Миграция сегодня

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:07, доклад

Описание работы

Создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг и стимулируя развитие в нем теневых сегментов, нелегалы препятствуют созданию в России эффективного цивилизованного рынка труда. В некоторых регионах нелегальные мигранты фактически вытесняют с рынка труда определённую часть коренных жителей и легальных мигрантов. С одной стороны, нелегальная иммиграция обостряет конкуренцию на рынке труда и препятствует повышению заработной платы местных работников. С другой стороны, незаконная иммиграция обеспечивает заполнение непрестижных и непривлекательных рабочих мест и, тем самым, большую сбалансированность на рынке труда[1].

Работа содержит 1 файл

Миграция сегодня(1).doc

— 49.00 Кб (Скачать)


Миграция сегодня.

В современное время нормативно-правовую основу для реализации миграционной политики РФ составляют  международные соглашения, законодательные акты федерального уровня, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства, а также ведомственные нормативные акты, в том числе приказы Федеральной миграционной службы Российской Федерации. К основным национальным законам Российское законодательство в области миграции относятся Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». На региональном уровне органы исполнительной власти так же вправе принимать нормативно-правовые акты местного уровня, способствующие регулированию отношений в области миграционной политики.

С начала XXI века иммиграция в Россию стала носить преимущественно экономический характер, снизилась доля выходцев из Украины и Белоруссии, а самый высокий прирост дали в совокупности государства Средней Азии.

Наибольшее беспокойство вызывает нелегальная иммиграция из стран Юго-Восточной и Средней Азии, вследствие чего происходит давление на рынок труда, а также прогнозируются военно-стратегические и политические последствия.

Создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг и стимулируя развитие в нем теневых сегментов, нелегалы препятствуют созданию в России эффективного цивилизованного рынка труда. В некоторых регионах нелегальные мигранты фактически вытесняют с рынка труда определённую часть коренных жителей и легальных мигрантов. С одной стороны, нелегальная иммиграция обостряет конкуренцию на рынке труда и препятствует повышению заработной платы местных работников. С другой стороны, незаконная иммиграция обеспечивает заполнение непрестижных и непривлекательных рабочих мест и, тем самым, большую сбалансированность на рынке труда[1].

Проблемы с иностранными трудящимися-мигрантами связаны, в том числе, и с нарушениями трудового и налогового законодательства, переходом некоторых из них на положение лиц, незаконно проживающих в стране. Так, за 2009 год краевым УФМС выявлено около 45 тысяч разного рода нарушений миграционного законодательства, из них 9 тыс. случаев пришлось на нелегальных мигрантов[2].

Многие нелегальные мигранты совершают следующие виды преступлений: хранение и сбыт наркотических веществ, кражи, подделка документов, грабежи, угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью. Наибольшее количество преступлений совершают граждане таких государств как Азербайджан, Украина, Таджикистан, Казахстан, Армения.

Для работодателя нелегальные мигранты являются дешёвой рабочей силой, не претендующей на социальные гарантии, и одним из способов уйти от налогообложения. Иностранный работник получает заработную плату, не уплачивая при этом налоги, и имеет возможность для свободного маневрирования на рынке труда.

Достаточно сложный и длительный механизм узаконивания трудовой деятельности на территории России отталкивает работодателей от процедуры законного оформления трудовой деятельности иностранных граждан. Следствием этого является утечка значительных денежных средств из-под налогообложения, обогащение теневых структур, образование преступных групп.

Сомнения вызывает и использование строительных и других рабочих средней и низкой квалификации из стран ближнего и дальнего зарубежья. В условиях недоиспользования мощностей российских строительных организаций и массовой безработицы среди строителей в регионах страны, привлечение иностранной рабочей силы представляется нерациональным. Строительная отрасль в крае активно использует труд иностранных рабочих (около 30%).

Таким образом, процесс трудовой и нелегальной миграции нуждается в более активном регулировании. Вопросы нелегальной миграции предполагают формирование целого комплекса правовых институтов и их необходимо рассматривать в контексте общего иммиграционного законодательства, в которое требуется включить четкую юридическую регламентацию критериев и процедур въезда в страну, учитывающую все разнообразие современных иммиграционных потоков. Государство должно укрепить правовую базу легальной иммиграции, расширить возможности легального пребывания и занятости в стране, в то же время ужесточить политику в отношении нелегалов, нарушающих внутреннее законодательство и создающих криминальную опасность.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения.

Россия в первую очередь должна без ограничений принимать иммигрантов, относящихся к категории этнических россиян (и членов соответствующих смешанных семей).

Представляется, что в совершенствовании миграционной политики приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам: обеспечение жильем в соответствии с социальными нормативами всех беженцев; создание рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их квалификацией и потребностями региона. С этой целью необходимо предоставлять безвозмездные субсидии семьям высококвалифицированных работников на строительство и льготы для приобретение жилья или строить специализированное социальное жилье без права его приватизации, создать систему обеспечения жильем при переезде к новому месту жительства частично за счет средств мигрантов, но в большей части за счет средств федерального бюджета на строительство, организовать приобретение нового жилья за счет жилищных субсидий, а также средств районных и городских бюджетов.

Необходимо также подготовить условия для профессиональной переподготовки мигрантов. С  этой целью необходимо наиболее оптимально использовать трудовых мигрантов из стран СНГ, которые пресекают нелегально границу и образуют социальный пласт низкоквалифицированной нелегальной трудовой миграции. Требуется стимулировать активное участие мигрантов в процессе хозяйственного обустройства, их интеграции в социальную среду, внесение экономического вклада в развитие субъекта Российской Федерации.

Представляется важным создание специальной  культурной программы по обучению нуждающихся, особенно детей и молодежи русскому языку, который не утратил роли языка межнационального общения, тем самым обеспечить выравнивание условий для культурной адаптации в местное сообщество.

Одним из самых важных направлений миграционной политики в любом государстве является возвращение соотечественников.

В июне 2006 года Президент России подписал Указ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Вместе с этим Указом была утверждена и соответствующая Государственная программа[3].

Для реализации данной программы было принято 2 федеральных закона, 4 Указа Президента, 14 постановлений и 13 распоряжений Правительства, а также 12 ведомственных актов. Отдельного рассмотрения заслуживает непосредственно программа переселения, так как в ней, хотя и декларативно, отражены все цели и задачи, этапы проведения и частично механизм переселения.

Целями Государственной программы являются стимулирование и организация имеющих правовой статус переселенцев на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране и в ее отдельных регионах за счет привлечения  переселенцев на постоянное жительство в Российскую Федерацию.

Россия также заимствует этот опыт. По словам К.О. Ромодановского – директора Федеральной миграционной службы в России, уже подготовлены изменения в законодательстве, которые позволят иммигрантам с высокой и универсальной квалификацией в упрощенном порядке получать виды на жительство и преференции по налогообложению – аналог европейских «синих карт»[4]. Предполагается, что этот вопрос будет решаться на двусторонней основе с теми государствами, которые направляют инвестиции в российскую экономику.

Таким образом, при разработке и проведении миграционной политики необходимо учитывать разные подходы:

– с позиции геополитических интересов государства и его безопасности;

– с позиции характера демографического развития (миграция как фактор компенсаторной естественной убыли населения);

– с позиций обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами (трудовая миграция и иммиграция).

Стратегия в области иммиграционной политики должна быть четко разработана и транспарентна. Как показывает российский опыт, эта политика может быть эффективной только в том случае, когда ее осуществление будет координироваться на местном, национальном, и региональном уровнях и когда все заинтересованные стороны, включая самих мигрантов, будут участвовать в ее разработке, реализации и осуществлении.

 

Научный руководитель:

 

Материал не содержит сведений ограниченного распространения; вычитан; цифры, факты, цитаты, сверены с первоисточником.

 

04.05.2012

 

 

4

 



[1] Шебухова М.А. Перспективы миграции населения в крупных городах в условиях формирования рыночных отношений // Состояние и перспективы формирования рыночной экономики. – Ростов н/ Д., 1998. С. 117.

[2] Нелегальная выгода. Форум переселенческих организаций / www.migrant.ru/smi.php?id= 306.

[3] Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Официальный информационный пакет о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: сб. документов. – М., 2007. – С. 28.

[4] Ромодановский К.О. Доклад // Миграция и развитие. – М., 2007. –  Вып. 20. – С. 20.


Информация о работе Миграция сегодня