Правовой режим мирового океана

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:11, реферат

Описание работы

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств
и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Содержание

Введение 2
Виды морских пространств и их правовой режим 3
Внутренние воды 3
Территориальные воды (территориальное море) 4
Открытое море 7
Прилежащая зона 14
Континентальный шельф 14
Морское дно за пределами национальной юрисдикции 16
Правовое положение судов и военных кораблей 18
Международно-правовые вопросы безопасности плавания 20
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

Правовой режим мирового океана.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.  открытое  море  свободно  для

всех  государств,  как  прибрежных,  так  и  не  имеющих   выхода   к   морю

(внутриконтинентальных).

 

 

       Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю.  С

этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к  морю,

о  транзите  через  их  территорию,  доступе   к   морским   портам   и   их

использовании.

 

 

       Никакое государство не вправе претендовать на  подчинение  какой-либо

части открытого моря своему суверенитету.

 

 

       Режим свободы открытого моря включает:  а)  свободу  судоходства;  б)

свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;  г)

свободу возведения искусственных островов и  других  установок;  д)  свободу

рыболовства и промысла; е) свободу научных исследований.

 

 

       Каждое,  государство  обязано  осуществлять  эти  свободы  с  учетом

требований норм международного права и интересов других государств.

 

 

       Свобода  судоходства   означает,   что   каждое   государство,   как

прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то,  чтобы  суда

под его флагом плавали в открытом море.

 

 

       Суда имеют национальность того государства, под флагом которого  они

вправе плавать.  Порядок  и  условия  предоставления  своей  национальности

судам, регистрации судов и предоставления права плавать под флагом того или

иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что

оформляется соответствующими  документами.  Между  государством  и  судном,

которое  несет  его  флаг,  должна  быть   реальная   связь.   В   практике

международного морского судоходства нередко использование "удобного" флага.

Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной

в одном государстве, а плавает под флагом  другого.  Такое  положе-  .  ние

объясняется тем, что некоторые государства предусматривают  упрощенный  или

льготный режим регистрации,  предоставления  права  на  флаг,  эксплуатации

судна (Либерия, Панама, Мальта и др. .

 

 

       В  открытом  море  судно   подчиняется   исключительной   юрисдикции

государства,  флаг  которого  оно   несет.   Государство   осуществляет   в

административных, технических  и  социальных  вопросах  свою  юрисдикцию  и

контроль в отношении  судов,  капитана  и  экипажа,  ведет  регистр  судов,

принимает  меры  для  обеспечения  безопасности  мореплавания,   организует

квалифицированное  расследование  каждой   серьезной   аварии   или   иного

навигационного инцидента в открытом море  с  участием  плавающего  под  его

флагом судна. Уголовное или дисциплинарное  преследование  против  капитана

или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными  или

административными властями государства флага.

 

 

       Конвенция предусматривают  ряд  исключений  из  указанного  принципа.

Военный корабль вправе подвергнуть  осмотру  иностранное  судно,  если  есть

разумные основания подозревать, что:  1)  судно  занимается  пиратством;  2)

судно занимается  работорговлей;  3)  судно  занимается  несанкционированным

радио- и  телевещанием;  4)  судно  не  имеет  национальности;  5)  судно  в

действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя  на

нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.

 

 

       Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на  правилах,

установленных международными договорами.

 

 

       Например, Международной конвенцией по  охране  подводных  телеграфных

кабелей  1884  г.  предоставлено  право  военным  кораблям  преследовать   и

останавливать суда, подозреваемые в  разрыве  или  повреждении  телеграфного

кабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять  протокол  о

допущенном судном нарушении.

 

 

       Возможно также преследование "по горячим следам" иностранного  судна,

если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы  и  правила

прибрежного государства в водах, находящихся под его  юрисдикцией.  Условием

для  осуществления  преследования  в  открытом  море  военным  кораблем  или

военным  летательным  аппаратом   прибрежного   государства   является   его

непрерывность, т. е. оно должно быть  начато  в  морских  пространствах,  на

которые  распространяется  юрисдикция  этого  государства,  и  продолжено  в

открытом море. Такое преследование  прекращается,  как  только  преследуемое

судно войдет в территориальное море своего или иного государства.

 

 

       Какие-либо акты вмешательства в открытом  море  в  отношении  военных

судов  и  государственных  судов,  состоящих   на   некоммерческой   службе,

недопустимы.

 

 

       В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных  интересов

государств  международно-правовыми  нормами  предусматривается  ряд  мер  по

предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.

 

 

       Каждое государство, согласно  Конвенции  1982  г.  обязано  принимать

эффективные действия по предотвращению перевозки  рабов  на  судах,  имеющих

право плавать под его флагом (ст. 39).

 

 

       Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления,  как

пиратство.  Под  пиратством  понимается  любой  неправомерный  акт  насилия,

задержания или грабежа частновладельческих судов или  летательных  аппаратов

в  открытом  море,  направленный  против  другого  судна  или   летательного

аппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

 

 

       Любое государство может  захватить  пиратское,  судно  или  пиратский

летательный аппарат в открытом море или другом месте вне  юрисдикции  какого

бы то ни было  государства,  аре  стовать  находящихся  на  этом  судне  или

летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем  имущество  (ст.  19

Конвенции об открытом море и ст. 105 Конвенции по морскому праву).  Судебные

органы государства, совершившего  захват,  могут  выносить  постановления  о

наложении наказаний  и  определять  меры,  которые  должны  быть  приняты  в

отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.

 

 

       Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли

наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом

море. Если государство имеет основание считать, что  судно,  плавающее  под

его флагом,  занимается  незаконной  торговлей  наркотическими  или  психо-

тропными веществами, оно может просить другие государства о  сотрудничестве

в пресечении такой незаконной торговли.

 

 

       Государства  сотрудничают  также  в  пресечении  несанкционированного

вещания из открытого моря. Несанкционированное  вещание  означает  передачу

звуковых радио-  или  телевизионных  .программ  с  судна  или  установки  в

открытом  море,  предназначенных  для  приема   населением,   в   нарушение

международных правил регулирования электросвязи, распределения  радиочастот

и   др.   Передача   сигналов   бедствия   не   может   расцениваться   как

несанкционированное вещание.

 

 

       Лицо,   занимающееся   несанкционированным   вещанием,   может   быть

привлечено к ответственности в суде:

 

 

       а) государства флага судна;

 

 

       б) государства регистрации установки;

 

 

       в) государства, гражданином которого является это лицо;

 

 

       г) государства, на территории которого могут приниматься передачи;

 

 

       д)  государства,  санкционированному  радиовещанию  которого  чинятся

помехи.

 

 

       Правовой режим судоходства в открытом море  включает  также  правила,

предусмотренные соглашениями об оказании  помощи,  об  охране  человеческой

жизни на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, о

предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды и др.

 

 

       Свобода полетов предполагает, что  воздушные  суда  всех  государств

имеют право осуществлять  полеты  в  воздушном  пространстве  над  открытым

морем. Государства обязаны принять меры по обеспечению безопасности полетов

своих воздушных  судов  над  открытым  морем.  Воздушные  сообщения  должны

осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству

и использованию моря в иных целях.

 

 

       Свобода прокладки кабелей и трубопроводов  признается  Конвенцией  по

морскому праву  1982  г.  за  всеми  государствами.  Соответствующее  право

распространяется  на  дно  открытого  моря  за  пределами  континентального

шельфа.

 

 

       При  прокладке  новых  кабелей  и  трубопроводов  государства  должны

принимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и  трубопроводы  и

по возможности не создавать  препятствий  свободе  использования  открытого

моря.

 

 

       Свобода возведения искусственных установок и островов  осуществляется

как в водной части океана — открытом море (возведение островов,  установок,

сооружений, их эксплуатация), так и на  его  дне  —  в  Районе  (извлечение

полезных ископаемых с поверхности дна  и  его  недр  с  помощью  установок,

сооружений, механизмов и т. д.).

 

 

       Свобода рыболовства (право промысла) в  открытом  море  предоставлена

всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств,  в

том числе в отношении интересов прибрежных государств  (ст.  116  Конвенции

1982 г.).  Свобода  рыболовства  включает  и  другие  виды  промысла  живых

ресурсов.

 

 

       В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств  на

промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по  его

регулированию  в  целях  сохранения  живых  ресурсов  моря  на  определенном

уровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении  живых  ресурсов

моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.

 

 

       Меры по регулированию промысла и сохранению  запасов  живых  ресурсов

моря,   которые   предусматриваются    многосторонними    и    двусторонними

соглашениями: а) определение допустимого улова  с  учетом  новейших  научных

данных (соглашения по регулированию промысла); б) регулирование  промысла  в

определенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых  ресурсов

Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении  живых

ресурсов в Балтийском море и  Бельтах  1973  г.  и  др.);  в)  регулирование

промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о  сохранении  котиков  в

северной  части  Тихого  океана  1957   г.,   Конвенция   по   регулированию

китобойного  промысла  1949  г.,  Международная   конвенция   о   сохранении

атлантических тунцов 1966 г.).

 

 

       В  задачу  создаваемых  государствами  органов  входит   исследование

морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию  таким  образом,

чтобы не допустить истребления  (Комиссия  по  рыболовству  в  Юго-Восточной

Атлантике,  Комиссия  по  рыболовству  в  Балтийском   море,   Международная

конвенция по сохранению атлантических тунцов и др.).

 

 

       Свобода  научных  исследований  регламентируется  Конвенцией  ООН  по

морскому праву 1982 г. Все государства  независима  от  их  географического

положения, а также компетентные международные организации вправе  проводить

морские науч-' ные исследования (ст. 238).

 

 

       Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях,

надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех

другим видам использования моря.

 

 

       Государства  и  компетентные  международные  органы   и   организации

сотрудничают путем заключения двусторонних и  многосторонних  соглашений  в

создании  благоприятных   условий   для   проведения   совместных   научных

исследований явлений и процессов, происходящих в морской среде.

 

 

       Прилежащая зона

 

 

       Прилежащая зона  —  это  зона  открытого  моря  ограниченной  ширины,

примыкающая к территориальному морю прибрежного государства.  Государство  в

прилежащей зоне осуществляет  свою  юрисдикцию  в  целях  обеспечения  своих

таможенных,  санитарных,  иммиграционных  и  иных  правил.  По  Конвенции  о

территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.  ширина  прилежащей  зоны  не

может превышать 12 миль от тех же исходных линий, от  которых  отмеряется  и

территориальное море. Иными словами,  право  на  прилежащую  зону  имеют  те

государства,,  территориальное  море  которых  меньше  12   миль.   Согласно

Конвенции по морскому праву 1982 г.,  прилежащая  зона  распространяется  на

расстояние до 24 миль.

 

 

       Цель  установления  прилежащей  зоны  —   предотвращение   возможного

нарушение  законов  и  правил  прибрежного  государства   в   пределах   его

территориальных  вод  и  наказание  за  нарушение  этих  законов  и  правил,

совершенное  в  пределах  его   территории.   В   последнем   случае   может

осуществляться преследование по горячим следам.

 

 

       Континентальный шельф

 

 

       Континентальный шельф  —  это  затопленная  морем  часть  материковой

Информация о работе Правовой режим мирового океана