Применение оговорки о публичном порядке в судебной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Оговорка о публичном праве - действующее в ряде стран правило, согласно которому иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применен и основанные на нем права могут быть не признаны судами или иными органами данного государства, если такое применение закона или признание права противоречило бы публичному порядку данного государства.

Работа содержит 1 файл

готовая межд.зак..doc

— 74.50 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ПРАВА  И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

ТЮМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Международное частное право

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень

2011

 

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

1. Применение  оговорки о публичном порядке  в судебной практике

 

Оговорка о  публичном праве - действующее в ряде стран правило, согласно которому иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применен и основанные на нем права могут быть не признаны судами или иными органами данного государства, если такое применение закона или признание права противоречило бы публичному порядку данного государства. Понятие публичного порядка отличается в судебной практике и доктрине многих государств крайней неопределенностью; более того, некоторые юристы на Западе утверждают, что неопределенность - основной характерный признак этого понятия. Суды используют ее с целью ограничения, а иногда и полного отрицания иностранного права, и прежде всего, права страны другой социально-экономической системы.

В последнее  время в связи с увеличением  контактов между Россией и другими странами, укреплением торговых связей и развитием частноправовых отношений между российскими и иностранными физическими и юридическими лицами стали актуальными вопросы, связанные с применением категории публичного порядка в юридической и судебной практике. В настоящее время оговорка о публичном порядке содержится в нормах различных отраслей российского законодательства, в частности Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011) Ст.167. Ограничение применения норм иностранного семейного права, Гражданский кодекс РФ (ч.3) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) Ст.1193. Оговорка о публичном порядке, процессуальный - Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 О международном коммерческом арбитраже Ст.34, 36 и др. 

Нормы об ограничении применения иностранного права адресованы российскому суду и подлежат использованию, во-первых, в случае, когда российский суд обращается при рассмотрении конкретного спора к иностранному праву, руководствуясь российскими коллизионными нормами, и, во-вторых, в случае, когда речь идет о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и арбитражных органов, включая решения международных коммерческих арбитражей. В данной статье речь пойдет о втором аспекте применения оговорки о публичном порядке, ведь именно здесь в последнее время возникает больше всего вопросов теоретического и прикладного характера.

Причины появления  оговорки о публичном порядке. Можно выделить две основные причины появления института «публичного порядка» (ordre public):

а) деление правовой системы на 2 ветви - частное право и право публичное;

б) появление  гражданско-правовых отношений, осложненных «иностранным элементом».

Концепция деления  права на частное и публичное, а также того, что публичное  право имеет приоритет над  частным, возникла еще в Древней Греции, а затем была развита в римском праве. В то время был выработан принцип, согласно которому нормы публичного права, гарантирующие нормальное функционирование государства и его институтов, необходимые для самого существования государства, не могут быть изменены отдельными лицами1.

С появлением активных торговых отношений и усилением  интеграционных процессов проблема соотношения норм права различных  государств осложнила существовавшее положение. Оказалось, что эффективно регулировать отношения с участием граждан других государств нормы внутреннего права уже не в состоянии. Более того, регулирование частноправовых отношений на основе лишь исключительно норм внутреннего права могло привести к игнорированию государства как участника мирового сообщества.

2. Как определяются права и обязанности иностранных индивидуальных предпринимателей в РФ?

 

Основы правового  положения иностранных граждан  в России, в том числе их право  на ведение предпринимательской  деятельности, определяет Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о положении иностранцев). Он регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, с другой стороны, по поводу пребывания (проживания) иностранцев в России.

Иностранные граждане, приехавшие в Россию, вправе свободно выбирать род деятельности и профессию, а  также по своему усмотрению использовать свои способности и имущество. На территории Российской Федерации иностранец может быть индивидуальным предпринимателем, работодателем, а также заказчиком работ и услуг2. Он может работать по трудовому и гражданско-правовому договору. Но чтобы все это осуществить, необходимы надлежащие документы, как удостоверяющие личность, так и дающие право на ведение трудовой или предпринимательской деятельности в России.

Нормы российского законодательства, которые распространяются на иностранных  граждан, практически в равной мере действуют и в отношении лиц без гражданства. Это правило вытекает из смысла п. 2 ст. 2 Закона о положении иностранцев.

Так, личность иностранного гражданина (лица без гражданства) в  России могут удостоверять следующие  основные документы:

- паспорт иностранного  государства;

- разрешение на временное  проживание;

- вид на жительство (постоянное  проживание в России);

- виза (если требуется  по закону) и (или) миграционная  карта (временное пребывание в  России);

- иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором в качестве документа, удостоверяющего личность.

Законно находящийся в  России иностранный гражданин - это  лицо, имеющее действительные вид  на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором документы, подтверждающие право иностранца пребывать (проживать) в Российской Федерации (ст. 2 Закона о положении иностранцев).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя  осуществляется в налоговой инспекции  по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Эта норма распространяется и на иностранцев (лиц без гражданства), которые хотят зарегистрироваться в России как предприниматели.

Местом жительства иностранца признается адрес временного проживания (регистрации), который указывается на отметке (штампе) установленного образца в документе, удостоверяющем личность (вкладыше), либо в отдельном документе.

Процедура регистрации иностранного гражданина в качестве индивидуального  предпринимателя аналогична той, которую  проходят российские граждане. Помимо общего пакета документов иностранец обязан представить в налоговую инспекцию нотариально оформленный перевод паспорта на русский язык и нотариально заверенную копию документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации (т.е. разрешение на временное проживание или вид на жительство). На это указывает пп. "е" п. 1 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ.

Если документ, дающий право  проживать в России, будет аннулирован  или истечет срок его действия, государственная регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя автоматически утрачивает силу со дня аннулирования или окончания срока действия документа3. Эти сведения территориальный орган ФМС России в течение пяти рабочих дней сообщает налоговой инспекции, где зарегистрирован иностранец-предприниматель (п. 6 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ).

Иностранец  как "отечественный" предприниматель  может вести деятельность сам  по себе или работать на заказах  по гражданско-правовым договорам. Имейте в виду, что российский работодатель (заказчик) обязан уведомлять налоговую инспекцию по месту своего учета о приостановлении действия или аннулировании разрешения на работу, выданного такому лицу (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона о положении иностранцев). Рекомендательная форма уведомления содержится в Письме ФНС России от 24 августа 2007 г. N ГИ-6-04/676@ "О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы". При несоблюдении указанного требования миграционный орган (ФМС России) может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников до устранения нарушений в срок. Иначе оно может быть аннулировано.

Иностранный гражданин вправе зарегистрироваться в России как индивидуальный предприниматель и вести такую деятельность. При этом срок нахождения в этом статусе ограничен сроком проживания в России, который указан в документе (разрешение на временное проживание; вид на жительство).

Если иностранец уже зарегистрирован как предприниматель по законодательству своей страны, то вопрос о признании его таковым в России решается в соответствии с международным договором.

3. В чем состоит сущность конвенционного приоритета в сфере регулирования отношений по интеллектуальной деятельности?

 

Законодательство  об интеллектуальной собственности  носит комплексный характер и  включает, помимо специальных законов  Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства  Российской Федерации по отдельным  правовым институтам интеллектуальной собственности, нормы гражданского, финансового, налогового, административного, уголовного, уголовно-процессуального и других отраслей права.

Правовое регулирование  интеллектуальной собственности осуществляется как нормами национального законодательства, так и международными нормами.

"Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010) Статья 1382. Конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца

1. Приоритет  изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве — участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а заявки на промышленный образец — в течение шести месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца.

2. Заявитель,  желающий воспользоваться правом  конвенционного приоритета в  отношении заявки на полезную  модель или промышленный образец,  должен сообщить об этом в  федеральный орган исполнительной  власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.

3. Заявитель,  желающий воспользоваться правом  конвенционного приоритета в  отношении заявки на изобретение,  должен сообщить об этом в  федеральный орган исполнительной  власти по интеллектуальной собственности  и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства — участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

При непредставлении  заверенной копии первой заявки в  указанный срок право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному им в этот федеральный орган до истечения указанного срока, при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение четырнадцати месяцев со дня подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

Федеральный орган  исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе потребовать  от заявителя представления перевода на русский язык первой заявки на изобретение  только в случае, когда проверка действительности притязания на приоритет изобретения связана с установлением патентоспособности заявленного изобретения.

4. Задача.

 

Студент МГУ  гражданин Марокко Л. познакомился с российской студенткой В. Они подали заявление в загс о регистрации  брака. Согласно ч. 2 ст. 150 СК РФ условия заключения брака определяются для каждого из вступающих в брак законодательством государства, гражданином которого он является. Ранее Л. вступил в брак у себя в стране. Подлежащий применению при регистрации брака закон его страны допускает вступление во второй брак. Должен ли сотрудник загса в Москве зарегистрировать брак Л. с российской гражданкой В?

В соответствии с "Семейным кодексом РФ" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011)  Ст.156. Заключение брака на территории РФ

Информация о работе Применение оговорки о публичном порядке в судебной практике