Система государственного финансового контроля в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:12, доклад

Описание работы

Одной из характерных особенностей системы контрольных органов Японии является ее стабильность. Прежде всего, это относится к Контрольно-ревизионному управлению (КРУ), созданному 114 лет назад с целью осуществления контроля за исполнением государственного бюджета. За все время своего существования его функции не претерпели каких-либо значительных изменений, менялись только объекты проверок и постоянно возрастал объем работы. Согласно закону об этом контрольном органе он представляет собой часть административной системы страны, имеет независимый от кабинета министров статус.

Работа содержит 1 файл

рефират Магамедов.docx

— 18.25 Кб (Скачать)

 Система государственного  финансового контроля в Японии

Одной из характерных особенностей системы контрольных органов  Японии является ее стабильность. Прежде всего, это относится к Контрольно-ревизионному управлению (КРУ), созданному 114 лет  назад с целью осуществления  контроля за исполнением государственного бюджета. За все время своего существования его функции не претерпели каких-либо значительных изменений, менялись только объекты проверок и постоянно возрастал объем работы. Согласно закону об этом контрольном органе он представляет собой часть административной системы страны, имеет независимый от кабинета министров статус.

Во главе КРУ стоит  Контрольно-ревизионная комиссия, в  которую входят президент и два  комиссара, назначаемые кабинетом  министров с согласия палат парламента. Комиссия представляет собой коллегиальный  орган, принимающий решения по итогам проверок. Ее члены, как правило, в  них не участвуют и не имеют  закрепленных за собой отделов в  структуре управления.

Комиссары вступают в свои полномочия после утверждения  императором так же, как государственные  министры и судьи Верховного Суда. Они утверждаются сроком на семь лет, на весь этот период законом гарантирована  независимость их деятельности. Президент  КРУ утверждается кабинетом министров  по результатам выборов на альтернативной основе из самих трех человек. Президент  председательствует на заседании комиссии и представляет КРУ в экономическом  совете парламента с правом совещательного голоса. Руководителям КРУ по закону запрещено одновременно занимать посты  в правительственных учреждениях  или местных органах самоуправления или быть избранными в парламент.

Контрольно-ревизионная комиссия принимает решения по всем важным вопросам жизнедеятельности организации, в том числе по таким, как принятие правил внутреннего распорядка работы КРУ, определение организаций, которые  должны быть подвергнуты проверке, вопросы подготовки докладов по результатам  проверок, назначение и увольнение сотрудников КРУ.

Проверки КРУ непосредственно  организует Генеральное исполнительное бюро. Оно состоит из секретариата и пяти бюро. Секретариат управления отвечает за административную работу - общие вопросы, кадры, бухгалтерию, проведение исследований, рассмотрение и урегулирование претензий. В нем  имеется несколько отделов: кадров, исследовательский, бытовых проблем и другие. В составе бюро создано 34 ревизионных отдела, каждый из которых проверяет министерства и организации, например, финансовые, строительные, транспортные, обороны и т.д.

Аппарат бюро и секретариат  насчитывал в 1991 г. 1230 человек, из них  свыше 60% составляли специалисты-ревизоры, компетентные в вопросах экономики  и права, сферы деятельности соответствующей  отрасли. Эти критерии являются главными при подборе кадров аппарата. Право  работать в контрольном управлении получают те лица, которые успешно  сдали экзамены для поступления  на службу в государственное учреждение. Экзамены принимает специально созданная  правительственная национальная служба управленческого персонала. В дальнейшем серьезное внимание уделяется повышению  квалификации кадров, для чего управление организует для своих сотрудников  различные курсы с отрывом  и без отрыва от работы.

 

Основной обязанностью аппарата контрольно-ревизионного управления является документальная проверка итоговых счетов доходов и расходов государства  и других счетов, определенных законом. Проверке подвержены все аспекты  финансовой отчетности и учета, а  также счета государственных  корпораций и других организаций. О  большом объеме работы говорит уже  то, что КРУ ежегодно получает для  проверки 200 тыс. томов счетов и платежных  поручений общим объемом почти 70 млн листов. И все же главная задача аппарата состоит в проверке эффективности использования финансовых средств государства различными министерствами, ведомствами, корпорациями и частными лицами.

При проверке использования  бюджетных средств нередко возникают  конфликты. Это, например, когда проверяемая  фирма не согласна с выводами инспекторов  КРУ. В таком случае по решению  контрольно-ревизионной комиссии проверка переносится на следующий финансовый год. Об итогах повторной ревизии  и вскрытых ею нарушениях, как правило, докладывается правительству или  парламенту. К нарушителям принимаются  административные меры вплоть до закрытия счетов и передачи материалов ревизии  прокурору.

Организация деятельности КРУ  Японии, объекты его контроля. Законом  о КРУ определено, какие счета  оно должно проверять в обязательном порядке и какие - по усмотрению самого управления. Если в какой-либо частной  фирме доля государственных инвестиций превышает 50% капитала, то фирма подлежит обязательной ежегодной проверке. При  инвестициях государства ниже 50% проверки производятся по усмотрению КРУ или поручению парламента и правительства.

В упомянутом выше законе имеется  специальный подраздел, посвященный  процедуре проверки. Те организации, счета которых проверяет КРУ, должны регулярно представлять ему  официальный отчет вместе с платежными поручениями. Управление может направлять своих сотрудников для проведения проверок на месте. Кроме того, если необходимо, оно вправе требовать  от проверяемых организаций представления  книг бухгалтерского учета, документов и докладов, а также вызвать  на беседу в управление их ответственных  сотрудников.

Ответственные за проверку лица должны немедленно докладывать руководству  КРУ по таким делам, как факты  преступлений в учете финансовых средств, раскрытие недостач наличных денег, ценных бумаг или другой собственности. Управление может, если это необходимо для проверки, просить правительственные  учреждения, общественные органы предоставлять  ему информационные материалы и  экспертные заключения по интересующим его вопросам.

Таким образом, КРУ ревизует все предприятия, организации государственного сектора, министерства и ведомства, т.е. около 120 объектов и свыше 6 тыс. предприятий, получающих дотацию из государственного бюджета. Проверке подлежат все банки, имеющие государственные  акции, а также государственные  предприятия за рубежом, которые  используют средства из госбюджета. Контроль за эффективностью использования государственных средств частными фирмами и работой предприятий государственного сектора осуществляется с выездом на место.

Что касается ревизии исполнения доходной части бюджета, то здесь  КРУ главное внимание обращает на эффективность работы налогового управления страны и его отделений на местах. Всего в стране более 50 тыс. налоговых  инспекторов, КРУ проверяет их деятельность на всех уровнях.

 

Главным объектом контроля являются поступления платежей в государственный  бюджет от прибылей частных предприятий  и фирм. Контрольно-ревизионное управление активно сотрудничает с бюджетной  комиссией парламента, в которую  входят 25 депутатов обеих палат. Управление готовит для нее аналитические материалы по доходной и расходной частям бюджета, информирует по итогам отдельных проверок.

Правила возмещения причиненного ущерба государственными служащими. В  случае, когда вскрыты факты нанесения  государству значительных убытков  по вине сотрудника учетных финансовых органов, КРУ может потребовать  от руководства соответствующего департамента принятия в отношении виновного  дисциплинарных мер наказания.

Если служащий допустил растрату или утерю денег, не обеспечил  сохранность материальных ценностей  или каким-либо способом нанес ущерб  государству в результате нарушения  положений административного законодательства, КРУ определяет, нанесен ли ущерб  сознательно, в результате допущенной им халатности в работе или недостатка профессиональных навыков, и решает: обязан он возместить убытки или нет.

По решению управления руководитель департамента обязан потребовать  от своего служащего возмещения потерь. Законом установлено, что обязательство  выплатить убытки не может быть отменено, а сумма выплат не может быть сокращена  без санкции парламента. По фактам преступных действий информируется  государственный прокурор.


Информация о работе Система государственного финансового контроля в Японии