Публичное право и избирательная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:33, реферат

Описание работы

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Публичное право 4
1.1. Общие аспекты публичного права 4
Глава 2. Основы избирательного права 7
2.1 Понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права 7
2.2 Источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в Российской Федерации 11
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

реферат по МП.docx

— 36.01 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                              3

Глава 1.   Публичное право                                                   4

1.1. Общие аспекты публичного права                                   4                                  

Глава 2. Основы избирательного права                                  7

2.1 Понятие и  соотношение выборов, избирательного  права и избирательной системы  в науке конституционного права       7

2.2 Источники  правового регулирования подготовки  и проведения выборов в Российской  Федерации                      11

Заключение                                                                        18

Список использованной литературы                                     19

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях становления  и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную  основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего  развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной  власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов  федерального, регионального и местных  уровней, в значительной степени  зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Недостаточно  объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное  – добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов  граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую  роль в этом процессе играют выборы и референдум.

Сегодня как никогда  ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась  практика правового решения таких  сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, целью работы является рассмотрение избирательной  системы в России. Это будет  достигнуто через освещение таких  аспектов, как публичное право , основы избирательного права, будут проанализированы основные источники правового регулирования подготовки и проведения выборов в РФ.

 

Глава 1. Публичное право

1.1 . Общие аспекты публичного права

 Публичное право это та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач, в отличие от частного права которое защищает интерес личности, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на отношениях равноправных сторон. П.п. регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими структурами, отношения между государственными органами. При этом орган государства выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, отдельных его социальных слоев, групп. В сфере П.п. властный орган может императивно предписывать определенные варианты поведения граждан и других субъектов права, требовать от них точного соблюдения предписаний законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Для П.п. характерны регулирование с помощью императивных (категорических) норм, которые не могут быть изменены участниками правоотношений. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Одной из таких сторон обычно выступает государство либо его орган (должностное лицо), обладающие функцией веления.

 Существование  публичного и частного права  как элемента гражданского общества - необходимая предпосылка ограничения  и установления пределов вторжения  государства в сферу личных  имущественных и иных интересов:  установления надежных способов  защиты прав и законных интересов  граждан, их объединений, частных  хозяйственных структур: предотвращения  подмены гражданско-правовых способов  защиты субъективных прав личности  административно-правовыми.

 П.п. включает  в себя такие отрасли права,  как конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное,  уголовно-исполнительное. международное  публичное, процессуальные отрасли.

 Деление права  на П.п. и частное впервые  было признано в Древнем Риме. Известна формула римского юриста  Уль-пиана, что П.п. относится  к положению римского государства,  а частное - к пользе отдельных  лиц. Не все ныне существующие  системы права строятся на  таком разделении. Так, англосаксонская  правовая система в отличие  от континентальной правовой  системы его не знает. Отсутствует  оно и в традиционном мусульманском  праве.

 Советская  официальная юридическая доктрина  отвергла идею деления права  на публичное и частное как  не соответствующую природе нового  строя, провозгласившего отмену  частной и приоритет общественной (прежде всего государственной)  собственности. Следствием этого  стали широкое вмешательство  государства в хозяйственную  жизнь, ограничение прав личности  в имущественных отношениях, запрет  проявления частной инициативы, что привело к застою хозяйственной деятельности, неэффективности развития экономики. Высказанное в начале 20-х гг. при разработке ГК положение В.И. Ленина о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", длительное время служило методологической основой для юридической теории и практики.

 Ныне внедрение  институтов рыночной экономики,  признание права частной собственности  и частного предпринимательства  побуждают возродить идею о  разделении права на публичное  и частное, активно использовать  ее в законодательной и правоприменительной  деятельности.

 Четко и  абсолютно разделить публичное  и частное право в принципе  нельзя. В отраслях П.п. часто  присутствуют элементы частного  права, и наоборот. Так, в семейном  праве, традиционно считающемся  отраслью частного права, имеются  такие публично-правовые институты.  как порядок расторжения брака, лишение родительских прав. В трудовом праве также тесно сочетаются публично-правовые (расторжение трудового договора по инициативе администрации. наложение дисциплинарных взысканий) и частноправовые (заключение трудового договора, его расторжение по инициативе работника)элементы.

 В современных  государствах все больше проявляет  себя тенденция к взаимному  проникновению норм П.п. и частного  права, что связано в первую  очередь с возрастанием воздействия  государства на экономические  отношения. Рост социальной деятельности  государства по охране прав  личности, социальному обеспечению,  регулированию цен побуждает  использовать административно-правовые  средства в тех сферах отношений,  которые традиционно относились  к частному праву. Создан институт  обязательного договора, заключаемого  по предписанию государственного  органа. Расширяется административное  регулирование предпринимательской  и торговой деятельности. С другой  стороны, возрастание роли государства  в организации работы промышленных, торговых, строительных и иных  предприятий, в первую очередь  тех, которые находятся в собственности  государства, расширяет использование  частноправовых институтов и  средств в хозяйственной деятельности  такого рода предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основы избирательного права

 

 2.1 Понятие и соотношение выборов, избирательного права и избирательной системы в науке конституционного права

Понятия «избирательная система» и «избирательное право» во многом совпадают, а в обиходе  часто употребляются как идентичные. Тем не менее, определенное различие между ними все же имеется.

Понятие избирательной  системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок  предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения  результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно  к порядку определения результатов  голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и  мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские  мандаты при выборах в парламент  распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая – распределение  мандатов по избирательным округам  на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или  система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат). В  рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие  по существу совершенно отдельную и  неповторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком  и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный  процесс от начала и до конца, и  в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а  в узком смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия  в выборах (активное и пассивное  избирательное право). Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное – право быть избранным.

Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят  собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соответствующих органов  государственной власти:

1) Президента  РФ;

2) депутатов Государственной  Думы;

3) депутатов законодательных  органов субъектов РФ;

4) органов местного  самоуправления.

Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие  для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении  пассивного избирательного права, порядка  определения результатов голосования  и по ряду других весьма важных условий.

Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок  избрания Президента РФ и депутатов  Государственной Думы устанавливается  только Конституцией РФ и федеральными законами, т.е. без регулирования  со стороны субъектов Федерации.

Субъектам Федерации  предоставлено только право принимать  правовые акты по вопросам организации  и проведения выборов (составление  списков избирателей, создание избирательных  участков, формирование избирательных  комиссий). Этим положение дел в  России отличается, например, от такого федеративного государства, как  Соединенные Штаты Америки, в  котором избирательная система  по выборам в федеральные органы власти (Президента США, обеих палат  Конгресса США) только в самых  общих вопросах устанавливается  Конституцией США, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).

Особенностью  России является и то, что в отличие  от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями  в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором  были бы закреплены общие принципы избирательного права – всеобщее, равное, прямое избирательное право  при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право  закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении  порядка избрания Президента РФ. Между  тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно  к выборам во все органы государственной  власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях. Легитимность выборов на всех уровнях  требует, чтобы они опирались  на прочную правовую базу. Буквально  все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных  комиссий и кончая объявлением результатов  голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через  детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного  опыта проведения избирательных  кампаний и необходимого доверия  населения к органам, организующим выборы.

В ходе избирательных  кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в  суд.

Выборы – весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной  позиции, о необходимости которой  так много впустую говорили в  предшествующий период истории страны.

Информация о работе Публичное право и избирательная система РФ