Монархическая форма правления и ее разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Термин «монархия» происходит от греч. «monarchia» едино¬властие, единодержавие — по смыслу слова это власть одного, но в истории встречались монархии с несколькими монархами (класси¬ческий пример — два царя в Спарте). Ранее монархии были широ¬ко распространены, они по сей день сохранились в Европе (Вели¬кобритания, Испания, Норвегия, Люксембург и некоторые др.), Азии (Япония, а также государства Персидского залива - Бах¬рейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ и др., в Ги¬малаях — Непал и Бутан), Африке (Свазиленд) и в Океании (Тон¬га). Последняя монархия в Латинской Америке была устранена в 1889 г. (Бразилия). В силу отрицательных результатов референду¬ма, предусмотренного Конституцией Бразилии 1988 г. и проведен¬ного в 1993 г., она возобновлена не

Содержание

Содержание:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Общая характеристика монархии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Виды монархий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Монархия.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

     Содержание:

Введение  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 3

1. Общая характеристика монархии .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  4

2. Виды   монархий  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   7

Заключение  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 11

Список  использованной литературы  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  12

 

       Введение  

     Термин  «монархия» происходит от греч. «monarchia» единовластие, единодержавие — по смыслу слова это власть одного, но в истории встречались монархии с несколькими монархами (классический пример — два царя в Спарте). Ранее монархии были широко распространены, они по сей день сохранились в Европе (Великобритания, Испания, Норвегия, Люксембург и некоторые др.), Азии (Япония, а также государства Персидского залива - Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ и др., в Гималаях — Непал и Бутан), Африке (Свазиленд) и в Океании (Тонга). Последняя монархия в Латинской Америке была устранена в 1889 г. (Бразилия). В силу отрицательных результатов референдума, предусмотренного Конституцией Бразилии 1988 г. и проведенного в 1993 г., она возобновлена не была.

     В науке конституционного права различают  абсолютную и конституционную (дуалистическую и парламентарную) монархии.

     Монархический характер формы правления отражается в специальных статьях конституций, а также в статьях о порядке престолонаследия и статусе монарха.

      Хотя  монарх — глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры.

     Цель контрольной работы — изучение монархической   формы правления и ее  разновидностей.

     Задачи  контрольной работы:

  1. Изучение определения понятия «монархия»;
  2. Рассмотрение особенностей монархий;
  3. Исследование видов монархий.
 

 

  1. Общая характеристика монархии
 

     Исходя  из исторического взгляда на престолонаследие, можно дать следующее определение  понятия «монархия»: монархия — форма правления, при которой пост главы государства замещается членами правящей или правившей династии в порядке престолонаследия, оно может осуществляться на основании избрания, назначения наследника престола, а также на основании закона1.

     Ядром определения монархии является институт престолонаследия. Следует иметь в виду, что престол (т.е. пост главы государства) не обязательно должен переходить к заранее определенному по закону члену правящей семьи. Ранее, когда выборы монарха были широко распространены (здесь нельзя не вспомнить известную легенду о призвании варягов на Русь, и гораздо позднее, например, в Средние века в Европе выборы монархов производились в Венгрии и Богемии, Шлезвиг-Гольнтейнском герцогстве, Дании и др.), такой подход воспринимался как вполне естественный, и еще в XIX в. государствоведы активно обсуждали разные основания престолонаследия. По мере распространения престолонаследия по закону другие основания наследования поста главы государства стали восприниматься как исключение.

     Поскольку в монархиях на пост главы государства призывается сравнительно ограниченный круг лиц, это привело к появлению такого конституционно-правового и международно-правового понятия, как «уния».

     Уния (от лат. «unus» — один, единственный или «unio» — соединять, сочетать, объединять) — это историческая форма объединения государств. Раньше, когда монархии были правилом, а республики исключением, уния естественным образом связывала государства. В теории и на практике различают личную и реальную унии. Личная уния — особая форма конфедеративного объединения государств, при которой каждое государство сохраняет свой суверенитет, но имеет общего с другим государством (другими государствами) главу государства, причем он является не главой унии, а главой каждого из государств, входящих в личную унию. Государства в личной унии объединяет, как правило, совпадение порядков престолонаследия в отношении одного лица; если в государствах действуют разные системы престолонаследия, то после смерти общего монарха престол каждого из государств, входивших в личную унию, обычно занимают разные лица. При личной унии каждое государство сохраняет независимую внутреннюю политику, однако в отношении независимости внешней политики каждого из государств нередко наблюдалось расхождение государственных интересов и возникали проблемы. Чтобы их избежать, в конституции стали включать специальные нормы, препятствующие установлению личной унии, например нормы, запрещающие монарху занимать престол в других государствах или ограничивающие это право существенными условиями (Бельгия, Дания, Норвегия).

     Гарантией против образования личной унии может  служить также содержащееся в конституциях монархических государств запрещение королю, а также членам королевской семьи вступать в брак без согласия парламента. Так, параграф 5 Шведского Акта о престолонаследии 1810 г. гласит: «Принц и принцесса королевского дома не могут вступать в брак, если правительство по предложению Короля не дало на это согласия. Он или она, иступив в брак без та- кого согласия, лишает права на наследование в государстве себя, детей и потомков». Это позволяет, в частности, прогнозировать возможность появления личной унии.

     Личные  унии были у Англии и Ганновера (1714-1837), когда после внезапной смерти английской королевы Анны в соответствии с Актом о престолонаследии 1701 г. в связи отсутствием наследников престола в династии Стюартов корона перешла к Ганноверской династии, находившейся в родстве с династией Стюартов по женской линии. Королем Англии стал курфюрст Ганноверский Георг Людвиг, именовавшийся Георгом I.

     Таким образом, данная личная уния явилась  разрешением кризиса престолонаследия. С ее помощью на престол был призван максимально близкий родственник угасшей династии2.

     Иной  характер носила личная уния Нидерландов  и Люксембурга (1839-1893).

     Реальные  унии возникали в результате соглашения между государствами, поэтому физическое тождество носителя короны в отличие от личной унии не являлось результатом случайного совпадения кандидатур монархов. Для реальной унии характерно не только наличие общего монарха, но и взаимодействие государств, а также создание в них параллельных государственных структур, поэтому реальные унии отличались определенным разнообразием (реальная уния Швеции — Норвегии в соответствии с актом 1815 г. имела не только общего монарха, но и представительство в Государственном совете от другого королевства при обсуждении общих для двух королевств вопросов).

     В реальной унии Австро-Венгрии после 1866 г. были установлены так называемые «общие дела» (заключение договоров с другими государствами, общие финансы, военные и морские силы), которые осуществлялись совместно. Были созданы параллельные государственные структуры, имелось, например, имперское министерство финансов и отдельные министерства финансов в Австрии и Венгрии и др. Для контроля за общими министерствами и вотирования бюджета создавались делегации от каждой из двух палат парламентов. Кроме того, была образована общая счетная палата для контроля за общими расходами.

     Если  наследник престола по какой-либо причине не может занять престол, то применяется институт регентства — это еще одна характерная черта монархии.

     Именно  в монархии имеет место институт, получивший название королевского двора. Королевский двор — специально выделенная группа чиновников для обеспечения деятельности монарха и качестве главы государства. Королевский двор ведет свое происхождение от домашнего хозяйства короля как единого целого. Данное название перешло на королевских должностных лиц, задачей которых было исполнение законодательных, административных или судебных функций. Служащие королевского домашнего хозяйства постепенно становились главами различных государственных ведомств, но при этом в абсолютной монархии они рассматривались (и рассматриваются) как слуги государя, представляющие его интересы. По мере установления конституционного строя, должностные лица королевского двора превращались в государственных чиновников, обеспечивающих публичные интересы («слуг государства»),  происходило размежевание функций служащих королевского двора и правительственных служб.

     В современных европейских парламентарных монархиях королевский двор занимается только обслуживанием монарха как главы государства и обеспечивает его деятельность. Главной задачей чиновников королевского двора является обеспечение церемониала и протокола. В частности, они готовят тексты речей монарха, ведут картотеку памятных дат (с тем, чтобы монарх мог вовремя поздравить главу государства или выдающихся деятелей с важной для них датой или юбилеем), согласовывают программу и детали визитов монарха и т.д. В конституциях встречаются нормы о финансировании королевского двора из государственного бюджета (см., например, ч. 1 ст. 65 Конституции Испании 1978 г.), а также о праве монарха формировать штат своих служащих (так, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции Испании, «Король свободно назначает и освобождает от должности служащих своего двора»)3. 
 
 

     2. Виды   монархий 

     Различают  определенные  виды монархии: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие — конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

     Абсолютная  монархия. До сих пор эта форма правления, свойственная докапиталистическим стадиям развития, существует в нескольких странах. В султанате Оман нет конституции, ее роль выполняет Коран. Нет в этой стране и парламента, правительство формируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. Многие министры, а также губернаторы провинций принадлежат к правящей семье.

     В других эмиратах Персидского залива — Бахрейне, Катаре, Кувейте, в ОАЭ, Саудовской Аравии есть конституции, но они, во-первых, дарованы монархами (в ОАЭ — Советом эмиров), а не приняты демократическим путем, во-вторых, их действие часто приостанавливается (в Бахрейне — с 1975 г.), в-третьих, они устанавливают, что вся власть — законодательная, исполнительная, судебная — исходит от монарха, над конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но, по существу, это законосовещательные органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха. В Катаре парламент так и называется: Консультативное собрание — и действует по мусульманской традиции аш-шура — совещания правителя с наиболее уважаемыми лицами. В ОАЭ члены парламента (Национального собрания) назначаются семью эмирами (Советом эмиров), а парламент действует в качестве совещательного учреждения даже не при Совете эмиров, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. В Саудовской Аравии взамен парламента создан совещательный совет, назначаемый королем (1992 г.). Таким образом, хотя в названной группе стран есть конституции и парламенты, они на деле не ограничивают власть монарха, и эти государства тоже представляют собой фактически абсолютные монархии. То же относится и к султанату Бруней, расположенному на острове Калимантан, близ Индонезии4.

     Особое  значение в системе управления в  существующих ныне своеобразных абсолютных монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет — это неформальное, но весьма важное учреждение. Он состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых высших улемов, особо почитаемых знатоков Корана. В Саудовской Аравии семейный совет низлагал короля (в том числе за отсутствие должного благочестия, что устанавливалось улемами) и назначал на его место нового из той же семьи. Король — это одновременно высшее духовное лицо — имам, а мусульманская религия — государственная религия. Светская власть короля соединяется с духовной. Таким образом, существующие в наше время абсолютные монархии являются абсолютистско-теократическими.

     По  своему социальному характеру современные  абсолютные монархии не представляют собой полностью феодальные государства. Господствующий класс, хотя он и сформировался на базе феодальной аристократии, существует не за счет феодальной эксплуатации крестьянства, а за счет государственной эксплуатации нефтяных богатств. Кроме того, значительная доля власти сосредоточена в руках крупной, преимущественно финансовой, буржуазии.

Информация о работе Монархическая форма правления и ее разновидности