Понятие, источники и система дипломатического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Наличие в мире системы государств — объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами.

Содержание

Введение .............................................................................................................3
1. Дипломатическое право ................................................................................4
1. 1.Понятие, система и источники дипломатического права …….............4
1.2.Органы внешних сношений .......................................................................4
1.3.Состав и функции дипломатического представительства .......................6
1.4.Начало и прекращение дипломатической миссии ....................................7
1.5.Дипломатический корпус ............................................................................9
1.6. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства
и его сотрудников ...............................................................................................9
1.7.Обязанности дипломатического представительства и его сотрудников
в отношении государства пребывания .............................................................12
1.8. Дипломатическое право специальных миссий ........................................13
1.9. Дипломатическое право международных организаций ..........................15
1.10. Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций ...........................................................................18
Заключение ........................................................................................................21
Список используемой литературы ...................................................................22

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

учреждениями  с целью отражения их специфики.

     К этому следует добавить, что ООН заключила соглашения с США и Швейцарией о штаб-квартирах Организации на территориях этих двух стран (соответственно соглашения от 19 апреля 1946 г. и от 26 июня 1947 г.), а специализированные учреждения, в свою очередь, имеют соглашения с государствами, на территории которых расположены их штаб-квартиры (ЮНЕСКО — с Францией, ФАО — с Италией и т.д.). В этих соглашениях содержатся положения о привилегиях и иммунитетах представителей государств и должностных лиц соответствующих организаций.

     Необходимо подчеркнуть, что иммунитет представителей госу­дарств в международных организациях значительно шире, полнее, чем иммунитет должностных лиц. По существу он аналогичен дипломатическому, что имеет под собой серьезные основания. Главным здесь является то, что, как и в случае с дипломатическими представителями, в основе иммунитетов и привилегий представителей государств в международных организациях и в органах этих организаций лежит прежде всего право государств на международное представительство. Отсюда необходимость обладания этой категорией представителей максимально возможными привилегиями и иммунитетами, приближающимися к дипломатическим или аналогичными им.

     Вместе  с тем необходимо отметить, что, в отличие от дипломатических представителей, эти представители не аккредитованы при государствах пребывания и реализуют свои права на международное представительство не перед ними, хотя в них и находятся, а в рамках международной организации.

     Аналогичное положение складывается и в отношении  делегаций государств на международных конференциях, которые также не аккредитованы при государстве, на территории которого проводится конференция. Никто, разумеется, не может обязать государство стать страной пребывания. Но коль скоро государство взяло на себя такую роль, оно обязано обеспечить представителям государств в международных организациях и делегациям на конференциях соответствующие привилегии и иммунитета, которыми, конечно, они должны пользоваться добросовестно.

     Из  того факта, что эти представители не аккредитованы в государстве пребывания, а представляют свои государства в международной организации (органе, на конференции), вытекают по меньшей мере три правовых последствия:

а) их назначение не обусловливается получением агремана от организации или государства пребывания;

б) такие  представители не могут быть объявлены

persona non grata no правилам, применяемым в двусторонней  дипломатии;

в) по отношению к ним государство пребывания не может применять принцип взаимности [5].

     Согласно  ст. IV Конвенции о привилегиях  и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., представители государств-членов в главных и вспомогательных органах ООН (делегаты, их заместители, советники, эксперты и секретари делегаций) обладают практически всеми привилегиями, иммунитетами и льготами, какими пользуются дипломатические представители, иногда, однако в некоторых соглашениях привилегии несколько сужены.

     Так, соглашение ООН с США о штаб-квартире ООН, признавая в принципе за представителями государств в ООН и в специализированных учреждениях ООН право на дипломатические привилегии и иммунитеты, в то же время позволяет властям США возбуждать с согласия государственного секретаря дела против сотрудников представительств и должностных лиц ООН с целью предъявления им требования о выезде из Соединенных Штатов «при злоупотреблении своими привилегиями». Правда, в соглашении оговорено, что такое согласие может быть дано государственным секретарем США лишь после консультации с соответствующим государством - членом, ООН (когда дело касается представителя такого государства или члена его семьи) или после консультации с Генеральным секретарем или главным должностным лицом

специализированного учреждения, когда речь идет о его  должностных лицах.

     14 марта 1975 г. на конференции  ООН, созванной в Вене по  решению Генеральной Ассамблеи ООН, была принята Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

     Конвенция предусматривает свободу назначения посылающими государствами сотрудников постоянных представительств. В ней закреплены принципы полной

неприкосновенности  личности представителей государств в  международных

организациях  и на международных конференциях, помещений постоянных

представительств, жилых помещений делегаций, а также почты представительств и делегаций; четко очерчены правовой статус, привилегии и иммунитета постоянных представителей, постоянных наблюдателей, делегаций, а также наблюдателей в органах и на международных конференциях. Объем предоставляемых всем этим категориям представителей государств привилегий и иммунитетов приближается к дипломатическому. Конвенция не содержит положения о persona non grata в том его виде, который характерен для двусторонней дипломатии [4]. 

1.10. Особенности правового  статуса должностных  лиц и служащих и международных организаций

     В основе привилегий и иммунитетов  должностных лиц между­народных организаций лежит теория функциональной необходимости. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций устанавливает, что должностные лица ООН пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц; они ос­вобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в страну и от регистрации в качестве иностранцев. Они пользуются теми же

привилегиями  в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов; имеют право ввозить беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.

     Круг  лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами, определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам всех стран - членов ООН, поскольку эти привилегии и иммунитета должны предоставляться должностным лицам ООН на территориях всех стран — участниц Конвенции.

     Эксперты  ООН, выезжающие в командировки по поручению  Объединенных Наций, пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности, предоставляются: иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и со­вершенного ими при исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех бумаг и документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств, находящимся во временных служебных командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям [5].

     В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении с дипломатическими.

     Генеральный секретарь ООН, его заместители, а также жены этих лиц и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим

представителям.

     В Конвенции отмечено, что привилегии и иммунитета предос­тавляются должностным лицам ООН и экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный секретарь ООН не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Генерального секретаря право отказа от имущества принадлежит Совету Безопасности ООН [4].

                            

                           

                                                                            

       

                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Со  временем будет еще более возрастать интерес иностранных государств к России, ее богатствам и возможностям вложения инвестиций. Развитие экономического сотрудничества и международных связей регионов страны приведет к дальнейшему расширению дипломатических отношений России с зарубежными государствами, к появлению новых дипломатических учреждений на территории субъектов Российской Федерации.

     Поэтому знание основ  дипломатического права будет необходимо сотрудникам республиканских, краевых и городских администраций, работникам таможенных служб и правоохранительных органов [5].

                                                                            

      
 
 
 
 

09.08.2011 г.   _________________  В.А. Иванченко        (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Список использованных источников 

Нормативно-правовая

1. Конституция  Российской Федерации: [принята на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 г. (с изменениями на март 2004 г.)] // Российская газет. – 1993. – 25 декабря.

2. Всеобщая декларация прав человека: принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1945 г. // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.

3. Венская  конвенция о правоприемстве государств  в отношении догворов: от 17 декабря  2006 г. // Международное право в  документах: сост. Г. М. Мелков. –  М.: Профобразование, 2007.

Научная, учебная, учебно-методическая

4. Игнатенко, Г.В. Международное право: учебник для вузов // Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. – 2-е издание. – М.: Инфра- М, 2005. – 390 с.

5. Международное право. Вопросы и ответы // составил: Р.А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. – М.: Юрлитин- форм, 2005. - 362

6. Теория международного права // Тункин Г.И –М.: Зерцало, 2004.- 398с.

Дополнительная  информация

7. Справочно-информационная система «Консультант плюс».

8. Компьютерные базы данных «Гарант», «Кодекс».

Информация о работе Понятие, источники и система дипломатического права