Правовой статус космонавтов и космических объектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:33, реферат

Описание работы

Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. Однако эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля ≪Аполлон≫ на Луне (июль 1969 г.).

Содержание

Введение………………………………………………………..……………….3

Глава I …………………………………………………………………………..4

Глава II…………………………………………………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………….13

Библиографический список…………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

реферат3.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     Государства и межправительственные организации, осуществляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать меры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения имущества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее возможность причинения ущерба сохраняется. С целью регулирования этого вопроса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Она устанавливает принцип абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает. Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, которому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам. Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее государство, выплатившее компенсацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.9

     Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъектами выступают государства. Именно государство несет ответственность за космическую деятельность не только государственных учреждений, но и физических и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией.

Основаниями ответственности являются:

  • во-первых, космическая деятельность государства, соответствующая международному праву, но причинившая вред другому государству. Это ответственность за правомерную деятельность, которая привела к неблагоприятным последствиям на Земле;
  • во-вторых, космическая деятельность государства, причинившая вред вследствие нарушения международного права. Если государство посягает на основы международного правопорядка в космосе, наносит вред своей деятельностью другим государствам, то оно совершает международное правонарушение.

    Для предъявления претензии о компенсации  за ущерб используются дипломатические средства, но если дипломатические переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее признания определяет сумму компенсации. Решение Комиссии является окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определение, имеющее рекомендательный характер.10

    Таким образом, правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей собственности; на эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства, порядок запуска и использования космических объектов регулируется соответствующими международно-правовыми документами.

 

    Заключение

    Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в  космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим. Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны к других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 111). Таким образом, сферой применения международного права становятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное — космическое — пространство. Это обусловлено интересами всех государств, всего человечества. Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всех стран. Достаточно четкая регламентация правового статуса космонавтов и космических объектов закреплена и в других в международных документах, она описывает порядок использования данных объектов и разрешения споров, возникающих в космическом пространстве. 
Библиографический список

  1. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (12 ноября 1974 г.). http://www.conventions.ru/view_base.php?id=125
  2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (10 октября 1967 г.) http://www.unoosa.org/oosa/ru/SpaceLaw/gares/html/gares_21_2222.html
  3. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (29 марта 1972 г.)  http://www.zonazakona.ru/law/abro/401/
  4. Соглашение о Международной космической станции (МКС) (29 января 1998 г.) http://www.roscosmos.ru/main.php?id=280&did=1127
  5. Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращение объектов, запущенных в космическое пространство (22.04.1968г.) http://kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsp/dok_peyggo.htm
  6. Бекяшев К.А. Международное публичное право : учеб. / Л. П. Ануфриева, Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред.К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 784 с.
  7. Игнатенко Г.В. Международное право. Учебник для вузов. Отв.ред. —Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунов. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА*М, 2006. — 584 с.
  8. Каламкарян Р.А., Международное право: Учебник. Р.А.Каламкарян, Ю.И.Мигачев — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 688 с.
  9. Курдюков Г.И. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Р.М. Валеев и проф. Г.И. Курдюков. – М.: Статут, 2010. – 624 с.
  10. Куркин Б.А. Международное право: Учебное пособие. Б.А. Куркин – М.: МГИУ, 2008. – 192 с.

Информация о работе Правовой статус космонавтов и космических объектов