Мирные средства разрешения международных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе будут рассмотрены мирные средства разрешения международных споров, рассмотрена работа ООН по урегулированию международных споров, будет дано понятие и общая характеристика конвенционных комитетов ООН. Также в ходе написания контрольной работы будет дана общая характеристика Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений 1992 г.

Содержание

1.Введение --------------------------------------------------------------- 2
2.Мирные средства разрешения международных споров-------3
3. Конвенционные комитеты ООН --------------------------------- 8
4. Общая характеристика Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений 1992 г. ------ 14
5. Определения понятий ---------------------------------------------- 15
6. Заключение ----------------------------------------------------------- 17
7. Список использованной литературы ---------------------------- 19

Работа содержит 1 файл

Международное публичное право контрольная.docx

— 50.96 Кб (Скачать)

Содержание:

1.Введение --------------------------------------------------------------- 2

2.Мирные средства разрешения международных споров-------3

3. Конвенционные комитеты ООН --------------------------------- 8

4. Общая характеристика Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений 1992 г. ----------------------------- 14

5. Определения понятий ---------------------------------------------- 15

6. Заключение ----------------------------------------------------------- 17

7. Список использованной  литературы ---------------------------- 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мировая политика – это соединение конфликтов и компромиссов. Элементы теории международных отношений присутствуют во многих произведениях политической философии, ибо вопрос о том, как избавить человечество от войн, занимал мыслителей с древних времён. В Китае центральной в этико-политическом учении была идея «жэнь», т.е. гуманность, которая была призвана служить основой человеческих отношений.

 

Правда, не все философы были пацифистами. На политическую культуру многих народов накладывали отпечаток  религии, неоднозначно подходившими к идеям мира. Если иудаизм, христианство и ислам допускали «священную войну» или «крестовый поход», то индуизм и буддизм признают войну как элемент существующего правопорядка.

 

Внешняя политика государств многие столетия строилась по принципу древних римлян: «хочешь мира –  готовься к войне». На старинных  пушках была надпись по латыни: последний  аргумент королей».

 

В политической мысли есть два полярных взгляда на природу  международных отношений: концепция  конфликта как нормы международных  отношений между государствами (Т. Гоббс), концепция сотрудничества (Г. Гроция). Эти две теории имели и имеют последователей и в наше время.

 

Войнам всегда находилось объяснение: религиозные, династические, политические, экономические. М. Вебер  говорил: «нация простит ущемление  её интересов, но не простит оскорбление  её чести».

 

В наше время остаются реальностью  локальные конфликты. С 1945г. по 1991г. в мире произошло 127 вооружённых  конфликтов, в которых погибло 21,8 млн. человек. По данным ООН с 1900г. по 1941г. 79% всех военных конфликтов составляли конфликты между государствами, а 1945г. по 1969г. 85% конфликтов были гражданские  войны. Только две последние мировые  войны нанесли ущерб человечеству, гораздо больше, чем военные конфликты  за предыдущую историю. Они доказали, что военными методами нельзя реализовать  любые геополитические амбиции.

В данной контрольной работе будут рассмотрены мирные средства разрешения международных споров, рассмотрена  работа ООН по урегулированию международных  споров, будет дано понятие и общая  характеристика конвенционных комитетов  ООН. Также в ходе написания контрольной  работы будет дана общая характеристика Декларации о защите всех лиц от насильственных исчезновений 1992 г.

 

1.Мирные средства  разрешения международных споров

 

Мирное  разрешение международных споров – отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок урегулирования споров между субъектами международного права (государствами и международными организациями) мирными средствами.

 

В состав обязательства мирного  урегулирования международных споров включаетcя обязанность разрешать все возникающие разногласия без применения силы, а также обязанность действовать добросовестно и обязанность осуществлять сотрудничество.

Гаагская Конвенция о  мирном решении международных столкновений 1907 г. предусматривала следующие  средства мирного разрешения споров: переговоры, добрые услуги, посредничество, следственная комиссия, арбитраж. В 1899 году по решению первой Гаагской мирной конференции был создана Постоянная палата третейского суда, ныне являющаяся старейшей организацией для разрешения международных споров.

 

В соответствии со Статутом Лиги Наций в 1922 году была учреждена  Постоянная палата международного правосудия – первый международный судебные орган, разбирающий споры государств.

 

Принцип мирного разрешения международных споров был вскоре закреплен в ряде международных  договоров. Так, Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога) запретил обращение к войне для урегулирования международных споров. Государства — участники Договора признавали, что разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должны «всегда изыскиваться только в мирных средствах».

 

После второй мировой войны  принцип разрешения международных  споров мирными средствами был зафиксирован и развит в Уставе ООН.

 

Согласно Уставу, единственным правомерным способом решения споров и разногласий между государствами  являются мирные средства: переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору. Кроме того, Устав уделяет большое внимание Совету Безопасности ООН, Генеральной Ассамблее ООН и Международному Суду ООН как инструментам разрешения международных споров.

 

В 1970 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о  принципах международного права, в  которой подтверждался принцип, «согласно которому государства  разрешают свои международные споры  мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный  мир и безопасность и справедливость». Принцип мирного разрешения споров закреплен также в Заключительном акте СБСЕ и многих других многосторонних и двусторонних международных договорах.

Переговоры государств состоят  в установлении непосредственных контактов  и обсуждении спорных вопросов на двустороннем уровне. Иногда для решения  споров могут организовываться многосторонние переговоры или международная конференция, куда приглашаются заинтересованные государства  и авторитетные участники международных  отношений.

 

Проведение консультаций по сложным и спорным вопросам часто предусматривается международными договорами. Предметом консультаций являются те же вопросы, что и на переговорах. Консультации, как и  переговоры, могут проводиться как  с участием государств, так и международных  организаций, кроме того, к участию  в них могут привлекаться международные  эксперты в определенных областях.

 

Одним из способов мирного  средства разрешения споров является обследование с помощью следственных комиссий. Основная задача комиссий —  облегчить разрешение споров выяснением фактов, относящихся к спору, посредством  беспристрастного и добросовестного расследования. Наиболее известный неоднозначно оцениваемый случай создания такой комиссии в последнее время — создание Специальной комиссии ООН по разоружению Ирака, которая была наделена чрезвычайно широкими дополнительными полномочиями.

 

Согласно статье 2 Гаагской Конвенции 1907 г. государства в случае серьезного разногласия должны прибегнуть к добрым услугам или посредничеству одного или нескольких дружественных государств.

 

«Добрые услуги» — в международном праве одно из средств мирного разрешения споров между государствами.

 

Под «Добрыми услугами»  понимается содействие какого-либо государства  или международного органа установлению контакта и началу непосредственных переговоров между спорящими  сторонами, направленных на мирное урегулирование конфликта. «Добрые услуги» носят  характер совета, необязательного для  спорящих сторон.

 

Государство, оказывающее  «Добрые услуги», участия в самих  переговорах или в рассмотрении спора по существу не принимает. Этим «Добрые услуги» отличаются от посредничества.

 

«Добрые услуги»  могут применяться как в условиях мира, так и военного конфликта. Примером «Добрых услуг», имевших большое  прогрессивное значение для международных  отношений, являются «Добрые услуги»  Советского Союза, приведшие к встрече  представителей Индии и Пакистана  и подписанию ими Ташкентской  декларации 1966.

 

Основные положения  о порядке применения «Добрых  услуг» содержатся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907. Согласно Уставу ООН, оказывать  «Добрые услуги» спорящим сторонам может, в частности, Совет Безопасности ООН (ст. 33, 36, 38 Устава ООН).

 

В международном  праве посредничество — выступает одним из средств мирного разрешения споров между государствами путём переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

 

Выдвижение посредником  определённых предложений как базы для переговоров и урегулирования споров отличает Посредничество от простого содействия или «добрых услуг». Процедура  Посредничества регламентирована Гаагскими  конвенциями 1899 и 1907 и Уставом ООН (ст. 33). Согласно Уставу ООН, конвенциям и существующей практике, посредник  может выступать по просьбе спорящих сторон, по собственной инициативе либо по почину держав, не причастных к  спору. В практике СССР известны случаи, когда Советское правительство  принимало Посредничество других государств или само выступало посредником. Например, в 1945 СССР согласился на Посредничество временного французского правительства  в переговорах со Швейцарией о  положении интернированных во время  войны.

 

 Добрые услуги или  посредничество могут предлагать  непричастные к конкретному спору  государства. Оказывающие добрые  услуги государство или международная  организация не участвуют в  переговорах. При посредничестве третья сторона вправе участвовать в переговорном процессе и выдвигать предложения по существу спора.

 

Добрые услуги или посредничество могут оказывать и международные  организации. Во время Карибского кризиса 1962 года СССР согласился на добрые услуги Генерального Секретаря ООН по содействию переговорам с США, что позволило обеспечить безопасность Кубы.

 

 

Примирение как способ решения споров применяется сравнительно редко. Комиссия ООН по праву международной  торговли (ЮНСИТРАЛ) приняла в 1995 году правила примирительной процедуры  для разрешения споров между государствами. При применении такой процедуры  стороны образуют международную  согласительную комиссию, которая вырабатывает рекомендации, не являющиеся юридически обязательными для сторон, участвующих  в споре.

 

Если использование вышеперечисленных  способов разрешения международных  споров не привело к разрешению спора, спор может передаваться в международные  инстанции, например, в третейский суд, арбитраж или международный судебный орган. Международными договорами может  непосредственно предусматриваться, какими именно средствами должны воспользоваться  участники для разрешения спорных  вопросов. Например, Конвенция ООН  по морскому праву 1982 г. предусматривает  следующие обязательные процедуры  урегулирования споров: Международный  трибунал по морскому праву, Международный  суд ООН, арбитраж, создаваемый в  соответствии с приложением VII к  Конвенции, специальный арбитраж, образуемый в соответствии с приложением VIII к Конвенции.

 

    1. Арбитраж и судебные органы

В отличие от средств разрешения международных споров, описанных  в предыдущем разделе, рассмотрение спора в международных арбитражных  и судебных органах:

- опирается  на нормативные источники;

- вынесенное  решение носит обязательный характер.

 

Международный арбитраж, разбирающий  спор между государствами, может  создаваться специально для конкретного  спора (ad hoc) или функционировать постоянно. Арбитраж состоит из арбитров, назначенных сторонами, и согласованного ими суперарбитра. Иногда суперарбитра может назначать третья сторона, не участвующая в споре.

 

Постоянная палата третейского  суда, расположенная в Гааге (Нидерланды), состоит из арбитров, назначенных  государствами-участниками, и административных органов. Из числа этих арбитров формируется  арбитраж для конкретного спора.

 

Международный Суд ООН  состоит из 15 судей, представляющих основые правовые системы мира, и избираемых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН. Споры передаются на рассмотрение Международного Суда по соглашению сторон. Международный Суд рассматривает споры только между государствами.

 

Международный трибунал ООН  по морскому праву, начавший работу в 1996 году, рассматривает споры между  государствами, а также Трибуналу  подсудны споры с участием Международного органа по морскому дну, юридических  и физических лиц государств-участников Конвенции, осуществляющих деятельность в международном районе морского дна, и государств-участников других соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией по морскому праву.

 

Существуют региональные международные судебные органы, например, Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд Содружества Независимых Государств, Суд ЕС, Верховный Суд Африканского Союза, а также специализированные суды для особых категорий международных споров, например, для разрешения споров в области борьбы с загрязнением, споров в системе ГАТТ/ВТО, инвестиционных споров и т.д. Число международных судебных учреждений значительно увеличилось за последние 30 лет.

 

    1. Международные организации

Международные организации – важнейший инструмент решения международных споров. Особое место в этом занимают главные органы ООН – Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея.

 

Любой член ООН может довести  до сведения Совета Безопасности или  Генеральной Ассамблеи о любом  споре, продолжение которого могло  бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Нечлены ООН могут сообщать Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности о споре, в котором они являются стороной, если они примут на себя обязательство разрешать спор мирными средствами.

Информация о работе Мирные средства разрешения международных споров