Права человека и ребенка в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:59, реферат

Описание работы

В международном плане права человека получили бурное развитие во второй
половине XX века. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только
узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и
разработав международный механизм для защиты прав человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…...2
Глава 1 Теория прав человека и ее использование в международном праве……………………………………………………………………………………….....3

Глава 2 Востребованность правового оформления прав человека и ребенка……………………………………………………………………….……………....7

Глава 3 Процесс стандартизации прав человека и ребенка в международном и
российском праве. …………………………………………………………………………10

Глава 4 Процесс закрепления в российском законодательстве международных
стандартов о правах ребенка………………………………………………………….…...14

Заключение …………………………………………………………………………….…22

Список использованных источников и литературы ……………………………..…23

Работа содержит 1 файл

Международное право.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

            Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ 
и Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп: 
1. К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на 
жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п. 
2. Ко второй группе относится права ребенка на семейное 
благополучие. 
3. К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие 
его личности.

4. Четвертая группа  права призвана обеспечить здоровье  детей.

5. Пятая группа прав  ориентирована на образование  детей и их 
культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, 
право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право 
свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

6. Шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической 
и другой эксплуатации, от привлечения к производству и 
распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и 
обращения с детьми в местах лишения свободы.

 
При рождении ребенка между ним  и его родителями сразу возникают 
определенные отношения. Один из этих отношений регулируются нормами морали 
и правилами совместного проживания людей, другие - нормами права, в 
частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок 
вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и 
имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и 
детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок 
устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. 
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть 
личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на 
жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих 
родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, 
право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и 
уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое 
право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, 
дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. 
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного 
кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество 
присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей. 
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 
Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных 
интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в 
случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, 
прокуроров, судей защищать права детей.

         Следовательно, можно говорить о том, что в действующем семейном 
законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под 
которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет 
(совершеннолетия). 
   

          В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии с 
которым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют 
права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие 
совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному 
согласию (ст. 60 Семейного законодательства РФ).

 
         Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. 
Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о 
взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то 
такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся 
на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих 
случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей. 
Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются судом 
ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - 
одной трети, на трех и более детей половины заработка и (или) иного дохода 
родителей. В соответствии с постановлением правительства Российской 
Федерации от 18 июля 1996 года N 841 удержание алиментов на содержание 
несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы 
(денежного вознаграждения) и дополнительного вознаграждения, как по 
основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые 
получают родители в денежной и натуральной форме. Закон предусматривает возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме. В этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя из максимального возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других обстоятельств, влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего. В соответствии с действующим законодательством средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке, присуждаются до достижения детьми совершеннолетия.  
        Родители-воспитатели, желающие взять детей в свою семью должны 
заключить договор с органами опеки и попечительства. Этот договор должен 
предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью, 
условие содержания этого ребенка, условия воспитания и образования ребенка, 
права и обязанности родителей, обязанности по отношению к приемной семье 
органа опеки и попечительства, а также основание и последствия прекращения 
такого договора.

       Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о 
его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые 
условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной 
жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед 
обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, 
защищают его права и интересы.

         Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с 
интересами ребенка. В соответствии с Положением о приемной семье в нее 
могут передаваться дети (ребенок) оставшиеся без попечения родителей:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в 
родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно 
отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично 
осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без 
попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических 
учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных 
учреждениях. 
            Важно, что при передаче ребенка в приемную семью на воспитание орган 
опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка. 
Обязателен учет мнения ребенка при его передаче в приемную семью, а если 
ребенку исполнилось 10 лет, то необходимо его согласие. 
Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их 
количество будет увеличиваться по мере создания государством условий для их 
нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие определенных 
льгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям. 
Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции 
РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и 
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального 
образования в государственных или муниципальных образовательных 
учреждениях и на предприятиях. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который 
сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) 
установленных государством образовательных уровней (образовательных 
цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и 
подтверждение им установленного государством образовательного уровня 
(ценза), которое удостоверяет соответствующим документом. Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования регулируются законодательством об образовании. Основными источниками этого законодательства являются Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании, а такие законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования». Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования. Формы получения образования могут быть разные. Законодательство 
предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также 
форму семейного образования, самообразования и экстернат. Следовательно, 
право выбора конкретной формы получения образования остается у гражданина. 
            Подавляющее большинство граждан России получают образование в 
образовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены 
законодательством об образовании и включают в себя: дошкольные, 
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего 
(полного) общего образования); учреждения начального профессионального, 
среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского 
профессионального образования и др. Очевидно, что применительно к несовершеннолетним основными типами образовательных учреждений являются общеобразовательные – начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Именно в их обучается подавляющее большинство детей. 
           В соответствии с действующим законодательством образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений). В действительности, большинство образовательных учреждений в нашей стране являются муниципальными и государственными, по названию органов, которые их учредили.

 
       Именно учредители (муниципалитет, государство...) устанавливают порядок 
приема граждан в образовательные учреждения на ступени начального общего, 
основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального 
образования. 
         Этот порядок должен обеспечить прием всех граждан, которые проживают на 
самой территории и имеют право на получение образования соответствующего 
уровня. 
         Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме 
гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и 
(или) его родителей (законных представителей) с уставом этого учреждения и 
другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном 
учебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них) пришли с 
ребенком в школу, с тем, чтобы записать в нее ребенка, их знакомство со 
школой должно начинаться с ознакомления с уставом и другими документами, а 
обязанность ознакомить - лежит на администрации школы. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Что же касается среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, которые можно получить в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то их также можно получить бесплатно, но только на основе конкурса. Однако условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать отчисление наиболее способных и подготовленных. Вне конкурса в соответствии действующим законом, при успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно- 
трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих 
образовательных учреждениях. В соответствии с действующим законодательством 
гражданам, поступающим в образовательные учреждения предоставлена 
возможность обучаться на родном языке. Определение языка, на котором 
ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе 
этого учреждения.

 
        Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) 
являются обязательными для всех учащихся. Однако, действующее 
законодательство об образовании требование обязательности основного 
общего образования применительно к каждому конкретному 
обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует 
таким образом, что оно - требование, сохраняет силу до достижения им 
(школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если 
такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение 
позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его 
желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) 
права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И 
наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, 
и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел 
оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного 
учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому, 
что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен 
предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования 
во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения - 1 8 лет. 
       Говоря о возможности исключения за совершение противоправных действий, закон имеет в виду, прежде всего, совершение учащимся преступлений. По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Вместе с тем уголовный закон предусматривает случаи, когда уголовная ответственность поступает с 14-летнего возраста. Что же это за случаи? Четырнадцатилетние подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния, перечень которых содержит в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ. Для нас важно отметить, что за совершение любого преступления учащегося могут исключить из образовательного 
учреждения. Очевидно, что под противоправным действием, можно рассматривать и 
совершенное учащимся образовательного учреждения административного 
правонарушения. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к 
моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцать 
лет. Административное законодательно определяет перечень правонарушений, 
ответственность за совершение которых наступает с 16-летнего возраста. 
            В последние годы в юридической науке стали активно исследоваться 
проблемы ювенальной юстиции. В российской правовой печати появился ряд 
работ с подробной информацией о международных стандартах в области 
отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, деятельности детских 
судов. В развитии зарубежных стран, история становления функционирования 
аналогичных судебных органов в дореволюционной России. 
Они явились важной составной часть уже о правосудии для 
несовершеннолетних. 
      Правительство РФ, подписав международные документы ООН, взяло на себя обязательства принимать соответствующие этим документам – акты, а также поощрять различные действия неправительственных организаций по деятельности в области детства.

        Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским Кодексом РФ и Семейным 
Кодексом РФ. Это права на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав, 
на семейное благополучие, на свободное развитие личности ребенка, на 
обеспечение здоровья детей, на образование детей и их культурное развитие. 
Также Закон «Об образовании» раскрывает общественные отношения, 
связанные с организацией образования и получением образования. 
В последние годы в юридической науке стали активно исследовать проблемы 
ювенальной юстиции.

 

Заключение

    Проблема защиты прав ребенка для  России всегда была болезненной.        Нарушения прав этой конкретной категории населения стали особенно распространенными за последние несколько лет. В ситуации, когда сам ребенок или его юридические представители ничего не могут сделать для защиты его прав на национальном уровне, единственным выходом остается обращение в наднациональные институты защиты прав человека. Защита прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц. Тем не менее нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Семейный кодекс РФ;
  3. Уголовный кодекс РФ;
  4. «Международное право» - Каламкарян Р.А. 2006г.;
  5. «Международное право» - Ю.И Мигачёв 2004г.;
  6. «Основы международное право» - Филиппов Н.П.2008г.;
  7. «Основы следственно-судебной практики» - Н.А. Гуковская 2003г.;
  8. «Основные направления в судебной практике» - Г.М. Миньковский 2004г.

Информация о работе Права человека и ребенка в международном праве