Мириное разрешение споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права. Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

Государства весьма активно используют в своих международных  отношениях эти мирные средства. Это  относится и к России, которая  в ХVIII-ХIХ веках выступала с  предложением добрых услуг и оказания посредничества. Известны добрые услуги Правительства СССР, перешедшие в  посредничество, по разрешению индо-пакистанского  конфликта, приведшие к подписанию конфликтующими сторонами Ташкентской  декларации от 10 января 1966 г. В 1945 году Советское правительство согласилось  на посредничество Франции в переговорах со Швейцарией по поводу судьбы интернированных в ней советских граждан.

Известен и случай отказа СССР от предложения быть посредником. В 1945 году японское правительство предложило СССР выступить посредником между 
Японией, с одной стороны, и США, Великобританией и Китаем — с другой, по вопросу прекращения войны на Дальнем Востоке. Данное предложение не имело смысла, так как Япония отклонила требование указанных держав о безоговорочной капитуляции.

В практике ООН  с оказанием добрых услуг и  посредничества очень часто выступают  Генеральный секретарь ООН или  его специальные представители, действующие на основе резолюций  Совета Безопасности или Генеральной 
Ассамблеи ООН. Добрые услуги Генерального секретаря во время Карибского кризиса в 1962 году содействовали переговорам между СССР и США и привели к его урегулированию. Добрые услуги и посредничество представителя 
Генерального секретаря ООН сыграли важную роль в мирном урегулировании в 
1988 году в Афганистане и в других международных конфликтах.

В ст. 8 Конвенций 1899 и 1907 годов предусмотрен особый случай посредничества. Находящиеся в споре  государства избирают, каждое со своей  стороны, державу-посредницу. Эти державы  должны войти в непосредственные сношения друге другом и провести переговоры по предмету спора. В этот период спорящие стороны не должны поддерживать между собой никаких  контактов в отношении спора. При помощи такого посредничества был  решен алжиро-марокканский спор о  границе, возникший осенью 1963 года. 
Государствами-посредниками выступили Мали и Эфиопия.

4. СЛЕДСТВЕННАЯ  И СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРЫ.

Международные следственные и согласительные комиссии — органы, создаваемые спорящими сторонами  на паритетных началах, иногда с привлечением третьей стороны. В ст. 33 Устава ООН  эти мирные средства обозначаются терминами  «обследование» и «примирение».

Задачей следственных комиссий является точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактической стороны дела, они  предпринимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения. Выводы следственных и  согласительных комиссий факультативны  и не обязывают спорящие стороны. Они могут с ними согласиться  или отказаться принять их. Однако существует ряд соглашений, в которых  признается обязательный характер выводов  таких комиссий, например в 
Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года (ст. 45).

Порядок формирования и функционирования международных  следственных комиссий установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении международных  столкновений 1899 и 1907 годов (ст. 9 -35). Согласно 
Конвенциям, целью таких комиссий является «выяснение вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования» (ст. 9). 
Следственная комиссия создается на основе особого соглашения между спорящими сторонами, в котором должны быть точно определены подлежащие расследованию факты, установлены порядок и срок образования комиссии, объем полномочий комиссаров. В соглашении могут быть также определены место пребывания комиссии, ее право на перемещение, язык, которым она будет пользоваться, и т.д. (ст. 10). Если стороны не согласились об ином, то в соответствии со ст. 12 и 45 каждая сторона назначает в комиссию из общего списка членов Постоянной палаты третейского суда двух комиссаров, из которых только один может быть ее гражданином. Четыре члена комиссии выбирают пятого — председателя комиссии.

В Конвенциях 1899 и 1907 годов установлены правила  следственного производства: следствие  производится состязательным порядком; заседания комиссии являются, как  правило, закрытыми; решения принимаются  большинством голосов членов комиссии. Комиссия составляет доклад, который  подписывается всеми ее членами  и передается сторонам. В ст. 35 подчеркивается, что доклад комиссии, ограничиваясь  лишь установлением фактов, не имеет  характера третейского решения. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться по своему усмотрению этими фактическими выводами.

Следственная процедура  предусмотрена в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 года для  расследования заявлений одной  стороны по поводу фактов нарушения  положений конвенций другой стороной.

В практике ООН  большое значение придается работе по установлению фактов. Генеральная  Ассамблея в ряде резолюций по вопросу о методах установления фактов, например в резолюции от 16 декабря 1963 г., отмечала значение следственной процедуры для мирного разрешения споров.

9 декабря 1991 г.  Генеральной Ассамблеей была  одобрена Декларация об установлении  фактов Организацией Объединенных  Наций в области поддержания  международного мира и безопасности. Декларация исходит из того, что  при выполнении своих функций,  связанных с поддержанием международного  мира и безопасности, Совету Безопасности  и Генеральной Ассамблее необходимо  иметь подробную информацию в  отношении любого спора или  ситуации.

Декларация регулирует вопросы создания миссий по установлению фактов. 
Решения о направлении таких миссий могут принимать Совет или Ассамблея. Для направления таких миссий на территорию любого государства необходимо предварительное согласие этого государства. Декларация рекомендует для организации и проведения миссий пользоваться прежде всего услугами 
Генерального секретаря, который должен составлять и обновлять списки экспертов, привлекаемых к участию в миссиях. Однако можно использовать и какой-либо специальный вспомогательный орган Совета Безопасности или 
Генеральной Ассамблеи,

Согласительные (примирительные) комиссии возникли в международных  отношениях несколько позже, чем  следственные комиссии. В доктрине отмечается, что впервые согласительная комиссия была создана по Договору между США и Великобританией 1909 года о пограничных водах между  США и 
Канадой.

Наиболее подробно порядок образования и функционирования согласительных комиссий был разработан в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928 года.

Общий акт предусматривает, что споры между участниками  акта могут рассматриваться в  постоянной или временной специальной  согласительной комиссии, создаваемой  спорящими сторонами. В составе комиссии из пяти членов может быть лишь по одному гражданину спорящих сторон. Три других члена комиссии избираются с согласия сторон в споре из граждан третьих держав. Производство в согласительной комиссии состязательное, решения принимаются большинством голосов членов комиссии.

Положения о согласительных комиссиях (примирительной процедуре) предусмотрены в значительном количестве двусторонних и многосторонних договоров  и конвенций.

В практике СССР получили развитие согласительные комиссии для

разрешения пограничных  инцидентов и конфликтов. На основе двусторонних соглашений создаются  на паритетных началах согласительные комиссии в составе пограничных  комиссаров (пограничных представителей), которые либо сами разрешают пограничные  споры и

инциденты, либо передают их на рассмотрение своих правительств.

Различные варианты согласительной (примирительной) процедуры  предусмотрены в Венской конвенции  о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенции ООН по морскому

праву 1982 года и  др. В рамках ООН в 1995 году были разработаны  Типовые правила по примирению споров между государствами (рез. ГА 50/50 от 11 декабря 1995 г). Типовые правила  применимы лишь в тех случаях, когда государства в письменной форме договорились об их применении. Результаты работы созданной на основании  правил комиссии по примирению носят  рекомендательный характер. На различных  стадиях примирения стороны могут  просить Генерального секретаря  ООН оказать им помощь в реализации процедуры примирения.

5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ  АРБИТРАЖ.

Международный арбитраж (третейские разбирательство) — разрешение спора третьей стороной, решение  которой обязательно для спорящих сторон.

Арбитраж как  средство урегулирования международных  споров известен еще со времен рабовладельческих  государств. Особое значение для современной  юрисдикции третейских судов имел прецедент, созданный рассмотрением 
Алабамского спора между США и Великобританией в 1871-1872 годах. В 1872 году арбитражный суд присудил в пользу США 15,5 млн. долл., а английское правительство выплатило эту сумму в качестве возмещения ущерба за продажу южанам крейсеров, уничтоживших более 60 американских судов в ходе 
Гражданской войны в Америке в 1861-1865 годах.

Значительный вклад  в развитие международной арбитражной  процедуры внесли Гаагские конвенции  о мирном решении международных  столкновений 1899 и 1907 годов, Общий акт  о мирном разрешении международных  споров 1928 года. 
В 1958 году Генеральная Ассамблея одобрила Образцовые правила арбитражного производства. Они носят рекомендательный характер.

Современной международной  практике известны два вида арбитражных  органов: ad hoc и постоянный арбитраж. Арбитраж ad hoc учреждается соглашением  сторон в отношении данного конкретного  спора. Такое соглашение называется компромиссом, или третейской записью. В нем стороны определяют предмет спора, подлежащий разрешению третейским судом, компетенцию суда, принципы и процедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись должна включать также взаимное обязательство сторон относительно принятия и исполнения третейского решения.

Постоянный арбитраж — это постоянный арбитражный  орган, в который стороны могут  по взаимному согласию передавать возникающие  между ними споры. Существует два  вида юрисдикции постоянных арбитражных  органов — добровольная и обязательная. При добровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный  орган, а при обязательной достаточно требования одной из сторон в споре. Обязательный арбитраж оформляется  путем включения в тот или  иной международный договор так  называемой арбитражной оговорки.[4]

Исполнение арбитражного решения является обязательным.

Согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 годов, допускается  пересмотр арбитражного решения, если после его вынесения обнаружились новые важные обстоятельства, могущие  оказать решающее влияние на исход  дела.

Третейский суд  может состоять из одного лица (обязательно  гражданина третьего государства) или  группы лиц (из граждан третьих государств или из граждан спорящих сторон и  третьих государств). Например, ст. 22 Общего акта о мирном разрешении международных  споров определяет, что третейский суд ad hoc может состоять из пяти членов: по одному члену назначает каждая сторона, два других арбитра и  суперарбитр избираются с общего согласия спорящих сторон из числа  граждан третьих государств.

В 1901 году на основании  Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов была создана Постоянная палата третейского  суда, расположенная в Гааге 
(Нидерланды). В структуре Палаты имеется два постоянных органа: 
Международное бюро и Административный совет. Бюро выполняет функции канцелярии: стороны сообщают ему свое решение обратиться к третейскому суду. Бюро осуществляет связь между сторонами в спорах, переданных на рассмотрение в Палату. Наблюдение за деятельностью Международного бюро осуществляет Административный совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатических представителей государств — участников Гаагских конвенций. 
Председателем совета является министр иностранных дел Нидерландов. Совет решает все административные дела, в том числе финансовые, назначает и увольняет служащих Бюро.

Что касается самого третейского суда, то он существует в виде списка лиц, из числа которых  спорящие государства могут выбирать арбитров. Список третейских судей  составляется следующим образом: каждое государство — участник Гаагских конвенций (их на сегодня более 80) назначает  сроком на 6 лет не более 4 лиц, которые, согласно ст. 44, «были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского  судьи». В настоящее время в  списке около 300 лиц (не все государства  назначают арбитров). Российская Федерация  представлена четырьмя известными профессорами: К.А. Бекяшевым, А.Л. Колодкиным, Ю.М. Колосовым, 
В.И. Кузнецовым. Помимо Ю.М. Колосова ранее и другие представители 
Московского государственного института международных отношений назначались членами Палаты: С.Б. Крылов, Ф.И. Кожевников, Г.П. Задорожный.

Палата компетентна  рассматривать любой спор между  государствами — участниками  Конвенций, между ними и государствами  — неучастниками 
Конвенций, а также между государствами и международными организациями. За время своего существования Палата рассмотрела более 30 споров между государствами.

Спорящие государства, пожелавшие обратиться в третейский суд, составляют компромисс, или третейскую запись.

Третейское разбирательство, по общему правилу, состоит из двух частей: письменного следствия и  прений. Совещания суда проходят при  закрытых дверях. В течение времени, когда спор является предметом арбитражной  процедуры, стороны обязаны воздерживаться от каких-либо действий, способных отрицательно повлиять на рассмотрение спора. Решение  выносится большинством голосов  и должно быть мотивировано. 
В течение 1992-1995 годов Палата приняла ряд документов, устанавливающих факультативные правила рассмотрения споров, а именно: Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между двумя государствами 
(действуют с 20 декабря 1992 г.); Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между двумя сторонами, из которых только одна является государством (действуют с 6 июля 1993 г.); Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между международными организациями и государствами (действуют с 1 июля 1996 г.); Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров между международными организациями и частными лицами (действуют с 1 июля 1996 г,); Факультативные правила примирения (действуют с 1 июля 1996 г.); Факультативные правила для следственных комиссий (действуют с 15 декабря 1У97 г.).

6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ  СУДЫ.

Международное судебное разбирательство является относительно новым средством мирного разрешения споров, хотя его теоретические, основы были разработаны еще в XIX веке, и  существенный вклад в это внес русский юрист 
Л.А. Камаровский. Впервые международный суд был создан в 1921 году в рамках 
Лиги Наций. Им явилась Постоянная палата международного правосудия, прекратившая свое существование 18 апреля 1946 г. Во второй половине XX века практика создания международных судов значительно расширилась. Созданы суды на универсальном уровне (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и на региональном уровне (Европейский суд по правам человека, Европейский суд, Экономический суд СНГ и др.).

Информация о работе Мириное разрешение споров