этапы развития, получившие в теории уголовного права название «неоконченного преступления».

Нередко преступная деятельность начинается с осмысления виновным целей преступления, обдумывания  способов его совершения и пр. Но такое формирование преступного  умысла не рассматривается как стадия в развитии преступной деятельности, поскольку основанием уголовной ответственности может быть только преступное поведение. Пока замысел остается в пределах внутреннего развития, не воплощаясь в общественно опасном поведении, он не подлежит уголовно-правовой оценке.  Если предварительная преступная деятельность виновного может начинаться с формирования преступного умысла, то уголовно-правовой оценке подлежит только та деятельность лица, которая непосредственно направлена на совершение задуманного преступления. Такая деятельность по реализации преступного замысла получила в науке название «стадий совершения умышленного преступления». Таким образом, согласно устоявшимся теоретическим традициям, стадии совершения преступления являются уголовно значимыми этапами в его развитии.

В свою очередь, стадии совершения умышленного преступления – это этапы осуществления  лицом своего замысла на преступление, проявляющегося во внешнем его поведении. Стадии преступления различаются между  собой объемом выполнения данного замысла. Следовательно, стадии совершения преступления отграничиваются друг от друга, в первую очередь, по степени и объему исполнения виновным объективной стороны преступления. Традиционно в теории и законодательстве выделяются две стадии совершения преступления - приготовление к преступлению и покушение на преступление.

В международном  уголовном праве также существует указание на то, что лицо может быть подвергнуто ответственности не только по факту оконченного преступления, но и в ситуациях, когда задуманное и реализуемое преступление не было доведено до конца по каким-то причинам, не зависящим от воли субъекта. В то же время особенностью международного уголовного права является то, что его источники всегда специально указывают на то, какая стадия совершения преступления может подлежать уголовно-правовой оценке.

Информация о работе Международно-првовая ответственность за преступления против мира и человечности