Международный Валютный фонд и виды кредитования им

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:37, реферат

Описание работы

Бреттон-Вудская система, Бреттон-Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) — международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.) Названа от имени курорта Бреттон-Вудс (англ. Bretton Woods) в штате Нью-Хэмпшир, США. Конференция положила начало таким организациям, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ). Доллар США стал одним из видов мировых денег, наряду с золотом. Это был переходный этап от золотодевизного стандарта к Ямайской системе, устанавливающей равновесие спроса и предложения валют через свободную торговлю ими. СССР подписать соглашение отказался, и это явилось причиной для начала «холодной войны» и создания западными странами «Железного занавеса».

Содержание

Кратко о Бреттон-Вудской системе…………………………………………..….2
Кратко о МВФ……………………………………………………………………..4
Официальные цели МВФ…………………………………………………………5
Основные функции МВФ………………………………………………………...6
Структура органов управления МВФ.…………………………………………..8
Основные механизмы кредитования…………………

Работа содержит 1 файл

Международный валютный фонд и регулирование текущих международных расчетов.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Институт  международного права и экономики  им. А.С. Грибоедова 

Юридический факультет

Дневное отделение

5 курс 

Реферат студента Понкратова Игоря Львовича

по дисциплине

«МеждународнЫЕ БАНКОВСКИЕ РАСЧЕТЫ» 

на тему: «Международный валютный фонд и основные механизмы кредитования им». 
 

Проверил

Изотов  Д.И.

д.ю.н., профессор 
 

Москва

2011 

Содержание:

Кратко о Бреттон-Вудской  системе…………………………………………..….2

Кратко о МВФ……………………………………………………………………..4

Официальные цели МВФ…………………………………………………………5

Основные функции  МВФ………………………………………………………...6

Структура органов  управления МВФ.…………………………………………..8

Основные механизмы  кредитования…………………………………………...10

 

Кратко о Бреттон-Вудской  системе.

Бреттон-Вудская  система, Бреттон-Вудское соглашение (англ. Bretton Woods system) — международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.) Названа от имени курорта Бреттон-Вудс (англ. Bretton Woods) в штате Нью-Хэмпшир, США. Конференция положила начало таким организациям, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ). Доллар США стал одним из видов мировых денег, наряду с золотом. Это был переходный этап от золотодевизного стандарта к Ямайской системе, устанавливающей равновесие спроса и предложения валют через свободную торговлю ими. СССР подписать соглашение отказался, и это явилось причиной для начала «холодной войны» и создания западными странами «Железного занавеса».

Эта система  создавалась в целях восстановления и увеличения объёмов международной торговли и для предоставления в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнеторговом балансе.

Последствиями же оказались долларизация экономик ряда стран, что привело к выходу денежной массы из-под национального контроля, и перехода её под контроль Федеральной Резервной Системы.

Среди принципов Бреттон-Вудской системы можно выделить:

  • курс ключевой валюты (доллара США) фиксирован к золоту;
  • установлены твердые обменные курсы для валют стран-участниц к ключевой валюте;
  • центральные банки поддерживают стабильный курс национальной валюты по отношению к ключевой валюте (+/- 1 %) с помощью валютных интервенций (значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты);
  • допускаются изменения курсов валют через ревальвации (повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, международным счётным денежным единицам, золоту) или девальвации;
  • организационные звенья системы — Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Эта система  могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Крах доллара был предопределен. Отчетливо проблемы данной системы были сформулированы в дилемме (парадоксе) Триффина:

«Эмиссия ключевой валюты должна соответствовать золотому запасу страны-эмитента. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото, что вызовет кризис доверия к ней. Но ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания растущего количества международных сделок. Поэтому её эмиссия должна происходить невзирая на размер ограниченного золотого запаса страны-эмитента».

Суть кризиса  Бреттон-Вудской системы заключается  в противоречии между интернациональным характером международных экономических отношений и использованием для этого национальных валют (преимущественно доллара США), подверженных обесцениванию. Таким образом, постепенно возникла необходимость пересмотра основ существующей валютной системы. Её структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать реальному положению дел.

После переходного  периода, в течение которого страны могли испробовать различные  модели валютной системы, на заседании  министров стран-членов МВФ 8 января 1976 года в г. Кингстоне на Ямайке (Ямайская конференция) было принято новое соглашение об устройстве международной валютной системы, которое имело вид поправок к уставу МВФ. Была сформирована модель свободных взаимных конвертаций, для которой стало характерно колебание обменных курсов. Ямайская валютная система действует в мире и по настоящее время (2011 год), хотя в свете глобального кризиса 2008—2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы (Антикризисный саммит G20, Лондонский саммит G-20).

Кратко  о МВФ.

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской  конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Правительства 44 стран, представленных на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, которое позволило бы не допустить повторения порочного круга девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 187 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет  кратко- и среднесрочные кредиты  при дефиците платёжного баланса  государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и  рекомендации МВФ в отношении  развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой  состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Официальные цели МВФ.

  1. «Способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере».
  2. «Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов.
  3. «Обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ».
  4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений.
  5. Предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные  функции МВФ.

Основная задача МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам (и их гражданам) вести операции друг с другом. Эта система крайне важна для содействия устойчивому экономическому росту, повышения уровня жизни и сокращения бедности.

Надзор  за экономикой. Для поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной валютно-финансовой системе МВФ наблюдает за экономической политикой стран, а также за экономическими и финансовыми изменениями в странах, регионах и мире с помощью официальной системы, известной как надзор. В рамках системы надзора МВФ дает рекомендации 187 государствам-членам, поощряет меры политики, содействующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отношению к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Он проводит регулярную оценку глобальных перспектив в издании «Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков — в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» и изменений в сфере государственных финансов — в своем «Бюджетном вестнике», а также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики. Исполнительный совет Фонда рассматривает ряд вариантов улучшения многостороннего, финансового и двухстороннего надзора, в том числе усиления интеграции этих трех видов надзора; улучшения понимания вторичных эффектов и оценки возникающих и потенциальных рисков; повышения действенности рекомендаций МВФ по вопросам экономической политики.

Финансовая  помощь. Финансирование МВФ дает странам-членам необходимую передышку для преодоления проблем с платежным балансом. Программа экономической политики, поддерживаемая финансированием МВФ, разрабатывается властями страны в тесном сотрудничестве с МВФ, и продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией программы.

СДР (англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs). МВФ эмитирует международные резервные активы, известные как специальные права заимствования (СДР). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались. Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Имеет ограниченную сферу применения, обращается только внутри МВФ. Используется для регулирования сальдо платёжных балансов, для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ. Это платёжное средство было создано МВФ в 1969 году как дополнение к существующим резервным активам стран-членов. Основная цель создания: преодоление парадокса Триффина в рамках Бреттон-Вудской валютной системы — противоречия между международным характером использования и национальной природой валют. Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет.

Техническая помощь. МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров для содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики. Техническая помощь предоставляется в нескольких областях, включая налоговую политику и налоговое администрирование, управление расходами, денежно-кредитную и курсовую политику, надзор за банковской и финансовой системой и ее регулирование, законодательные основы, а также статистику.

Структура органов управления МВФ.

Высший руководящий  орган МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Исполнительный  совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.

Исполнительный  совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. — около 2478 человек из 143 стран). Как правило он представляет одну из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011) — Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель — Джон Липски (США).

Глава постоянного  представительства МВФ в России — Невен Матес.

Самым большим  количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,08 %(16,407% - 2011); Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Китай — 2,94 % (6,394% - 2011); Россия — 2,74 %. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

Информация о работе Международный Валютный фонд и виды кредитования им