Организация и управление совместным предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Целью работы является организация и управление совместным предприятием.
В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:
-рассмотреть характеристику и сущность совместных предприятий;
- определить виды и классификацию СП;
- изучить организационно-правовые формы СП;
- проанализировать состояние и развитие СП в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 3
1. Характеристика и сущность совместного предприятия 3
1.2 Виды и классификация СП 7
2. СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СП В РФ 11
2.1 Организационно - правовые формы СП 11
2.2 Состояние и развитие СП в РФ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ПОНЯТИЕ  И ПРИЗНАКИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 3

1. Характеристика  и сущность совместного предприятия 3

1.2 Виды и  классификация СП 7

2. СОСТОЯНИЕ  И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СП  В РФ 11

2.1 Организационно - правовые формы СП 11

2.2 Состояние  и развитие СП в РФ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

 ВВЕДЕНИЕ

В условиях проведения экономической реформы, ориентированной на развитие глубоких рыночных отношений, в нашей стране возникли различные виды собственности: частная, реальная кооперативная, акционерные  предприятия, товарищества, арендные предприятия, муниципальные формы собственности  и др. Среди них определенное место  заняли и совместные предприятия (СП), призванные способствовать развитию отечественной  экономики.

Значение  иностранных инвестиций как одного из непременных условий экономического возрождения страны состоит в  том, что в период низкой национальной инвестиционной активности, когда ни федеральный и местный бюджеты, ни сами экономические агенты не располагают  достаточным инвестиционным потенциалом, зарубежные капиталовложения могут  сыграть важную роль в модернизации российской промышленности. По этому увеличение притока иностранных инвестиций будет способствовать оживлению экономики Российской Федерации.

Сам  термин  «совместное  предприятие»  возник  по  аналогии  с  английским  «Joint  venture»,  которым  обозначался  этот  тип  предприятий  на  западе.  По  данным  ученых,  это  обозначение  возникло  в  Великобритании  для  определения  объединений  «Мерчант Венчерс», «Джентелмен Адвенчерс»,  занимавшихся  торговлей  в  XVI и  XVII  вв.  Первые  совместные  предприятия  были  созданы  в  эпоху  так  называемой  свободной  конкуренции  в  IX  веке. В  XX  веке  совместные предприятия  получили  широкое  распространение  в  сфере  обращения.

Совместное  предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более  лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным  или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления  предпринимательской деятельности.

В России совместные предприятия (СП) стали развиваться  раньше всех форм привлечения иностранного капитала. Однако процесс создания и функционирования СП на территории нашей страны явно не отвечает тем  задачам, которые они призваны решать. Слишком большая их часть действует  сейчас не в сфере производства высококачественной продукции, а в торговле, посредничестве, сфере услуг и т.п. Все вышеперечисленные  факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Целью работы является организация и управление совместным предприятием.

В развитии этой цели можно выделить следующий  круг задач:

-рассмотреть  характеристику и сущность совместных  предприятий;

- определить  виды и классификацию СП;

- изучить  организационно-правовые формы СП;

- проанализировать  состояние и развитие СП в  России;

Методы исследования:

- обработка,  анализ научных источников;

- анализ  научной литературы, учебников и  пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – совместные предприятия

Предмет исследования – организация и управление совместным предприятием.

1. ПОНЯТИЕ  И ПРИЗНАКИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1. Характеристика  и сущность совместного предприятия

Совместное  предприятие – относительно новая  организационно-социальная форма международного предпринимательства. Совместным предприятием принято называть такую форму  хозяйственного и правового сотрудничества с  иностранным партнером, при  которой создается общая собственность  на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и  других функций. Характерной особенностью совместного  предприятия  (СП) является и то, что производимые товары и  услуги находятся в общей собственности  отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции  производится   как в стране базирования СП,   так и  за  рубежом.

Одно из общепризнанных в мировой практике определений гласит: «Совместное  предприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических  и физических лиц, которые объединили свои усилия с целью создания долгосрочного  прибыльного бизнеса» .

Учреждение  совместной фирмы всегда основывается на договоре, которым определяются права и обязанности партнеров  по отношению друг к другу и  перед третьими лицами. Совместные предприятия могут быть созданы как только национальными компаниями, так и иностранными. Учитывая, что в данной статье речь идет о формах осуществления международного бизнеса, под совместным предприятием будем понимать предприятие с долевым участием иностранного капитала, т.е. международное СП.

Понятие международного совместного предприятия используется для обозначения предприятий (фирм), находящихся в совместной собственности  двух или более владельцев (юридических  и физических лиц), основанных на смешанной  собственности разных стран. Именно такого вида предприятия были наиболее распространены в России в начале 90-х годов. Причем в те годы достаточно часто встречались терминологические  ошибки. Многие считали, что СП –  это организационно-правовая форма  осуществления бизнеса. А ведь совместное предпринимательство – это только отражение сути операций международного бизнеса, при этом организационно-правовая форма может быть любой (общество с ограниченной ответственностью, акционерное  общество и т.п.) .

Важным признаком  СП является совместная собственность  партнеров на конечный продукт. По этому  признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов между партнерами.

СП являются единственно возможной формой совместной собственности на средства производства и потому, по сути, ориентированы  на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству. Любые другие операции международного бизнеса, будь то импортно-экспортные контракты, кооперационные соглашения, аренда оборудования за рубежом или  торговля лицензиями, франчайзинг, ориентированы  на определенные сроки действия, порой  близкие по времени к моменту  заключения соглашений. Создание СП связано  с решением множества проблем  стандартизации и сертификации производства, материально-технического обеспечения, обхода существующих во многих странах  экспортных ограничений.

Важными побудительными мотивами создания совместных предприятий  выступают трудности самостоятельного проникновения на внешние рынки, недостаточное знание зарубежной хозяйственной  среды и необходимость объединения  усилий партнеров в условиях растущей неопределенности экономического развития, а порой и национальное законодательство, ограничивающее 100%-ную иностранную собственность в отдельных отраслях и сферах. Особое значение при этом принадлежит обмену организационным, управленческим и технологическим опытом, взаимному использованию сбытовой и сервисной инфраструктуры партнеров.

Многие иностранные  компании понимают, что, привлекая при  учреждении нового предприятия на территории другого государства местный  капитал, стремясь установить хорошие  связи с местными властями, они  подыгрывают национальным чувствам и снижают остроту критики  в свой адрес (тем самым уменьшая опасность национализации или экспроприации), а также получают возможность  контроля продаж на местном рынке. В  случае создания СП риск иностранного инвестора значительно ниже, чем  при покупке зарубежной фирмы  или создании филиала (представительства) .

Несмотря  на важность всех вышеперечисленных  факторов, основная причина совместного  владения собственностью за границей кроется все-таки в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов  двух или нескольких предприятий, находящихся  в разных странах, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих предприятий.

Компании  также иногда вынуждены объединять свои ресурсы для борьбы с более  крупными и мощными конкурентами. Порой для сокращения издержек, неизбежных при открытии новых предприятий, группы иностранных инвесторов создают  совместные компании в третьих странах. Например, Ford (США) и Volkswagen (Германия) создали в Бразилии совместное предприятие по сборке автомобилей «Аутолатина».

Создание  СП нередко связано с длительными  поисками подходящего партнера, со сложными расчетами эффективности  проекта для его инициаторов, с согласованием выработанных совместно  с иностранным партнером вариантов  решений и технической политики.

Цели совместного  предпринимательства могут быть различны. В качестве основных из них  и наиболее распространенных можно  назвать:

• получение современных зарубежных технологий (в отличие от традиционного лицензирования при совместном предпринимательстве продавец лицензий становится совладельцем использующего их предприятия, крайне заинтересованным в получении высокой прибыли), преодоление барьеров протекционизма в международной передаче технологий;

• повышение конкурентоспособности продукта на рынке; расширение экспорта продукции, выход на внешний рынок за счет:

• изучения специфических потребностей зарубежных рынков, проведения комплекса мероприятий по маркетингу;

• организации производства продукции в соответствии с характерными для мирового рынка параметрами качества или в соответствии с нормами, принятыми в странах, где планируется осуществлять ее сбыт;

• выхода на рынки стран, применяющих жесткий торговый протекционизм и ограничения на иностранные инвестиции без участия местных предприятий и фирм.

• привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов, возможность использования имеющихся в распоряжении одного из учредителей СП ресурсов по ценам, значительно ниже средних цен мирового рынка;

• снижение затрат на производство продукции на основе использования трансфертного (внутрифирменного) ценообразования, экономия издержек на сбыт продукции;

• улучшение материально-технического обеспечения за счет получения от зарубежного партнера дефицитных материальных ресурсов, неизготавливаемых ими полуфабрикатов, комплектующих узлов и деталей («отверточное» производство).  

1.2 Виды и  классификация СП 

Помимо различных  целей совместного предпринимательства  существуют и разные виды СП. Выбор  вида предприятия влияет в дальнейшем на его функционирование. Совместные предприятия различаются в зависимости  от того, где, с кем, с какой долей  участия партнеров, с какой целью  они создаются и как управляются. С учетом этого можно выделить 5 основных признаков для характеристики СП, а также их классификации :

1. Местонахождение  СП и его учредителей. Совместные  предприятия могут быть созданы  как компаниями одного государства  (национальным капиталом), так и  представителями разных государств. По признаку принадлежности учредителей  СП к различным странам можно  выделить следующие комбинации: промышленно развитые страны  – промышленно развитые страны, промышленно развитые страны  – развивающиеся страны, развивающиеся  страны – развивающиеся страны.

2. Форма  собственности создаваемого СП. Могут быть выделены следующие  типы СП: с участием лишь частного  капитала, с участием частных  фирм и государственных предприятий  или организаций и с участием  национальных и международных  организаций. 

3. Доля участия  партнеров в капитале СП. В  зависимости от этого признака  предприятия можно классифицировать  следующим образом: предприятия,  созданные на паритетных началах  (равная доля участия партнеров  в капитале СП), предприятия с  преобладающим участием иностранного  капитала и предприятия с меньшей  долей участия иностранного партнера. До недавнего времени налоговые  льготы СП предоставлялись в  зависимости от доли иностранного  капитала в уставном фонде  совместной компании.

Информация о работе Организация и управление совместным предприятием