Президент США

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что рассматриваемые в нем проблемы напрямую связаны с функционированием современного американского государства. Глубокие преобразования политической системы, создание и развитие в США правового государства и гражданского общества объективно напрямую связаны с совершенствованием формы государственного правления, развитием института президентства в США. Кроме того, актуальность заявленной мною темы подтверждается тем, что анализ конституционных полномочий Президента США позволяет ставить вопрос о своеобразии формы государственного правления в США.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
1 Порядок избрания Президента США, замещения Президента
в случае досрочного освобождения должности……………………………4
2. Импичмент Президенту США……………………………………………9
3. Полномочия Президента США………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………....26

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

          Алогичным образом проводятся  выборы в случае досрочного  освобождения должности Президента США.

 

2. Импичмент  Президенту США

 

Институт отрешения  от должности (импичмент) - основной вид  правовой ответственности Президента.

Процедура отстранения  Президента США от должности более  рациональна и действенна. Если согласно Конституции России 1993 г. (ст. 93) эта процедура включает в себя пять этапов, ограниченных по времени всего тремя месяцами, что, принимая во внимание громоздкость и трудоемкость процедуры, по сути превращает механизм импичмента в «мертвую букву» российской Конституции, то в США процедура импичмента реализуется в два этапа. Согласно модели, предложенной Александром Гамильтоном, она инициируется в Палате представителей Конгресса и заканчивается в Сенате, принимающем свое решение абсолютным числом голосов. Судебная власть также играет свою роль: глава Верховного суда США председательствует в ходе заседаний Сената, рассматривающего дело об импичменте Президента (разд. 3 ст. I Конституции США).

Изначально слово «impeachment» в английском языке означало сомнение или недоверие. Однако в контексте англо-американской правовой доктрины импичментом называется особая квазисудебная процедура привлечения к ответственности государственных должностных лиц, совершивших тяжкие правонарушения или проступки.

Кроме Президента США, субъектом ответственности может быть Вице-президент и любые иные гражданские должностные лица США, в том числе судьи. Процедура импичмента не может быть возбуждена против двух категорий должностных лиц:

а) военных, по определению не являющихся «гражданскими должностными лицами» и подлежащих ответственности в соответствии с воинскими уставами и нормами военного права;

б) конгрессменов и  сенаторов, поскольку, согласно конституционной  традиции, дела об их правонарушениях  и ответственности рассматриваются соответствующей палатой Конгресса. В соответствии с ч. 2 разд. 5 ст. I Конституции, каждая палата может «наказывать своих членов за нарушающее порядок поведение». Внешне мягкая формула «нарушающее порядок поведение», согласно установившейся традиции, является грозным составом преступления, включающим в себя любые «недопустимые» (inappropriate) действия законодателей: от подлежащих моральному порицанию до влекущих уголовное наказание. В качестве крайней меры двумя третями голосов своих членов палата имеет право исключать депутата из своего состава.

Любопытно, что формальный запрет на возбуждение процедуры  импичмента против членов парламента был установлен Сенатом после  принятия Палатой представителей «статей импичмента» против сенатора от штата Теннесси Уильяма Блаунта (1797-1799 гг.). По решению Сената, понятие «гражданские должностные лица Соединенных Штатов» (civil Officers of the United States - разд. 4 ст. II) не распространяется на конгрессменов.

Процедура импичмента не ограничена рамками политико-правовых систем «англо-американского мира». Она закреплена конституциями подавляющего большинства государств, за исключением некоторых конституционно-монархических или откровенно авторитарных режимов. Однако даже во втором случае, например, в «революционно-демократических» режимах ряда стран Азии и Африки 1970-х гг., глава государства в которых одновременно являлся и лидером правящей партии, импичмент часто заменялся не менее действенной партийной ответственностью.

Обычно право инициирования  процедуры импичмента принадлежит законодательной ветви власти: Конгрессу в США и Государственной Думе в России. Данное право - один из наиболее важных механизмов системы «сдержек и противовесов» в руках законодательной власти. Как уже отмечалось, российская Конституция 1993 г. делает отрешение Президента от должности практически невозможным. 

Основания для импичмента Президента США значительно шире аналогичных норм, закрепленных в ст. 93 Конституции РФ. Если основания для отрешения российского Президента ограничиваются фактами совершения им государственной измены или иного «тяжкого преступления» (и не включают в себя, например, нарушение Президентом данной им присяги «соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации», как того требовала Конституция РФ 1978 г. в редакции Закона РФ от 24 мая 1991 г. (ст. 121(4)), то основания для начала процедуры импичмента американского Президента включают в себя «государственную измену, взяточничество или другие важные преступления и проступки (misdemeanors)» (разд. 4 ст. II Конституции США). Несмотря на то, что понятие «важные преступления и проступки» не определяется американским правом, принято считать, что оно включает в себя любые серьезные (важные) правонарушения: от злоупотребления своими полномочиями до откровенной коррупции, от «неуважения» к другим ветвям власти до банальных растрат государственных средств или имущества и т. п.

Более того, если до президентства  Б. Клинтона велись в основном теоретические  дебаты о целесообразности расширения оснований импичмента за рамки сугубо уголовных деяний и включения в них более широкого состава, например, таких обвинений, как некомпетентность или совершение любых действий, подрывающих доверие к федеральной власти, то после скандала с Моникой Левински американские законодатели, как инициаторы процедуры импичмента, окончательно склонились к тому, чтобы считать достаточным основанием для импичмента моральное несоответствие должностного лица занимаемой должности5.

Согласно ч. 2 разд. 2 ст. I американской Конституции, «исключительное право возбуждать импичмент» (the sole Power of Impeachment) принадлежит Палате представителей. Регламент палаты, однако, не содержит каких-либо норм, регламентирующих данную процедуру. По традиции, импичмент может быть инициирован любым членом Палаты представителей, после чего соответствующее заявление поступает для изучения в юридический комитет палаты (House Judiciary Committee), который формулирует «статьи импичмента» (articles of impeachment). Палата представителей рассматривает статьи и в случае их принятия простым большинством от общего состава палаты, то есть при поддержке 226 депутатами, направляет их в Сенат. Если исключительное право «возбуждать» импичмент принадлежит нижней палате Конгресса, то, в соответствии с ч. 6 разд. 3 ст. I Конституции исключительное право «рассматривать» по существу такого рода дела (the sole Power to try all Impeachments) принадлежат Сенату.

Следует обратить внимание на неоднозначность  формулировки разд. 4 ст. II Конституции США, согласно которой «Президент, Вице-президент и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов могут быть отрешены от должности после осуждения в порядке импичмента». Как видим, Конституция отделяет «осуждение в порядке импичмента» от собственно отрешения от должности, вызванного таким осуждением. Данная конституционная клаузула приобретает дополнительную гибкость благодаря неимперативному термину «могут быть» (отрешены), что дает основание Сенату (и Председателю Верховного суда), как конечной инстанции в процедуре импичмента, подходить к каждому такому делу индивидуально и в зависимости от тяжести предъявленного обвинения согласиться или нет с импичментом, уже вынесенным Палатой представителей какому-либо должностному лицу.

Статьи импичмента представляются в Сенате уполномоченными депутатами Палаты представителей (House managers), выступающими в качестве своего рода прокуроров. Существует два способа назначения уполномоченных: палата либо сама простым большинством голосует за их назначение, либо принимает особую резолюцию, определяющую число уполномоченных и наделяющую спикера палаты правом их назначения. По традиции, число уполномоченных не может быть четным и колеблется между пятью и одиннадцатью с участием депутатов от обеих партий, представленных в Конгрессе. Любой конгрессмен имеет право присутствовать при рассмотрении статей импичмента в Сенате, однако официальную позицию Палаты представителей вправе заявлять лишь уполномоченные.

За всю историю США известно не менее двадцати случаев вынесения  импичмента губернаторам штатов. В  восьми из них губернаторы были отрешены от должности. Среди них губернатор штата Арканзас Клэйтон (1871 г.), губернатор штата Нью-Йорк Уильям Салзер (1913 г.), губернатор штата Техас Джеймс Фергюсон (1917 г.) и другие.

Последним по времени  был подвержен импичменту и отрешен от должности губернатор штата Аризона Ивэн Мичэм. По аналогии с процедурой импичмента на федеральном уровне, процедура импичмента в отношении губернатора штата Мичэма была возбуждена двумя третями голосов палаты представителей Законодательного собрания штата. 9 марта 1988 г. Сенат Аризоны был преобразован в «суд импичмента», возглавляемый Председателем Верховного суда штата. Дело изначально включало в себя три «статьи импичмента», одна из которых 30 марта 1988 г. была отвергнута Сенатом. Согласно первому из обвинений (поддержали - 21; против - 9 сенаторов штата), Мичэм был признан виновным в сокрытии 350 тысяч долларов, полученных им в ходе избирательной кампании 1986 г. Суть второго пункта обвинения (поддержали - 26; против - 4 сенатора штата) состояла в том, что Мичэм противодействовал расследованию его финансовых злоупотреблений и приказал главе полиции штата не давать показания проводившему расследование Генеральному атторнею штата. Палата представителей легислатуры штата квалифицировала данные действия губернатора как "особо опасные, судебно наказуемые должностные преступления", дающие основания для применения процедуры импичмента. 4 апреля 1988 г. «суд импичмента» счел предъявленные Мичэму обвинения обоснованными и отрешил губернатора от должности.

 

 

 

 

3. Полномочия  Президента США

 

Институт президентства  «тесно связан с формой правления, ибо  наличие поста президента и степень  его полномочий определяется тем, какая  форма правления присуща данному  государству».6

   Форма правления раскрывает организацию верховной государственной власти, правовой статус высших органов государства (прежде всего его главы), принципы взаимоотношений между ними, участие граждан в избрании этих органов. На становление формы правления оказывают влияние как объективные (природные условия проживания, уровень экономического развития, политические традиции, этнический состав населения, исторический опыт), так и субъективные факторы (менталитет населения, религиозные воззрения, конкретная историческая личность и т.д.).

    Известны две основные формы правления: монархия и республика. Президентская власть функционирует в условиях республиканской формы правления, которая имеет три основные разновидности: президентская, полупрезидентская и парламентская республики, различающиеся организацией государственной власти, принципами взаимоотношений законодательной и исполнительной властей, статусом и полномочиями главы государства и т.д.

   Исторический  анализ свидетельствует о том,  что президентская власть приходит на смену монархической форме правления в условиях утверждения промышленной цивилизации, формирования гражданского и правового государства. На определенном историческом этапе развития общества, вследствие произошедших экономических и социально-политических сдвигов, связанных с переходом от земледельческой к промышленной цивилизации, прежняя монархическая форма правления превращается в тормоз на пути дальнейшего развития общества.

    С возникновением новых экономических отношений, а следовательно, и новых общественных порядков возникает необходимость в новых структурах власти, в изменении самого типа власти, которая отразила бы произошедшие экономические и социально-политические изменения. Президентская власть олицетворяет собой новый тип власти, возникший в конкретных исторических условиях.  Схожие условия и причины возникновения предопределяет наличие присущих президентской власти общих черт, таких как выборность главы государства, конституционное ограничение его прав, ограничение срока правления, широкие полномочия и др.

      Анализируя историю введения поста президента, можно сделать вывод, что «необходимость в президентской власти возникает в переломные моменты истории как в институте, способном противостоять хаосу и анархии и стабилизировать политическую ситуацию»7. Этому способствуют такие характеристики, как избрание президента всем населением, что обеспечивает необходимый моральный перевес президента перед парламентом, контроль над правительством для более оперативного и эффективного решения проблем, фиксированный срок полномочий, позволяющий президенту не зависеть от внутриполитической конъюнктуры, широкие полномочия в проведении внутренней и внешней политики и т.д.

    Характер президентской власти определяется своеобразием сочетания объективных и субъективных факторов. Сравнительный анализ основных президентских систем показывает, что в странах с одинаковыми экономическими и социально-политическими условиями распространены схожие формы президентской власти.

    Термин «президент»  означает «сидящий впереди»8. В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. В его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца XVIII в., когда был учрежден институт президентства в США.

      В США Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Кабинет министров — администрация Президента назначается Президентом и несет ответственность только перед ним. Сенат не утверждает кабинет и не имеет право требовать отставки членов администрации. Иными словами, Президент США самостоятелен в выборе правительства. От того, как строятся взаимоотношения президента с правительством, зависят его взаимоотношения с парламентом. В силу того, что Президент США является главой исполнительной власти, ему приходится часто контактировать с Сенатом. Хотя «согласно Конституции США законотворчество является прерогативой Сената, на практике именно Президент выступает главным инициатором принятия новых законов, поскольку для нормального функционирования исполнительной власти необходимы эффективные и своевременные законы»9.

     Полномочия Президента США постоянны и не зависит от соотношения сил в парламенте. Президент США, в отличие от Президента Франции, является руководителем исполнительной власти вне зависимости от соотношения сил в парламенте. В президентской республике благодаря указанным выше качествам отсутствует соперничество между президентом, премьер-министром и парламентом, обеспечивается быстрое принятие решений и их четкое исполнение, что придает большую стабильность исполнительной власти. Централизация власти в руках президента обеспечивает стабильность исполнительной власти. По этой причине президентская республика получила широкое распространение в странах Латинской Америки, Азии и Африки, пораженных экономическим и социальным кризисом, с полиэтническим составом населения, где сильны центробежные силы. 

Однако из всей массы  военных полномочий прежде всего  вызывают интерес полномочия по инициированию боевого применения Вооруженных сил, поскольку именно в этом вопросе проблема пределов полномочий Президента США выражена достаточно явно. Опираясь на нормы конституционного права США и современную американскую конституционно-правовую доктрину с учетом военной доктрины, в настоящей статье рассматриваются порядок осуществления Президентом США данных полномочий и их соотношение с соответствующими полномочиями Конгресса США.

Информация о работе Президент США