Проблемы международного терроризма в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение понятия терроризма, причины терроризма, проявление терроризма в современной мире, методы борьбы с данным явлением.

Задачи исследования проистекают из вышеуказанной цели исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Понятие «терроризм»…………………………………………………………..6

1.2 Понятие «международный терроризм»…………………………………….12

2. Терроризм и международное право………………………………………….14

3. Проявление терроризма в современной России…………………………….20

4. Система мер борьбы с терроризмом…………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

курсовик 6 курс.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

3. Проявление терроризма в современной России.

    В настоящее время в России наблюдается  в основном два вида терроризма: криминальный и националистический. Первый связан с дикостью первоначального накопления капитала, разделом собственности и грабежом общенационального достояния, второй главным образом с межнациональными раздорами на Северном Кавказе.

    Терроризм приобретает острые формы, и к  нему начинают чаще прибегать в предкризисные и кризисные периоды развития общества. Для предкризисного периода характерен террор, что является безусловным показателем социального благополучия и возможных грандиозных перемен. Так было в России с 60-х годов XIX века и до октябрьского переворота. Тогда, в предкризисные годы, общество со все большим напряжением, а потом из последних сил сопротивлялось осквернению мерзким семенем, носители которого и прибегали к террору. Во время открытого гражданского противостояния политический терроризм перемежался с военным и государственным, нередко с криминальным. Те же самые формы терроризма можно наблюдать и после установления твердой власти, но с огромным преобладанием государственного. Этот период после захвата власти является кризисным, ибо приход тоталитаризма означает всеобщий кризис - духовный, нравственный, психологический, социальный, экономический, технологический, причем практически во всех сферах жизнедеятельности человека.

    «В качестве причины терроризма называют ломку сложившихся отношений в области политики, экономики, права, социальной и иных важных сферах жизни государства и общества, утрату прежних, десятками лет вырабатывавшихся механизмов упорядочения и конституционного регулирования отношений, прямо или косвенно влияющих на основы государственного и общественного устройства»1. Особенно пострадала идейно-политическая сфера, так как прежняя идеология предана анафеме, а новой обществу, потерявшему ориентиры, не предложено.

    Девальвированы  и утрачены такие дисциплинирующие и цементирующие общественную жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, нравственность, интернационализм. Произошло социальное расслоение общества, и усилилась политическая борьба, растет безработица и социальная незащищенность граждан, распространился правовой нигилизм, обострились межнациональные отношения, возникли и усилились сепаратистские тенденции. Значительно ослабли профилактические усилия правоохранительных органов и общественных организаций.

    Интересную  точку зрения на причины терроризма высказал Д.В.Чухвичев. Он считает, что главная из них – изменение господствующего в мире мировоззрения. Мир устал от войн, революций и прочих потрясений, сопровождающихся кровопролитием. Главной ценностью во всех развитых странах Запада была объявлена человеческая жизнь. И экстремисты быстро поняли, что лучший способ оказать давление на правительство - показать, что они способны поставить человеческую жизнь в опасность. Возможность совершения террористического акта неизменно вызывает тревогу в народных массах, и властные структуры обязаны немедленно восстановить спокойствие в обществе, даже идя на уступки. Именно потому странам с тоталитарным режимом массовый терроризм несвойственен: там социальные связи между обществом и государственным аппаратом слабее, террористу гораздо сложнее вызвать панику в тоталитарных, нежели в демократических странах.

    Специалисты по терроризму справедливо считают, что в России экономические движения в какой-то момент могут перейти на политическую, а потом и террористическую основу. Например, забастовки в 90-х годах шахтеров, которым постоянно не выплачивали заработанную плату. До определенного момента их требования носят экономический характер, но нельзя исключать возможность, что какая-то группа либо из числа этих людей, либо сторонняя может воспользоваться такой ситуацией и провести террористический акт, чтобы вызвать неприязнь к данной социальной группе, вызвать новую волну социального недовольства и достичь своих политических или экономических целей. Они могут быть способны провести террористический акт, который спровоцирует жесткие меры федерального правительства или резкие выступления профсоюза шахтеров. В том и другом случае возможно ухудшение социально-политического климата в обществе. Экономические условия жизни людей могут спровоцировать террористические действия и таким путем, когда кто-то – один человек или группа – захочет сразу разбогатеть. Для этого может быть захвачена группа заложников, за освобождение которых потребуют значительный выкуп. Характерно, что подобные преступления в России совершаются чаще, чем в западных странах. Это неудивительно, учитывая не только материальные трудности, но и недостаточно эффективную работу правоохранительных органов, в связи, с чем преступники обычно надеются "благополучно" довести дело до конца. Терроризм в России порождается следующими причинами:

    Нерешенностью социальных, в том  числе национальных и религиозных проблем, но не любых, а только тех,  которые имеют для данной социальной, национальной или иной группы бытийное      значение, которые связаны с ее самооценкой и самоприятием, представлениями      о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и      обычаями.

    Войной  и военными конфликтами,      в рамках которых террористические акты становятся частью военных действий, как, например, набеги на российские города чеченских боевиков за пределами   Чечни во время войны в 1995-1996 г.г.

    Партизанские  движения.

    Наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем   материального благосостояния и культуры, а также, в силу своей      политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей диктующих      свою волю другим странам и социальным труппам. Первые вызывают зависть и      ненависть, они наделяются всеми чертами опаснейшего и вероломного врага,    которому, если нельзя победить его в отрытом столкновении, можно скрытно   нанести отдельные болезненные удары.

    Существованием  тайных или полутайных обществ и организаций, в частности религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатывают единственно верное учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни, или создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, или вечного спасения души и т.д.

    Давними традициями использования в России терроризма для решения в первую очередь политических задач. В России терроризм свирепствует с 60-х годов прошлого века, он перешел в большевистский революционный и послереволюционный террор и без перерыва – в беспрецедентные сталинские репрессии.

    Нерешенностью важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликтами при разделе собственности, и в то же время      слабой защищенностью коммерсантов, финансистов и других деловых людей со      стороны правоохранительных органов. В связи с этим стали повседневностью      террористические акты в отношении названных лиц с целью их устрашения, при      этом иногда одновременно устраняются конкуренты.

    Терророгенным фактором можно считать разгул в России организованной преступности, представители  которой нередко прибегают к экономическому терроризму или их услугами пользуются криминализированные коммерческие структуры.

    В дополнение к общим причинам терроризма могут быть названы некоторые предпосылки развития общественных отношений, которые предопределяют развитие терроризма в России:

    1. рассогласование всех ветвей  власти, вызванное появлением новой структуры отношений к собственности,  теневых лидеров, обладающих реальной властью и любыми способами  расширяющих сферы своего влияния;

    2. усиление влияния неформальных   норм, криминализирующих общественные

    3. отношения, при которых закон    перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной  части населения;

    4. изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие      становится «законным» средством достижения политических и иных целей;

    5. обращение к духовному наследию политических, религиозных и других организаций экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни;

    6. осознание некоторыми      национальными и религиозными общностями себя как угнетенных, притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение ими необходимости защиты любыми средствами.

    Если  общество тоталитарно, то в нем может  процветать вертикальный государственный террор; если оно демократично, то там вполне возможны религиозный, националистический и политический терроризм. Это очень грубая схема, поскольку есть тоталитарные государства без государственного  терроризма в виде убийств неугодных лиц и демократические страны – без какого-либо иного. Терроризм представляет собой попытку обеспечить торжество традиции, т.е. вернуться назад, к благословенным истокам, когда, как в утробе матери, было спокойно и безопасно по сравнению с этим хаотичным, беспорядочным, непонятным миром.

      Национальные конфликты в целом представляют собой огромную опасность для российской государственности. Чеченская война, самое значительное  национальное противостояние за всю историю СССР и России, потрясла российское общество, его взгляды на себя и свои перспективы, заставила пересмотреть некоторые устоявшиеся представления о возможностях власти и народа. Между тем национальные конфликты и порождаемый ими националистический терроризм вполне могут быть рассмотрены в русле конфликтологии национальных отношений, сравнительно молодой научной дисциплины, которая стала развиваться в России в конце 80-х годов.

    «Современные исследования причин межнациональных конфликтов оправданное внимание уделяют социальным последствиям взаимодействия модернизационных и этнонациональных процессов. Здесь выделяется принцип Распределения социальных ролей в традиционном и модернизированном обществах. Для первого характерна жесткая регламентированность социального статуса центральных и периферийных групп или их отдельных представит лей в зависимости от «ранга» своего клана в общей иерархической структуре, семейно-брачного положения, возраста, пола и т.д. В модернизированном же обществе предполагается замена всей этой сложной системы на открытый выбор в условиях равноправия всех перед единым законом»1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Система мер борьбы с терроризмом.

    Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом  и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных объективных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной  направленности.

    Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов  или блоков:

    - правовые меры борьбы с терроризмом, включая сюда и принятие Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью (первый шаг в этом направлении был предпринят спецслужбами стран СНГ в мае 1995 г.);

    - общепредупредительные меры, в том числе и установление контроля над «рынками» оружия и других средств массового поражения;

    - административно-режимные меры, относя сюда и меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;

    - специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений.

    Как представляется, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией  подобной программы мер противодействия  терроризму станет одной из актуальных задач деятельности Государственной  Думы России.

    Но  наряду с Государственной Думой, ФСБ, МВД и прокуратурой немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения.

    Весьма  эффективным может стать отказ  всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Единственным известным нам подобным «актом доброй воли» является лишь заявление КП РФ в июне 1993 г. с осуждением политического экстремизма.

    Следующим непременным условием могла бы стать безусловная ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране.

    Общественные  авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.

Информация о работе Проблемы международного терроризма в современном мире