Шпаргалка по "Международное публичное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международное публичное право".

Работа содержит 1 файл

шпоры_маленькие.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 

Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность. — это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства.

Отраслевая правосубъектность — это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающих

Специальная правосубъектность — это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

 

9.Государство  как основной субъект МПП, виды  государств.

Международная   правосубъектность  государства  универсальна. ;   Это означает полномасштабное участие государства в создании и поддержании международного правопорядка, в выработке норм международного права, способность в полном объеме как приобретать,     так и реализовывать права, а также выполнять взятые на себя обязательства. Вместе с тем каждое государство, как говорится в Декларации ООН о принципах международного права 1970 года, обязано уважать правосубъектность других государств.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет,

территория, население и  власть.

 

Государства в зависимости от своей территориально-организа¬ционной структуры могут быть простыми (унитарными) и сложными.

Простое(унитарное) государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних отношениях, следовательно, не являются субъектами международного права.

 

10.Международная  правосубъектность наций и народов,  борющихся за независимость.

Принцип равноправия и самоопределения народов не должен использоваться в ущерб территориальной целостности и политического единства государств, которые его соблюдают и обес¬печивают представительство всех слоев населения в органах государ¬ственной власти без какой-либо дискриминации.

Современная международная практика свидетельствует о том, что народы, опираясь на принцип самоопределения, вправе претендовать на признание их субъектами международного права только при опре¬деленных условиях и на достаточно продвинутом этапе практичес¬кой реализации права на самоопределение.

К таким условиям относятся:

- нарушение конституционных прав отдельного народа;

- наличие у него организованных властных струк¬тур и централизованного политического руководства, которое спо¬собно выступать в международных делах от имени своего народа, обмениваться представителями с различными государствами и меж¬дународными организациями, участвовать в подписании международ¬ных соглашений, иными словами – выполнять функции, сопостави¬мые с публично-правовыми функциями правительств

 

11.Государственноподобные  образования как субъекты международного  права.

Определенным  объемом международной правосубъектности  обладают государственно-подобные образования. Они наделяются соответст-вующим объемом прав и обязанностей и тем самым становятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры.

Таковыми, в частности, являлись вольные города, а в настоящее время — Ватикан.

Вольные города.Вольным  городом называется государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью1. Одним из первых таких городов был Великий Новгород.

Особый международно-правовой статус имел Западный Берлин после  окончания Второй мировой войны.

 

12.Международно-правовой статус  индивидов.

Многие межгосударственные договоры посвящены урегулиро¬ванию  правоотношений между правительствами государств и их фи¬зическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспе¬чения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяет индивида некоторыми правами на основе международного права. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.

Индивид сам  по себе не имеет правовой возможности  участвовать в международных  отношениях, а также в создании норм международ¬ного права. Соответственно, следует считать, что физические и юри¬дические лица субъектами международного права не являются.

 

13.Понятие признания в МПП  и его правовые последствия.

Международно-правовое признание — это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

В международной  практике различают две формы  официального признания: признание de jure и признание de facto. Они применяются к признанию как государств, так и правительств.

Признание de jure – это полное, окончательное признание, вле¬кущее за собой весь комплекс правовых последствий: от возможно¬сти установления дипломатических и консульских отношений до признания правовой системы и применения законодательства при¬знаваемого государства и исполнения вынесенных его судами реше¬ний. Считается, что однажды выраженное юридическое признание отозвано быть не может, хотя известны случаи и иного.

Признание de facto – это признание ограниченное, неполное, не окончательное, скорее переходное к признанию de jure. Оно, как и признание de jure, также влечет юридические последствия, но в мень¬шем объеме: например, могут быть установлены лишь консульские отношения.

Известно также признание ad hoc (на данный случай), иногда использовавшееся для переговоров с государством или правитель¬ством, которое в принципе не Получает признания.

 

14.Признание государств и правительств  в МПП.

Признание государства – это политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникно¬вении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и к намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами и иным образом участвовать в между¬народном общении.

Как показывает современная практика, признание  осуществляет¬ся в виде письменного  послания от признающего государства, пере¬даваемого по дипломатическим  каналам или на церемонии провоз¬глашения  независимости

 

В связи с признанием вновь возникшего государства встает во¬прос, имеет ли такое признание лишь декларативную или конститу¬тивную значимость.

В декларативном признании  идет речь лишь о констатации факта появления нового субъекта международного права и определении отношения к этому со стороны признающего

Конститутивное признание как бы наделяет признаваемое государство международной правосубъектностью, возможностью практически участво¬вать в международном общении.

 

Признание обычно адресуется вновь возникшему государству. Но признание может предоставляться и правительству государства, ког¬да оно приходит к власти неконституционным путем – в результате гражданской войны, переворота и т.п. Каких-либо сложившихся кри¬териев признания такого рода правительств не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснован¬ным, если оно эффективно осуществляет власть на территории госу¬дарства, контролирует ситуацию в стране, проводит политику соблю¬дения прав и основных свобод человека, уважает права иностранцев, выражает готовность к мирному урегулированию конфликта, если таковой имеет место внутри страны, и заявляет о готовности соблю¬дать международные обязательства.

 

15.Иные виды признания.

Помимо признания  государства или признания правительства выделяют: признание национально-освободительного движения, признание в качестве воюющей стороны, признание и членство в ООН, признание в качестве нации

Признание национально-освободительного движения. Такое признание осуществляется в лице его органов, которые возглавляют борьбу нации или народа за национальное освобождение и создание собственного независимого государства.

Признание в качестве воюющей стороны предполагает, что признающее государство исходит из наличия состояния войны и считает необходимым соблюдать по отношению к воюющим правила нейтралитета.

Признание и членство в ООН Прием государства в члены ООН является очевидным подтверж¬дением международной правосубъектности государства. Вместе с тем это не означает ни его коллективного признания, ни индивидуаль¬ного признания со стороны отдельных государств – членов ООН. Равным образом отказ в принятии в члены ООН не был бы равно¬силен непризнанию.

При¬знание в качестве нации.  Следует упомянуть прецедент при¬знания в качестве нации, которое было произведено державами Антанты в 1917-1918 годах по отношению к Чехословакии и Поль¬ше, которые тогда только еще конституировались в качестве неза¬висимых государств, но уже создавали свои военные формирования на территории Франции, что и вызывало необходимость такого при¬знания.

 

16.Общая характеристика института  правопреемства в МПП.

Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обяза¬тельств.

В осуществлении  правопреемства, сколько бы государств ни были его участниками, всегда различимы две стороны: государство-пред¬шественник, которое полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отно¬шения, и государство-преемник, то есть государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие «момент правопреемства» озна¬чает дату смены государством-преемником государства-предшествен¬ника в несении указанной ответственности. Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государ¬ство, несущее ответственность за ее международные отношения

 

17.Правопреемство в отношении  международных договоров, государственной собственности, долгов и архивов.

Вопросы правопреемства в отношении договоров решаются в зависимости от того, что является основанием для пра¬вопреемства: объединение государств, разделение государства или отделение от него части его территории.

При объединении государств и создании таким образом одного государства-преемника любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если оно и другое государство – участник договора не условятся об ином.

При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой его договор, находившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разде¬ления государства-преемника.

Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачи¬вают силу в отношении этой территории и вступают в действие до¬говоры государства-преемника, за исключением случаев, когда уста¬новлено, что применение договора к данной территории было бы несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изме¬нило бы условия его действия.

 

Одной из важнейших  проблем правопреемства в отношении го¬сударственной собственности является проблема компенсации за собственность, переходящую к государству-преемнику. В Венской конвенции 1983 года предусматривается, что в принципе такой пере¬ход собственности должен происходить без компенсации, если иное не согласовано заинтересованными государствами или не предусмот¬рено решением соответствующего международного органа.

Под государственными архивами государства-предшественника понимается совокупность документов любой давности и рода, произ¬веденных или приобретенных этим государством в ходе его деятель¬ности, которые на момент правопреемства принадлежали ему соглас¬но его внутреннему праву и хранились им под его контролем в качестве архивов для различных целей. По Венской конвенции 1983 года от государства-предшествен¬ника требуется, чтобы оно принимало все меры по предотвращению ущерба или уничтожению архивов, которые переходят к государ¬ству-преемнику.

Информация о работе Шпаргалка по "Международное публичное право"