Пиратство и морской терроризм: проблемы взаимосвязи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:16, реферат

Описание работы

Пиратство, как один из самых древних видов преступлений, посягающих на интересы всех государств при использовании морских пространств, возникло одновременно с судоходством.

Работа содержит 1 файл

pir.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

ПИРАТСТВО И МОРСКОЙ ТЕРРОРИЗМ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ

Пиратство, как один из самых древних видов  преступлений, посягающих на интересы всех государств при использовании  морских пространств, возникло одновременно с судоходством. 
Пиратство (от греч. peirates – грабитель, разбойник) – незаконный захват, ограбление или потопление торговых судов, совершаемые в открытом море частновладельческими или государственными судами. То есть это противоправные насильственные действия, совершаемые в открытом море и в другом месте вне юрисдикции какого-либо государства. Противоправность пиратства состоит в том, что оно является опасным посягательством на один из важнейших принципов международного морского права – свободу открытого моря и его составную часть – свободу судоходства. 
Пиратство как преступление международного характера получило договорное закрепление в Конвенции ООН об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В этих международных договорах международное сообщество подвело некоторый итог поисков общеприемлемого определения пиратства. 
Утрата или сохранение национальности пиратского судна определяется законом того государства, которым она была предоставлена. В открытом море, вне юрисдикции прибрежных государств, любое государство может захватить, т.е. арестовать пиратов и захватить находящееся на судне имущество. Ответственность пиратов определяется законами государства, арестовавшего их. Захват пиратского судна может осуществляться только военными кораблями и судами которые уполномочены для этой цели. 
Важно отметить, что с принятием указанных конвенций обычные нормы о пиратстве не утратили своего значения. Определение пиратства в соответствии с Конвенцией 1958 г. и Конвенцией 1982 г. признано большинством государств мира и нашло отражение в уголовном законодательстве многих государств. 
В соответствии со ст. 227 УК РФ пиратством является «нападение на морское судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения в открытом море или каком–либо месте, не подлежащем чьей–либо государственной юрисдикции». 
Вооруженный грабеж часто отождествляется с пиратством. Однако в международных документах под этим понимается нападение, захват судна, груза, имущества, совершаемые в территориальном море или внутренних водах какого–либо государства. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. все страны обязаны сотрудничать в максимальной степени в пресечении пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами какой–либо страны. В соответствии с международным правом, каждое государство имеет право на осуществление правоохранительных действий против пиратов, обнаруженных в открытом море. В территориальных или внутренних водах прибрежного государства противозаконные акты подпадают под юрисдикцию этого государства. В связи с тем, что акты пиратства определяются как акты насилия, совершенные в открытом море или месте, не подлежащем какому–либо государству. 
По данным Международного морского бюро Международной торговой палаты, в период с 2000 по 2006 год в мире было отмечено свыше 2400 актов пиратства (т.е. в среднем по 400 в год), что почти в 2 раза превысило уровень предшествующего 6-летнего периода. Согласно информации Центра сообщений о пиратстве Международного морского бюро в 2009 г. в мире было зарегистрировано 406 происшествий, связанных с пиратством и вооруженным ограблением судов. Морские разбойники высадились на борт 153 судов, 49 из них были захвачены. За 2010 г. в мире совершено 445 нападений пиратов и вооруженных грабителей на суда, что на 10% больше, чем в 2009 г. (406); было захвачено 53 судна и 1181 член экипажа (в 2009 г. – 49 судов и 1050 членов экипажа), погибли 8 моряков. 
Борьба с пиратством становится международно-правовой обязанностью каждого государства. Основы современного международного сотрудничества в борьбе с незаконными действиями на море были заложены Конвенцией 1948 года об учреждении в рамках ООН Международной морской организации – ИМО. Эта конвенция вступила в силу 17 марта 1958 г. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море 1958 г., в ст. 101-107, 110-111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15-23. 
На дипломатической конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г., в которой приняли участие 76 государств под эгидой ИМО была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Она применяется ко всем судам, за исключением военных кораблей; судов, которые принадлежат государству или эксплуатируются им в качестве военно-вспомогательных судов, в таможенных или полицейских целях; или выведенные из эксплуатации. 
При сравнении Конвенции 1988 г., составляющей важное звено в системе международно-правовых актов, направленных на обеспечение безопасности мореплавания с Конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. можно выявить существенные различия. Во-первых, можно говорить о различиях в целях и наборе деятельности, регламентируемых этими актами. Конвенция 1988 г. направлена на пресечение более широкого круга преступных посягательств. Предметом регулирования в ней определяется борьба с незаконными актами в международном морском судоходстве. Во-вторых, существенное отличие Конвенции 1988 г. заключается в пространственной сфере применения. Пиратские деяния совершаются в пространствах, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства. Конвенция 1988 г. распространяется на деяния, совершаемые в различных категориях морских пространств: во внутренних морских водах, в территориальных водах, в открытом море. В-третьих, непосредственный объект преступного посягательства при пиратстве – судно, имущество пассажиров и членов экипажа, грузы и летательные аппараты в случаях, прямо предусмотренных международно-правовыми актами. На летательные аппараты действие Конвенции 1988 г. не распространяется. В-четвертых, в Конвенции 1988 г. иначе, чем в упоминавшихся международных договорах, решен вопрос о юрисдикции государств в отношении преступных посягательств. Общее для пиратства и деяний, предусмотренных ст. 3 Конвенции 1988 г. – юридическая квалификация их как международных преступлений. 
С 1 июля 2004 г. вступил в силу Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (МК ОСПС), вошедший составной частью (гл. XI-2) в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74). Кодекс устанавливает унифицированные стандарты безопасности, обязательные для всех участников международных морских перевозок грузов и пассажиров. Назначение Кодекса ОСПС – не допустить пиратов на судно, однако, если они все же проникли, то экипажу необходимо знать, как уменьшить или исключить негативные последствия. 
С июня 2008 г. СБ ООН принял несколько резолюций по проблеме пиратства в районе Сомали. Причем согласно резолюции 1851, принятой 16 декабря 2008 г., государства, сотрудничающие с Сомали (в их число входит и Россия), получили право принимать все необходимые меры для пресечения пиратской деятельности не только в территориальном море, но и на сухопутной территории и в воздушном пространстве Сомали. Совет безопасности ООН 30 ноября 2009 года единогласно утвердил резолюцию о противодействии морскому пиратству у берегов Сомали. В резолюции выражается обеспокоенность распространением пиратства на западную часть Индийского океана и подтверждается решимость мировой общественность бороться с ним. Ключевое положение документа предполагает продление на один год действия утвержденных в 2008 году резолюций, которыми было санкционировано проведение государствами и региональными организациями военно-морских операций и других мер в территориальных водах Сомали. 
В настоящее время среди отдельных юристов и экспертов в области борьбы с преступностью сложилось мнение, что пиратство ввиду приобретения им в последнее время особо опасных форм должно квалифицироваться как «международный терроризм». 
Следует обратить внимание на то, что проблема пиратства (преступление в открытом море), как правило, рассматривается совместно с проблемой вооруженного разбоя на море (преступление в территориальном море и внутренних водах прибрежных государств), которое (этот разбой) осуществляется теми же способами и с теми же целями, что и пиратство. В официальных документах Организации Объединенных Наций и Международной морской организации (ИМО), переведенных на русский язык, такие действия именуются «вооруженным разбоем на море» или «вооруженным разбоем против судов» («acts of armed robbery against ships»). 
Проводя соотносительную оценку актов пиратства и терроризма, можно только отчасти согласиться с утверждением об их схожести. В связи с этим большой интерес представляют исследования Л. А. Моджорян, попытавшейся провести параллели между пиратством и терроризмом. 
В то же время нельзя не заметить, что имеются как некоторая общность, так и различие составов пиратства, предусмотренного универсальными международными договорами (Конвенция 1958 г., Конвенция 1982 г.), и преступлений, связанных с терроризмом. Общий объект этих преступлений образует меж- и внутригосударственные общественные отношения в сфере обеспечения безопасности морского судоходства. При нападении на суда преступники нередко используют схожие орудия, средства и способы, прибегая к насилию или к угрозе его совершения в отношении людей. Правда, надо отметить, что при совершении актов терроризма преступники используют более широкий спектр орудий и средств, например взрывные устройства. Субъективная сторона этих преступлений характеризуется виной в форме прямого умысла, когда лица сознают общественно опасный характер своих действий, желают их совершения, преднамеренно совершают противоправные действия по отношению к объектам нападения. Если рассматривать территориальные пределы совершения актов пиратства, то это происходит в открытом море, тогда как акты международного терроризма – в пределах любых морских пространств. 
Акты международного терроризма, совершаемые на море, пиратство одинаково характеризуют значительная общественная опасность, так как в результате их совершения возможны тяжелые последствия (гибель судов и людей, существенное загрязнение морской среды и т.п.), а также осложнения в межгосударственных отношениях. Эти преступления оказывают значительное физическое и психическое воздействие на мировое сообщество, в прямом смысле «терроризируя» население прибрежных государств и лиц, участвующих в международном судоходстве, оказывают негативное воздействие на укрепление международных связей, затрагивают жизненно важные интересы государств в различные сферах. В то же время мировое сообщество выделяет пиратство в отдельный вид преступлений, предусматривая его особенный состав. Это, прежде всего, относится к мотивам и целям их совершения, носящим явно не политический характер. 
Рассматривая пиратство как социально опасное явление, необходимо указать, что причины и условия, детерминирующие данные преступления, круг лиц, их совершающих, весьма различны. Это обусловливает применение как общих, так и отличных способов и средств борьбы с данными видами преступлений, участие нередко различного состава компетентных органов государств. Ввиду этого рассмотрение вопроса о сходстве и различии пиратства и актов терроризма носит не только теоретический, но и прикладной характер. 
Примечателен тот факт, что пиратские действия и в целом пиратство охватываются составами преступлений, предусмотренных рядом антитеррористических и иных международных договоров. К их числу можно, например, отнести Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (далее – Конвенция 1988 г.), Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г. (далее – Конвенция 1979 г.), Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 г. Ранее об их применении в отношении пиратских действий почти никто не говорил. Данный вывод подтверждается рядом международных документов. В настоящее время, в связи с активизацией пиратства, особенно около берегов Сомали, необходимостью расширения международного сотрудничества и недостаточно разработанной международно-правовой базой возникла потребность в более эффективном использовании этих универсальных международных договоров на практике. Во многих документах ООН и ИМО содержится призыв к государствам активнее использовать положения Конвенции 1979 г. и Конвенции 1988 г. в борьбе с пиратством. Особое внимание следует обратить на Конвенцию 1988 г. и Конвенцию 1979 г., которые принято считать антитеррористическими. Хотя разработчики этих конвенций не преследовали цель борьбы с пиратством. Преступления, предусмотренные этими конвенциями, в большей мере относятся к актам международного терроризма, на что косвенно указывают мотивы, побудившие международное сообщество к их заключению, а также цели, для достижения которых разработаны эти документы. 
Цели и мотивы организаторов и участников незаконных актов, угрожающих безопасности морского судоходства, в Конвенции 1988 г. не указаны. Государства самостоятельно определяют и учитывают их в своем законодательстве. Следовательно, эти признаки могут быть самыми разнообразными и для квалификации таких незаконных актов, направленных против безопасности морского судоходства, как пиратство или терроризм, не имеют значения. Например, мотивами этих преступлений могут быть идейные позиции, месть правительству, международной организации, физическим или юридическим лицам, корысть. 
В то же время цель преступления – это один из основных признаков, позволяющий выделить акты пиратства или терроризма из общей массы преступлений. 
Знание мотивов и целей пиратской или террористической деятельности также позволяет глубоко изучить причины и условия существования этих общественно опасных явлений, а с точки зрения правоохранительной практики способствует своевременному выявлению, предупреждению актов терроризма и пиратства, проведению мероприятий по их пресечению. 
Таким образом, строго делать вывод о том, что Конвенция 1988 г. посвящена только борьбе с актами международного терроризма, нельзя, хотя это основная направленность указанных международных договоров. В Конвенции 1988 г. речь идет о незаконных актах, направленных против безопасности морского судоходства, и о других нападениях на морские суда, совершаемых как с террористическими, так и с другими целями, имеющими столь же опасные последствия. 
Между пиратством согласно Конвенции 1982 г. и преступлениями, предусмотренными Конвенцией 1988 г. и Конвенцией 1979 г., может иметь и некоторая взаимосвязь. Так, захват судна путем осуществления контроля над ним силой или угрозой силы, или путем любой другой формы запугивания (Конвенция 1988 г.), или акт насилия, задержания, или любой грабеж (Конвенция 1982 г.) могут перерастать в захват людей в качестве заложников (Конвенция 1979 г.). 
Таким образом, можно говорить о некотором сходстве пиратства с имеющими террористическую направленность преступлениями, угрожающими безопасности морского судоходства. В каждом конкретном случае необходим анализ совершенного деяния, соотнесение его с признаками преступлений, закрепленными в международных договорах, а также с методами и прежде всего с целями, присущими актам терроризма или пиратства. В то же время об этих преступлениях нельзя говорить как об одном и том же, прежде всего потому, что такие деяния относятся к различного рода общественно опасным явлениям.

Информация о работе Пиратство и морской терроризм: проблемы взаимосвязи