Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:21, лекция

Описание работы

Международное право - система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Сущность международного права - оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

Работа содержит 1 файл

лекции по МП.docx

— 153.55 Кб (Скачать)

Правовое положение беженцев

Согласно Конвенции о  статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее.

Имеется Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

В качестве беженцев не рассматриваются  лица, виновные в совершении:

  • преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности;
  • тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;
  • деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.

Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы. Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.

Особое внимание Конвенция  уделяет социальному обеспечению  и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься  с собственных граждан.

  1. Международно-правовая защита прав человека

Межд.-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют межд. стандартами (МС) в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.).

В соответствии с Уставом  ООН государства обязуются соблюдать МС прав человека. Вопрос соблюдения прав человека отнесен к внутренней компетенции государства. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) государства должны приложить минимальные усилия - принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки.

МС могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и  региональными. Региональные стандарты вытекают из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса).

МП обязывает государство  обеспечить реализацию прав индивида. В исключительном случае, если государство не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, МП предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи межд. органов. Существует два уровня межд. защиты прав человека:

  • универсальный;
  • региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет - ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ).

Примером регионального  уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам человека. Право на обращение в данную комиссию имеют государства, а также отдельные индивиды.

После рассмотрения дела в  комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. Обеспечение исполнения решений указанных органов возложено на Комитет министров Совета Европы.

Существует три основные меры контроля за соблюдением прав человека:

  • рассмотрение в ООН периодических докладов государств;
  • рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;
  • рассмотрение индивидуальных петиций.
  1. Понятие и источники дипломатического и  консульского права

Право внешних сношений регулирует официальные межгосударственные отношения.

Дипломатическая деятельность организуется через систему органов  внешних сношений:

Внутригосударственные:

  • Глава государства
  • Парламент
  • Премьер-министр
  • Министр ИД
  • Ведомства и службы, компетентные во внешних сношениях

Зарубежные:

  • Дипломатические и консульские представительства
  • Торговые представительства
  • Представительства государств при международных организациях
  • Делегация  на м/н конференциях
  • Специальные мисссии

Основными институтами права  внешних сношений являются дипломатическое  и консульское право.

Дипломатическое право необходимо для реализации государством права посольства, которое состоит из:

  • активного права - это право государства открывать дипломатические представительства за рубежом;
  • пассивного права - это право государства принимать иностранные посольства.

Дипломатические отношения  — основная форма поддержания  официальных отношений между  государствами в соответствии с  нормами международного права и  практикой международного общения.

Дипломатическое право состоит  из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

  • Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.;
  • Конвенции о специальных миссиях 1969 г.;
  • Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся межд. защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Консульское право - совокупность норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консульские отношения представляют собой межд. административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого.

Консульское право состоит  из норм обычного права, которые кодифицированы в следующих конвенциях:

  • Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.);
  • различных двусторонних консульских конвенциях между государствами.

Консульские отношения могут  существовать и при отсутствии между государствами дипломатических отношений (например, в случае признания государства де-факто). Тем не менее установление дипломатических отношений влечет за собой и признание разрешения консульских отношений.

  1. Дипломатические представительства: понятие, виды, функции

Дипломатическое представительство (ДП) - это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними.

Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией. По прибытии в страну пребывания представитель должен получить агреман - согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания вправе отказаться без мотивировки от выдачи агремана. После получения агремана дипломатический представитель получает от главы своего государства верительную грамоту - документ, удостоверяющей его полномочия, которые затем вручаются главе государства назначения. Один экземпляр верительной грамоты вручается главе МИДа, другой - главе государства.

Миссия ДП прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны пребывания (признание представителя persona поп grata).

ВидыДП.

1.Посольство - во главе стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол.

2.Миссия - во главе стоит  Посланник или Поверенный в  делах.

Функции ДП.

1.Представительская: представляет свое государство в стране пребывания.

2.Защитная - защита своих граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории представляемого государства, находящихся на территории государства пребывания представительства.

3.Информационная.

4.Консульская - ДП вправе осуществлять консульские функции.

Дип. корпус - совокупность дипломатических представителей на территории государства пребывания. Во главе дипл. корпуса стоит декан, которым, как правило, является дипл. представитель, старейший по времени нахождения в стране по отношению к другим аккредитованным представителям ранга.

  1. Консульские представительства: понятия, виды, функции

Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего межд. соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

Аккредитуя  консульское должностное лицо, государство  снабжает его документом, именуемым  консульским патентом. На его основании  государство пребывания выдает документ о праве заниматься консульской деятельностью. Этот документ называется экзекватурой.

Два вида консульских учреждений:

  • консульские отделы дипломатических представительств
  • самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

Классы консульских учреждений:

•генеральные консульства;

•консульства;

•вице-консульства;

•консульские агентства.

Соответственно именуются  и главы консульских учреждений.

Консульские должностные лица - генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки.к будущей службе (стажер).

Помимо всего прочего, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов.

  • Институт почетных консулов известен мировой практике давно;
  • Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица.

Функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

  1. Привилегии  и иммунитеты персонала дипломатических  представительств

Дип. корпус - совокупность дипломатических представителей на территории государства пребывания. Во главе дипл. корпуса стоит декан (дуайен), которым, как правило, является дипл. представитель, старейший по времени нахождения в стране по отношению к другим аккредитованным представителям ранга.

Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотрудникам. Иммунитеты - это  изъятия представительства и  его сотрудников из юрисдикции и  принудительных действий со стороны  государства пребывания.

Различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.

Дипломатические представительства  пользуются следующими привилегиями и  иммунитетами:

1.Неприкосновенность помещения дипломатического представительства.

2.Неприкосновенность транспортного средства дипломатического представительства.

3.Неприкосновенность архивов дипломатического представительства.

4.Фискальный иммунитет (представительства и его члены освобождаются от всех видов налогов и обязательных платежей в связи со своей деятельностью).

5.Право использовать свой государственный флаг и герб, вправе осуществлять внеочередную телефонную, телеграфную и иную связь, включая возможность использования кодов.

6. сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.

Сотрудники представительства  пользуются следующими привилегиями и  иммунитетами:

1) личность дипломатического  агента неприкосновенна. Дипломат  не подлежит аресту или задержанию  в какой-либо форме;

2) частная резиденция дипломатического  агента неприкосновенна;

3) дипломатический агент  пользуется иммунитетом от уголовной  юрисдикции государства пребывания;

4) дипломатический агент  пользуется иммунитетом от гражданской  и административной юрисдикции  государства пребывания, кроме:

  • вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;
  • исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;
  • исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

 

5) Дипломат не обязан давать свидетельские показания.

6) Таможенный иммунитет дипломата.

 

Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, неприменимые к дипломатическим предтавителям.

Информация о работе Понятие, сущность и значение международного права в современных условиях