Правовой статус Международного агентства по гарантированию инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 01:40, контрольная работа

Описание работы

Насущной проблемой для экономики многих государств остается низкая активность иностранного капитала и отсутствие дополнительных гарантий для серьезных инвесторов. Одним из таких гарантов является Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА, Multilateral Investment Guarantee Agency).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
История создания Международного агентства по гарантированию инвестиций………………………………………………………………….4
Деятельность Международного агентства по гарантированию инвестиций………………………………………………………………….6
Правовой статус Международного агентства по гарантированию инвестиций………………………………………………………………...10
Разрешение споров МИГА и принимающих инвестиции государств...12
Сотрудничество Республики Беларусь с Международным агентством по гарантированию инвестиций………………………………………….14
Список использованных источников……………………………………….16

Работа содержит 1 файл

кср по МБП.docx

— 43.82 Кб (Скачать)
    1. Правовой  статус Международного агентства по гарантированию инвестиций

     МИГА  ввиду характера своей деятельности обладает особым правовым статусом.

     Так, в соответствии с Сеульской конвенцией членами МИГА являются государства, но правовой статус Агентства в Конвенции  прямо определяется как юридическое  лицо (ст. 1), занимающееся коммерческой деятельностью (ст. 1, 2, 27 и др.). Традиционно  юридическое лицо приобретает свой статус по законодательству государства  его создания (регистрации), то есть обладает своеобразной «национальностью». Однако, в Сеульской конвенции  не уточняется национальная принадлежность МИГА как юридического лица. Формальный статус юридического лица в Конвенции  конкретизирован формой акционерного общества, основные характеристики которого определены в Конвенции (ст. 5 – 10). Прежде всего, МИГА располагает акционерным  капиталом, разделенным между его  членами (глава II Сеульской конвенции). Наличие акционерного капитала обусловлено  прежде всего тем, что по своим  страховым обязательствам МИГА несет  самостоятельную имущественную  ответственность перед страхователями.

     Все государства-члены Сеульской конвенции  входят либо в группу I, в которой  состоят развитые страны, вносящие вместе 60% капитала МИГА (крупнейшие вкладчики: США, Япония, ФРГ, Великобритания и Франция), либо в группу II в составе развивающихся  стран, на которые приходится 40% капитала (в эту же группу включены были Россия и другие страны «переходного этапа» экономического развития). Распределение  акционерного капитала между государствами-участниками, предусмотренное Сеульской конвенцией, свидетельствует, что решающее влияние  на МИГА оказывают развитые государства [6, c.110].

     Несмотря  на ведение коммерческой деятельности и соответствующие атрибуты, в  частности, акционерный капитал, а  также то, что международно-правовой статус МИГА прямо не заявлен в Сеульской конвенции, ряд предусмотренных Сеульской конвенцией особенностей МИГА позволяют утверждать, что МИГА является межправительственной организацией, в частности:

  • МИГА наделено правом сотрудничать с ООН и другими межправительственными организациями, имеющими специализацию в родственных областях, в том числе, Всемирный банк и Международную финансовую корпорацию (ст. 35); 
  • МИГА предоставлены привилегии и иммунитеты, свойственные межправительственным организациям, например, судебный иммунитет, дипломатический иммунитет высших должностных лиц, неприкосновенность архивов (ст. 43–50);
  • Сеульская конвенция предусматривает особую международно-правовую процедуру урегулирования возможных споров между МИГА и государствами-членами (ст. 57 и Приложение II к Сеульской конвенции). 

     Таким образом, правовой статус МИГА является результатом взаимодействия частноправовой внутригосударственной концепции  юридического лица, осуществляющего  коммерческую деятельность, и международной  публично-правовой концепции международной  организации. Следовательно, ещё одной  формой взаимодействия международного и внутригосударственного права  является формирование субъектов права  с особым правовым статусом, в котором  присутствуют как национально-правовые элементы (акционерный капитал и  проч.), так и международно-правовые аспекты (иммунитеты и привилегии международных  организаций). Примером такого взаимодействия является МИГА [5, c.42] .  
 

    1. Разрешение  споров МИГА и принимающих  инвестиции государств

     Согласно  Сеульской конвенции (ст. 57) споры, касающиеся требований МИГА, действующего в качестве правопреемника инвестора после  выплаты ему возмещения, к государству-участнику  Сеульской конвенции, разрешаются  либо согласно процедуре, изложенной в  Приложении II к Сеульской конвенции, либо на основании специального соглашения об альтернативном урегулировании спора, основанного на Приложении II к Сеульской  конвенции и утвержденного Советом  директоров МИГА. При этом Приложение II к Сеульской конвенции предусматривает  применение различных известных  международному публичному праву, в  том числе закрепленных в ст. 33 Устава ООН, способов разрешения споров. Среди них переговоры, согласительная процедура, посредничество, а также  арбитраж ad hoc, действующий, если стороны  не договорились об ином, согласно арбитражным  правилам, принятым согласно Конвенции  об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств 1965г. (Вашингтонская  конвенция). Выбор этих арбитражных  правил очевидно обусловлен схожестью  инвестиционных отношений, в которые  вступает МИГА в порядке суброгации, с отношениями, споры из которых  рассматриваются по Вашингтонской  конвенции.

     Также следует обратить внимание на нормы права, подлежащие применению при рассмотрении споров между МИГА и принимающими инвестиции государствами. Так, согласно п. g) ст. 4 Приложения II к Сеульской конвенции применению в ходе арбитражного разбирательства подлежат [4, c.117]:

  • Сеульская конвенция;
  • Любое относящееся к рассматриваемому вопросу соглашение между сторонами спора;
  • Дополнительные документы и правила МИГА;
  • Применимые нормы международного права;
  • Внутреннее законодательство соответствующего государства; а также
  • Применимые положения инвестиционного договора.

     Кроме того, Сеульская конвенция содержит ряд существенных положений, обеспечивающих исполнение решений арбитража на территории всех государств-участников Сеульской конвенции. Так, согласно п. j) ст. 4 Приложения II каждое государство-участник Сеульской конвенции признает принятое арбитражное решение как обязательное и подлежащее исполнению на его территории, аналогично окончательному решению  местного суда. Исполнение арбитражного решения регулируется законами об исполнении судебных решений, действующими в государстве, на территории которого такое исполнение должно иметь место и не затрагивается  законодательством об иммунитете.

     Учитывая  изложенное, важно иметь в виду, что как выдача инвестиционной гарантии, так и право суброгации обусловливаются наличием международного соглашения с участием государства-экспортера и государства-импортера инвестиций, в котором предусмотрено признание передачи прав по суброгации. Причина существования такого условия в том, что в его отсутствие государство, принимающее инвестиции, может обоснованно отказаться от признания перехода прав инвестора к государству-экспортеру инвестиций, тем самым фактически воспрепятствовав урегулированию спорной ситуации, предложив обращение в суд самого принимающего инвестиции государства [4, c.118]. Признание государством, принимающим инвестиции, суброгации в отношении международной организации, осуществляющей страхование, например, МИГА, также необходимо для эффективной реализации принципа суброгации. Такое признание, как было отмечено выше, включено в ст. 18 Сеульской конвенции.  

    1. Сотрудничество  Республики Беларусь с Международным агентством по гарантированию инвестиций

     Беларусь  входит в Агентство с 1992 года, за весь прошедший период произошла только одна сделка, по которому МИГА выступило страховщиком. Она состоялась в 2005 году.

     Дальнейшего развития сотрудничества Беларуси с МИГА не произошло по причине изменения и дополнения базовых норм, регулирующих деятельность агентства. Для обеспечения агентству возможности страховать иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь наша страна должна была завершить все необходимые для этого процедуры по подписанию и принятию всех дополнений и изменений, внесенных в документы, регулирующие деятельность МИГА [1, c.3].

     Факторами, препятствовавшими работе агентства  на территории Беларуси, являлись:

  • отсутствие подписанных республикой двух базовых Соглашений с агентством (Соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и Соглашения об использовании местной валюты). Работа по подписанию с МИГА этих соглашений велась с 2004 года;
  • отсутствие акта согласия Республики Беларусь на обязательность для нее поправок к Конвенции. Предлагаемые к ратификации поправки к Конвенции были приняты 30 июля 2010 года, вступили в силу 14 ноября 2010 года в соответствии со статьей 60 Конвенции.

     На  сегодняшний день Республика Беларусь значительно продвинулась в вопросах сотрудничества с Агентством. Необходимые Соглашения уже подписаны белорусской стороной и направлены для подписания Агентству. Однако в связи с тем, что некоторые нормы соглашений противоречат законодательству Беларуси, необходима ратификация соглашений – это будет заключительная процедура для Беларуси, которая позволит нашей стране стать полноправным членом агентства.

     Принятие  поправок к Конвенции, а также  подписание и дальнейшая ратификация соглашений с МИГА позволит создать в Республике Беларусь соответствующие международным стандартам условия для страхования рисков иностранных инвесторов на территории нашей страны, обеспечить не только выполнение взятых на себя обязательств в соответствии с Конвенцией, но и будет способствовать привлечению иностранных финансовых ресурсов без предоставления иностранным инвесторам гарантий правительства Беларуси и, соответственно, без увеличения размера внешнего государственного долга республики [1, c.5].

     Распространение гарантийных обязательств Агентства на Беларусь дополнительно подтвердит готовность страны к соблюдению общепринятых норм и стандартов международного экономического сотрудничества, позволит сделать новый акцент в формировании позитивного имиджа Беларуси на международной арене.

 

Список  использованных источников

  1. Бабина, А.В. Международная практика гарантирования иностранных инвестиций// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  2. Красавина, Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учеб.пособие / Л.Н. Красавина. – М.: Финансы и статистика, 1994. – С. 245-303, 434-523.
  3. Пащенко, Е.Г. Международное страхование инвестиций от политических рисков (на примере МИГА) / Е.Г. Пащенко // Московский журнал международного права. – 1999.  – № 3. – С.84-85.
  4. Моисеев, А.А. Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности: учеб. пособие / А.А. Моисеев. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 115-120.
  5. Фархутдинов, И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения: учеб. пособие / И.З. Фархутдинов. – М.: БЕК, 2005. – С. 36-45.
  6. Халевинская, Е.Д. Международные экономические организации : учеб.пособие / Е.Д. Халевинская. – М.: Юрист, 1995. – 225 с.
  7. Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, 11 октября 1985 г. Режим доступа:// www.un.org/ru/ecosoc/miga/ – Дата доступа: 31.10.2011

Информация о работе Правовой статус Международного агентства по гарантированию инвестиций