Право международной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:25, реферат

Описание работы

Задача обеспечения международной безопасности в конечном итоге сводится к решению проблем, связанных с выработкой и реализацией политико-правовых средств предотвращения войн и вооруженных конфликтов, поддержания или восстановления международного мира. В самом широком плане весь нормативный материал современного международного права направлен на решение этих проблем. В более узком смысле решению задачи обеспечения мира служат нормы права международной безопасности, основное назначение которых так или иначе связано с реализацией принципа неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях.

Содержание

Введение
1. Понятие права международной безопасности
1.1. Специальные принципы международной безопасности
1.2. Всеобщая система коллективной безопасности
1.3. Региональные системы коллективной безопасности
2. Меры доверия
2.1. Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 39.01 Кб (Скачать)

Планы применения вооруженных  сил составляются Совете Безопасности с помощью Военно-Штабного Комитета, который создается для того, чтобы  давать советы и оказывать помощь Coвету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также Регулированию вооружений и к возможному разоружению. Военно-Штабной Комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации, не представленный постоянно в Комитете, приглашается Комитетом сотрудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей Комитета требует участия этого члена Организации в работе Комитета. Военно-Штабной Комитет, находясь в подчинении Совета Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности. Вопросы, относящиеся к командованию такими силами, должны быть разработаны позднее.

Устав ООН не затрагивает  неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение  на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания  международного мира и безопасности. Меры, принятые членами Организации  при осуществлении этого права  на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении принятия в любое  время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания  или восстановления международного мира и безопасности.

1.3. Региональные системы коллективной безопасности

Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется гл. VIII Устава ООН «Региональные соглашения», документами этих организаций и другими международно-правовыми документами.

В соответствии с Уставом  ООН члены региональной организации, заключившие такие соглашения или  составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для  достижения мирного разрешения местных  споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в  Совет Безопасности. Совет Безопасности должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов либо инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе.

Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности.

Региональные системы  коллективной безопасности характеризуются  следующими чертами:

· закрепляется обязательство  участников договора решать споры между  собой исключительно мирными  средствами;

· предусматривается  обязанность участников оказывать  индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;

· о принятых мерах  коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;

· в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует  в пределах заранее определенного  района, указанного в соглашении сторон;

· принятие новых государств в установленную договором систему  безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.

К региональным системам коллективной безопасности относятся:

1) Система коллективной  безопасности в рамках СНГ

В соответствии с Договором  о коллективной безопасности 1992 г. Соглашением  об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г. (участвуют  Армения, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Узбекистан) в  рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности. Место пребывания Совета -- Москва.

В состав Совета входят главы государств-участников и Главнокомандующий  ОВСС. Решением Совета назначается  Генеральный секретарь Совета, а  также Главнокомандующий вооруженными силами государств -- участников Договора.

Совет, в частности, устанавливает и предпринимает  меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах  немедленно извещается Совету Безопасности ООН.

В рамках СНГ созданы  также Объединенные вооруженные  силы Содружества -- войска, силы и органы управления ими, выделенные из вооруженных  сил государств Содружества и  оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, однако остающиеся непосредственном подчинении органов военного управления своих государств.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной  целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества  осуществляют взаимные консультации для  принятия мер, по устранению возникшей  угрозы включая миротворческие операции и использование, вооруженные сил  в порядке осуществления права  на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН. Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

2) Организация американских  государств

Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании  Межамериканского договора о взаимной помощи 1947г., Устава ОАГ 1948 г., Межамериканского договора о мирном разрешении международных  споров 1948 г. В 60 --70-х гг. в Договор 1947 г. и Устав ОАГ были внесены  существенные изменения.

Целями ОАГ являются достижение мира и безопасности на Американском континенте, укрепление солидарности и сотрудничества, защита территориальной целостности, организация  совместные выступлений в случае агрессии, мирное разрешение споров.

Членом ОАГ может  быть любое американское государство, ратифицировавшее его Устав. В настоящее  время в ОАГ участвую все государства  Америки, за исключением Канады и  Кубы.

В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одного из американских государств рассматривается  как агрессия против всех остальных. Устав дает расширительный перечень случаев, когда государства вправе применять меры «законной коллективной самообороны»: если неприкосновенность или целостность территории, или  суверенитет, или политическая независимость  любого американского государства  будет нарушена посредством вооруженного нападения или акта агрессии, или  внутриконтинентального конфликта  между американскими государствами, или в результате ситуации, которая  может поставить под угрозу мир  Америке.

В отличие от других региональных систем коллективной безопасности, Устав ОАГ не предусматривает  обязанности ОАГ извещать Совет  Безопасности ООН о принятых мерах  военного характера, что, как представляется, не согласуется с положениями  Устава ООН.

Структура ОАГ более  сложна, чем у других региональных организаций.

Высшим органом  ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства -- члены ОАГ.

Для рассмотрения проблем  срочного характера создано Консультативное  совещание министров иностранных  дел. При нем учрежден Консультативный  комитет обороны для координации  деятельности участников по вопросам военного сотрудничества.

В функции Совета ОАГ, состоящего из представителей государств -- членов ОАГ, входит ознакомление со всеми  межамериканскими договорами, заключаемыми государствами ОАГ, разработка проектов конвенций в рамках ОАГ, обеспечение  работы т.н. Панамериканского Союза, оказание содействия связям с ООН и т.д.

Генеральный секретариат  ОАГ (ранее -- Панамериканский Союз) возглавляет Генеральный секретарь  ОАГ, избираемый на пять лет.

Помимо главных  органов в ОАГ существуют вспомогательные  структуры: специализированные конференции  и специализированные организации (межамериканская комиссия по правам человека, межамериканский юридический  комитет и т. д.).

3) Северо-Атлантический  договора (НАТО)

Северо-Атлантический  договор был подписан в 1949 г. Первоначальными  участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего -- 26 государств. В настоящее время в НАТО 16 членов.

Согласно положениям Северо-Атлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение  против всех них; если такое нападение  произойдет, каждый участник будет  помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение, как  на территории государств-членов, так  и на их суда и самолеты в определенном районе.

О всяком таком нападении  и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН, который  принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

В соответствии с Договором  создается Совет НАТО, в котором  представлены все члены. Совет учреждает  вспомогательные органы - Комитет  обороны, Комитет начальников штабов и др. Вступить в НАТО, согласно положениям Договора, может любое другое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, по соглашению всех сторон.

4) Договор об обороне  Юго-Восточной Азии

Договор об обороне  Юго-Восточной Азии был подписан в 1954 восемью государствами (США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). Согласно положениям Договора (ст. 4), в случае вооруженного нападения против одной  из сторон в районе, охватываемом Договором, государства-участники обязаны оказывать  индивидуальную и коллективную помощь в отражении агрессии в соответствии со своими конституционными положениями. При этом понятие «район охватываемый договором» включает все территории азиатских участников договора и  район юго-западной части Тихого океана. О принятых мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.

Для рассмотрения вопросов реализации положений договора создается  Совет. Стать участником Договора можно  с единодушного согласия всех его  членов.

2. Меры доверия

Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер  доверия. Меры доверия представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях  снижения военной опасности и  обеспечения доверия между государствами.

Действующая в Европе система мер доверия основана, прежде всего, на положениях документов СБСЕ и включает в себя как меры по обеспечению взаимодействия и  связи между государствами, так  и уведомление о военной деятельности, и направление наблюдателей на военные  учения.

Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. предусматривает осуществление  следующих мер доверия между  государствами СБСЕ:

· предварительное (за 21 день) уведомление о крупных  военных учениях, в которых участвуют  свыше 25 000 чел.;

· обмен наблюдателями  на военных учениях;

· предварительное  уведомление о крупных передвижениях  войск.

Меры доверия, зафиксированные  в Заключительном акте, усовершенствованы  Итоговым документом Стокгольмской  конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения  в Европе 1986 г.

Документ, в частности, устанавливает:

предварительное (за 42 дня) уведомление об определенных видах военной деятельности (например, уведомлению подлежит военная деятельность, в которой участвуют свыше 13 000 чел., 300 танков, или 5000 десантников);

осуществление наблюдения и контроля за определенными видами военной деятельности. Государства  приглашают наблюдателей из всех других участников за деятельностью, в которой  участвуют свыше 17 000 военнослужащих или 5000 десантников. При этом наблюдателям во время выполнения их функций предоставляются  дипломатические привилегии и иммунитеты, обязательный обмене ежегодными планами  военной деятельности, подлежащей уведомлению;

запрет проводить  деятельность, подлежащую уведомления  не включенную в соответствующие  планы;

обеспечение проверки соблюдения мер доверия. Государства  СБСЕ вправе проводить по запросу  инспекции в зоне применения мер  доверия (но не более трех в год  и не более одной от каждого  участника).

Венские документы  СБСЕ 1990 и 1992 гг. существенно расширили  как перечень мер доверия, так  сферу их применения и стоящее  время система мер доверия  включает в себя новые институты (инспекции на месте, технический  контроль и т. д.).

2.1. Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности

Важным международно-правовым средством обеспечения международной  безопасности является нейтралитет. В  современных международных отношениях существуют следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный, традиционный и договорный.

Информация о работе Право международной безопасности