Пенсионное обеспечение Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:52, реферат

Описание работы

Структура пенсий, размер, пенсионный возраст и т.д.
8 июня 1998 года парламент Швеции принял новый Закон о пенсиях, который должен был преобразовать систему социального обеспечения в план условно-накопительных счетов (УНП), - т.е., план с установленными взносами, финансируемый на распределительной основе. Помимо этого был создан второй, накопительный уровень. Как и во многих других странах, реформы были вызваны старением населения и зависимостью состояния системы пенсионного обеспечения от показателей экономического роста. Реформы были начаты в 1991 году, когда была сформирована группа парламентариев для работы над предложением по пересмотру существовавшей пенсионной системы. Это предложение было представлено в 1994 году и весной 1998 года была создана "рабочая группа" для отработки деталей реформы и оформления предложения в виде закона.

Работа содержит 1 файл

ПСО реферат.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

I. Введение

8 июня 1998 года парламент Швеции принял новый Закон о пенсиях, который должен был преобразовать систему социального обеспечения в план условно-накопительных счетов (УНП), - т.е., план с установленными взносами, финансируемый на распределительной основе. Помимо этого был создан второй, накопительный уровень. Как и во многих других странах, реформы были вызваны старением населения и зависимостью состояния системы пенсионного обеспечения от показателей экономического роста. Реформы были начаты в 1991 году, когда была сформирована группа парламентариев для работы над предложением по пересмотру существовавшей пенсионной системы. Это предложение было представлено в 1994 году и весной 1998 года была создана "рабочая группа" для отработки деталей реформы и оформления предложения в виде закона.

II. Прежняя  система пенсионного обеспечения

Система пенсионного обеспечения в Швеции состояла из двух компонентов: национальные пенсии (социальное обеспечение) и пенсии, выплачиваемые на основании договоров с организациями рынка труда (договорные или профессиональные пенсии). Выплаты социального обеспечения осуществлялись государством и распространялись на всех граждан Швеции. Система социального обеспечения была введена в 1913 году; она предусматривала выплату единых пособий для обеспечения гражданам дохода в старости. В 1960 году была введена дополнительная пенсия по возрасту с целью предоставить всем работникам выплаты, привязанные к заработку.

Выплаты

Прежняя система социального  обеспечения представляла собой  план с установленными выплатами, состоящий из двух частей: единообразной выплаты (ЕВ), полагавшейся всем жителям страны независимо от их трудового стажа, и выплаты, привязанной к заработку, право на получение которой имели лица со стажем работы не менее трех лет, - дополнительной пенсии по возрасту (ДПВ).

Единообразные выплаты  должны были обеспечивать базовую поддержку в период нахождения на пенсии. В основе ДПВ лежал принцип замещения потерянного дохода; размер выплаты рассчитывался исходя из 15 лет самых высоких заработков (скорректированных с учетом инфляции), и для получения полной пенсии необходимо было иметь 30 лет стажа. Две эти выплаты вместе должны были замещать не менее 60 процентов дохода (до определенного верхнего уровня). Лицам, не получавшим ДПВ или получавшим ДПВ в небольшом размере, предоставлялось дополнительное пособие, составляющее около 50 процентов от ЕВ. Выплаты индексировались с учетом ценовой инфляции и облагались налогом как обычный доход, хотя для лиц, получающих низкую пенсию, были предусмотрены вычеты из налогооблагаемой суммы.

Обычный пенсионный возраст  составлял 65 лет; получение выплат можно было отложить до наступления 70 лет, а также осуществлять досрочно, с 60 лет, при актуарных корректировках. Отдельным видом выхода на пенсию являлся частичный выход. Этот механизм позволял работникам сократить количество рабочих часов и получать пенсию вместо потерянного заработка.

Помимо участия в  системе социального обеспечения, большинство работников были охвачены системой договорных пенсий, основанных на положениях коллективных договоров между работниками и работодателями (третий уровень). Имелось четыре основных договорных плана: для государственных служащих центрального уровня, государственных служащих местного уровня, для наемных служащих ("белых воротничков") в частном секторе и для работников с почасовой оплатой ("синих воротничков") в частном секторе. Как правило, эти выплаты замещали еще 10-15 процентов дохода, однако большинство таких планов содержали положения, согласно которым они покрывали заработок сверх определенного потолка. Договорные пенсии финансировались за счет отчислений в фонд оплаты труда, а в случае государственных служащих - из общих налоговых поступлений.

Финансирование

Выплаты типа ЕВ и ДПВ  финансировались за счет налогов на фонд оплаты труда, который взимался с работодателя. Финансирование ЕВ дополнялось средствами из общих налоговых поступлений. Хотя пенсионные права накапливались только до определенного потолка, налог на фонд оплаты труда взимался со всей суммы дохода. Система ДПВ являлась распределительной ("солидарной") с частичным финансовым наполнением. При создании системы ДПВ ставка отчислений была выше уровня, необходимого для покрытия выплат. Этим преследовалась двойная цель: во-первых, создать буфер на случай колебаний ставки отчислений, и, во-вторых, компенсировать сокращение частных сбережений, ожидаемое после введения системы ДПВ. Избыток средств инвестировался через Национальные пенсионные фонды (ДП-фонды), в руководство которых входили представители местного и центрального правительства, профсоюзов, организаций работодателей, потребителей и самозанятых. Большинство фондов (85 процентов) могли делать инвестиции только в активы с низким риском, которые должны давать высокую отдачу в долгосрочной перспективе, - главным образом, в государственные и жилищные облигации. Отдача от таких инвестиций в 1997 году составляла 6,7 процента в номинальном выражении. Начиная с 1974 года ДП-фонды получили право вкладывать средства в акции, главным образом отечественные. Общая отдача в фондах в 1997 году равнялась 9 процентам в номинальном выражении.

III. Необходимость реформы

Национальный Совет  по социальному страхованию Швеции исследует финансовое состояние системы социального обеспечения каждые пять лет с тем, чтобы предложить ставку отчислений/взносов на последующие семь лет. В 80-е годы рамки анализа стали шире, и в отчете подчеркивался тот факт, что состояние системы чрезвычайно зависимо от экономического роста.

Проблемы прежней системы:

1. Чувствительность к изменениям экономического роста.

2. Сокращение доли облагаемого налогом и замещаемого дохода.

3. Несистематичное и несправедливое распределение взносов и выплат.

4. Искажения на рынке труда.

5. Слабая мотивация к сбережению и искаженное размещение сбережений.

Процесс реформирования

В 1984 году была создана  государственная комиссия для изучения системы социального обеспечения. Комиссия продолжала работу до конца 80-х  годов; ее заключение гласило: к 2020 году система пенсионного обеспечения  Швеции обязательно столкнется с серьезными финансовыми трудностями. В начале 1991 года был представлен отчет, в котором предлагались способы реформирования системы. Комиссия рекомендовала не менять структуру системы, но ввести индексацию, привязанную к темпам экономического роста, а не к ценам. Кроме того предлагалось повысить пенсионный возраст и ввести требование более длительного стажа для получения полной пенсии.

Осенью 1991 года сменилось  правительство; вместо социал-демократов к власти пришло коалиционное правительство  несоциалистического толка, в котором были представлены четыре партии. Пенсионная реформа стала для нового правительства важным направлением деятельности. В целях выработки предложений по реформированию пенсионной системы была сформирована парламентская группа, в состав которой вошли члены всех семи партий, представленных в то время в парламенте (Риксдаге). Группу возглавлял министр социальной политики. В качестве отправной точки был взят первоначальный отчет Пенсионной комиссии; группа приступила к сбору информации из самых различных источников, привлекая к работе над проблемой экспертов и ученых наряду со специалистами из Совета по страхованию и Департамента финансов.

Итогом работы группы стало предложение по реформированию, которое было представлено в парламенте в 1994 году и получило поддержку четырех несоциалистических партий и социал-демократической оппозиции (в общей сложности это соответствовало почти 90% состава парламента). Предложение было принято "в принципе", многие вопросы еще требовали более подробной проработки. В то время была создана Рабочая группа, в состав которой вошли представители пяти партий, поддержавших реформу; в задачи группы входила проработка нерешенных вопросов и подготовка на основании предложений проекта закона. Хотя реформа в принципе была принята в 1994 году и первоначально должна была начаться в 1997 году, официально парламент принял ее только 8 июня 1998 года.

IV. Шведское пенсионное обеспечение после реформы

В настоящее время  пенсия в Швеции изменяется в зависимости от конъюнктуры в стране и от возраста ухода на пенсию. Например, гражданин имеет право начать получать пенсию с того месяца, когда ему исполнится 61 год. Но чем дольше он откладывает этот момент (лучше до 65 лет и даже старше), тем больше денег он будет получать каждый месяц. Каждый должен сам ходатайствовать о своей пенсии в Шведском управлении социального страхования (Försäkringskassa), на специальном бланке (ansökningsblankett) отвечать на определенные вопросы, прикладывать необходимую информацию, после чего они определяют, какую пенсию будет получать гражданин.

Пенсия состоит из разных частей. Одна часть называется общей (allmän pension). Она в свою очередь состоит из inkomst-, tilläggs-, premie- и garantipension. Общая пенсия назначается в Försäkringskassa. Еще одну часть денег гражданин Швеции получает от своего работодателя (tjänstepension). Большинство получает приблизительно 10 % от зарплаты, которую они имели перед выходом на пенсию. Также в Швеции можно лично откладывать деньги в какие–либо пенсионные фонды.

Из чего состоит и что влияет на размер allmän pension?

Каждый рабочий год  приплюсовывает новые деньги к allmän pension. Добавления к этой части пенсии происходят в виде определенных пенсионных взносов. Часть из них платится самим гражданином в виде подоходного налога (skatt), часть платит его работодатель. Два этих взноса создают так называемые пенсионные права (pensionsrätter) и составляют 18,5% от той части зарплаты, которая считается как основа пенсии. 16% из них прибавляется к той части, которая зависит от зарплаты, а 2,5% – это так называемая премиальная пенсия (premiepension). Кроме времени, когда получалась зарплата, учитывается также время, когда гражданин был дома с маленькими детьми, учился, служил в армии или болел. Эта часть пенсионного вклада осуществляется государством.

Та часть зарплаты, которая отчисляется на пенсию, собирается на специальном пенсионном счету (pensionskonto). Общая величина этого счета зависит от всех прав на пенсию в течении всей жизни гражданина, и от размера ренты этого счета. Рента зависит от изменения уровня среднестатистической зарплаты в стране. В последние годы рента приблизительно составляла 3%.

Премиальный пенсионный счет (premiepensionskonto). Премиальная пенсия (2,5%) сохраняется в специальных фондах ценных бумаг, которые выбираются гражданином самостоятельно. Чем больше зарплата, тем большая часть размещается в этих фондах. Иными словами: размер премиальной пенсии зависит целиком от зарплаты и от того, как хорошо размещены деньги. Можно выбрать до пяти разных фондов и в любое время бесплатно перевести деньги из одного фонда в другой, если предполагается, что в другом фонде более выгодные условия.

Если гражданин не делает активного выбора фонда, деньги автоматически размещаются в специальном пенсионном фонде, который называется Premiesparfonden. Это общий акционерный фонд, который управляется седьмым АP-фондом (АР – allmän pension).

Родившиеся  между 1938 и 1953 годами.

Если гражданин родился между 1938 и 1953 годами, то его пенсия тоже состоит из трех частей: первые две - пенсия от  доходов и премиальная пенсия, а третья называется добавленная пенсия (tillägspension). Эта часть рассчитывается в соответствии со старыми правилами для ATP-системы и так называемой «народной пенсии» (folkpension). Чем раньше родился гражданин, тем больше будет его добавленная пенсия.

Пенсия (inkomstpension), рассчитываемая от зарплаты и проработанных лет и добавленная пенсия – это две наибольшие части будущей пенсии. Пенсия от фондов ценных бумаг (premiepension) начала начисляться только с 1995 года. Поэтому, для тех людей, которые уже получают пенсию или собираются ее получать, эта часть очень невелика.

Что касается тех, кто  совсем не заработал пенсии, или  она чересчур мала, то такие люди имеют право на гарантированную  пенсию (garantipension).

И права  на пенсию и ее величина могут измениться.

Пенсия, которая рассчитывается в зависимости от зарплаты, всегда изменяется в зависимости от изменений  в экономике страны. То есть, чем  лучше идут дела в Швеции, тем выше будет пенсия. Состояние экономики страны измеряется, в частности, с помощью inkomstidex – индекса, зависящего от величины среднестатистической зарплаты. Это и есть та самая цифра, которая изменяет ренту на пенсионном счету (последние годы рента была достаточно стабильна – приблизительно 3%).

Та часть пенсии, которая  рассчитывается в зависимости от выбранных фондов, будет зависеть от изменений в этих фондах.

Как рассчитывается пенсия

Гражданин посылает запрос в försäkringskassa и его пенсия (inkomstpension) рассчитывается путем деления денег, которые накопились на его пенсионном счету, на специальную цифру, которая называется delningstal. Эта цифра рассчитывается в зависимости от средней продолжительности жизни его сверстников или, иными словами, как много лет в среднем он будет получать свою пенсию (имеется в виду пожизненно). То есть, чем гражданин старше, тем меньше будет эта цифра, тем выше будет пенсия.

Добавленная пенсия рассчитывается как 60% от тех 15-ти лет, в течении которых  получалась наибольшая зарплата. Для получения полноценной пенсии требуется отработать не меньше 30 лет. Эта форма пенсий касается только тех, кто родился между 1938 и 1953 годами.

Пенсия  пересчитывается каждый год

Информация о работе Пенсионное обеспечение Швеции