Современные проблемы миграции в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:47, диссертация

Описание работы

Целью диссертационной работы является выявление современных проблем миграции в Российской Федерации и рассмотрение предложений по совершенствованию управления миграционными потоками.
Для достижения поставленной цели планируется решить ряд следующий задач:
изучить историко-теоретические аспекты миграции;
раскрыть проблемы миграции и ее современное состояние;
оценить миграционные процессы в России и в Ставропольском крае;
рассмотреть концептуальные и законодательные вопросы управления миграционными процессами в России.
разработать предложения по совершенствованию миграционной политики в Ставропольском каре;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Проблемы миграции и ее современное состояние………………………………….9
1.1. Исторические основы миграционных процессов…………………………...9
1.2. Теоретические аспекты проблемы миграции……………………………...16
1.3. Миграционная политика и процессы в зарубежных странах и бывших
советских республик……………………………………………………………..21
2. Анализ состояния миграции и миграционных проблем на примере Ставропольского края…………………………………………………………………...28
2.1. Миграционные процессы в современной России…………………………..28
2.2. Общая социально-экономическая характеристика
Ставропольского края…………………………………………………………….37
2.3. Современные миграционные процессы в Ставропольском крае…………50
3. Совершенствование управления миграцией в Cтавропольском крае и
Российской Федерации в целом………………………………………………………...59
3.1. Анализ состояния современной миграционной политики и
предложения по ее совершенствованию……………………………………….59
3.2. Государственный программно-целевой подход по содействию
добровольного переселения в Российской Федерации
соотечественников: содержание и оценка перспектив реализации……………77
3.3 Анализ миграционной политики в Ставропольском крае и
совершенствование ее законодательных основ…………………………………85
Заключение……………………………………………………………………………….94
Глоссарий……………………………………………………………………………….102
Список использованных источников………………………………………………….108
Приложения……………………………………………………………………………..114

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 731.00 Кб (Скачать)

Противоречивость современной миграционной ситуации и в иллюзорном представлении о том, что МВД России и ФМС России принадлежит ведущая роль в расчёте потребностей страны в трудовых ресурсах, что проблемы с наличием в стране трудоспособного населения нет. И это несмотря на то, что в некоторых субъектах РФ (Приморский и Краснодарский края, Москва и др.) трудовые мигранты вытесняют граждан России из отдельных секторов экономики.

С учётом вышеизложенного приоритетными направлениями совершенствования государственной миграционной политики Российской Федерации являются:

  • утверждение стратегических интересов Российской Федерации в государственной миграционной политике применительно конкретно к каждому миграционному процессу в его пространственно-временном и системном измерении с учетом реалий демографической ситуации, а также сложившихся международных отношений;
  • обеспечение приоритетности иммиграционной направленности государственной миграционной политики, ориентированной на замещение естественной убыли населения;
  • дальнейшее совершенствование структуры и модели функционирования миграционной системы Российской Федерации с целью реализации принципов адекватности, адаптивности, интеграции, целостности и экономичности при государственном регулировании миграционных процессов;
  • селективная направленность государственной миграционной политики на обеспечение миграционной привлекательности Российской Федерации для бывших соотечественников и квалифицированной иностранной рабочей силы;
  • усовершенствование механизма административно-правового регулирования расселенческого процесса в стратегически важных «точках роста» (возрождения) геополитической значимости России, основанного на пространственной динамике человеческих ресурсов;
  • обеспечение результативности борьбы с незаконной миграцией;
  • создание условий для легализации иностранных граждан и лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России с нарушением правил пребывания;
  • разработка региональных миграционных программ в субъектах РФ, учитывающих особенности их демографического развития и складывающейся миграционной обстановки.

Определённый  интерес представляют внесенные  Президентом США Дж.Бушем в  Конгресс предложения об очередной  широкомасштабной амнистии нелегально находящихся в стране иностранцев (официально, около 8 млн человек). В пользу иммиграционной реформы приводятся статистические прогнозы, по которым до 2020 г. американской экономике потребуется более 10 млн иностранных рабочих. Предполагается, что вывод «нелегалов» из подполья упростит контроль за иммиграционной средой, позволит точнее разобраться с наличием в стране иностранцев, их основными категориями.

Таким образом, для внесения корректив в государственную  миграционную политику Российской Федерации  в совокупности первоочередных мер  административно-правового и организационно-технического характера представляется обоснованным предусмотреть создание Государственной комиссии по демографической, миграционной политике и трудовым ресурсам. Государственные интересы в сфере миграции в настоящее время, как никогда прежде, отражает системный подход к человеческим ресурсам.

При этом надо учитывать  следующие факторы:

а) достаточность  собственных ресурсов следует из эффективности функционирования системы  воспроизводства населения (демографический  аспект);

б) из структуры населения именно его трудоспособная часть обеспечивает общее благосостояние страны;

в) миграция - сфера, которая при достаточности собственного трудоспособного населения перераспределяет его ресурсы внутри страны и является преимущественно внутренней; при недостатке собственных трудовых ресурсов делает акцент на их приток извне (внешняя миграция - иммиграция).

В этой связи  возникает необходимость в уточнении  Концепции демографического развития РФ до 2015 г., а также в разработке Плана действий по ее реализации. Несомненно, интересы национальной безопасности страны прежде всего отражают государственные интересы - ввиду разобщённости общественных групп в России, интересы которых вряд ли ориентированы на национальную безопасность; то же самое можно считать характерным для ещё более разобщённых личных интересов граждан России.

Без реализации изложенного системного подхода  вряд ли мы сможем минимизировать экономические  потери от нелегальной трудовой деятельности. Отсутствуют эффективные экономические  рычаги в регулировании миграционных процессов. С учётом окончания в 2009 г. Плана мероприятий по реализации Концепции регулирования миграционных процессов вытекает необходимость в разработке и введении в действие нового Плана мероприятий по реализации новой редакции Концепции в 2010-2014 гг. Это позволит перенести акценты в реализации государственной миграционной политики на приоритетные задачи:

  • всестороннюю поддержку иммиграционного процесса в Российскую Федерацию для замещения естественной убыли населения путём создания благоприятных внутренних и внешних условий, содействующих миграционной привлекательности страны; направленных на стимулирование процесса добровольного переселения в Россию соотечественников из-за рубежа;
  • обеспечение открытости и доступности системы отбора трудовых мигрантов в экономику России для привлечения квалифицированных специалистов из-за рубежа и содействия конкурентоспособности российских граждан на рынке труда;
  • формирование у населения страны толерантного отношения к мигрантам для их социальной интеграции и адаптации;
  • эффективное использование инструмента международных отношений для реализации государственных интересов Российской Федерации в сфере миграции;
  • для устранения издержек в государственном регулировании миграционных процессов повысить эффективность функционирования системы противодействия незаконной миграции.

К первоочередным политическим задачам мы также относим  безотлагательное определениецелесообразности  проведения на территории Российской Федерации мероприятий по легализации отдельных категорий иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации с неоформленным правовым (иммиграционным) статусом. С этой целью к концу года мы рассчитываем на ввод в эксплуатацию интегрированного центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации, который уже располагает более 12 млн. единиц миграционных сведений. К его перспективным элементам относятся и разрабатываемые паспорта с биометрическими параметрами.

Вместе с  тем непосредственно в регионах страны, на уровне местного самоуправления нам не обойтись без комплекса  целенаправленных мер на формирование у местного населения толерантного отношения к мигрантам.

 

3.2. Государственный программно-целевой подход по содействию добровольного переселения в Российской Федерации соотечественников: содержание и оценка перспектив реализации

 

«Проблемы экономического и социального развития страны тесно  связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? Вы знаете, что в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тысяч человек. Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали.

Что касается совершенствования  миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям» - В.В. Путин, 2007 год.

Оказание содействия добровольному переселению в  Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним  из приоритетных направлений совершенствования миграционной политики Российской Федерации.

Воспитанные в традициях  российской культуры, владеющие русским  языком, соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей российского сообщества.

Государственная программа  будет способствовать социально-экономическому развитию России, что невозможно без  кардинального изменения демографической  ситуации, характеризующейся в настоящее  время оттоком населения со стратегически  важных для России территорий, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста.

Основными целями разработанной  по инициативе В.В.Путина Государственной  программы по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637, являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников в Россию, компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Программа рассчитана на 2006-2012 гг. и включает три базовых этапа, на первом из которых – 2006 год – должна была быть осуществлена подготовка необходимых нормативных актов и создана система управления Госпрограммой. Собственно с 2007 года начинается переселение соотечественников, прежде всего, в определенные соответствующими постановлениями 12 плотных регионов РФ (Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Тюменская и Новосибирская области, Красноярский, Приморский и Хабаровский края), а также проводится первичный анализ итогов переселения. Третий этап (2009 – 2012 годы): предусматривает дальнейшую реализацию региональных программ переселения и оценку их результативности, а также при необходимости – проведение дополнительных мероприятий и определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации Государственной программы.

Особого внимания требуют государственные  гарантии и права переселенцев, предоставляемые  им в случае участия в Государственной  программе.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

на компенсацию за счет средств  федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;

на компенсацию за счет средств  федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;

на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»);

на получение за счет средств  федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и  иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

на получение компенсационного пакета участника Государственной  программы (далее – компенсационный  пакет), включающего в себя услуги государственных и муниципальных  учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Предоставление иных государственных  гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государственной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения».

Казалось бы, учтены основные затраты, трудности, провозглашена помощь и  внимание к их устранению. Однако перечень гарантий и размеры «подъемных» различаются в зависимости от типа категории вселения, а таких программой определено три – категории А, Б, В. Районы категории "А" - стратегически важные приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения. «Б» - территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев в связи с отсутствием соответствующего предложения рабочей силы на территориальном рынке труда. "В" - территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых наблюдаются сокращение общей численности населения и миграционный отток. И только в категории «А» переселенец вправе рассчитывать на полную господдержку. Переселенцы, отправляющиеся на территорию категории «Б» не будут получать пособие по безработице, а те же, кто выберет территории категории «В» лишаются и «подъемных». Есть и еще одно существенное условие – «участник Государственной программы и (или) член его семьи, выехавшие на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года, возмещают в установленном порядке затраты, связанные с выплатой им «подъемных»».

Участие в Госпрограмме также дает соотечественникам, не являющимся гражданами РФ, право на получение разрешения на временное проживание и приобретение гражданства в приоритетном порядке (что отражает основы политики натурализации  в отношении соотечественников).

Сразу после публикации программа  получила целый ряд откликов, высказывающих  сомнения в реальности ее ожиданий и полноте предусмотренных мер. Каковы же перспективы данного проекта, по мнениям исследователей, для реализации поставленной цели?

Во-первых, коснемся вопроса о демографическом потенциале программы. Численность населения РФ в 2006 г. составила 142,8 млн. человек., сократившись за последние 10 лет на 5,5 млн. По прогнозам Госкомстата России в 2026 году население России составит 137,4 млн. человек, т. е. сократится еще на 5,4 млн. Российские демографы Центра демографии и экологии человека впервые составили долгосрочный прогноз – до 2100 г. – численности населения России. Если миграционная политика останется неизменной и поток мигрантов будет медленно сокращаться, то в 2050 году число жителей России с вероятностью 50% будет ниже 100 млн. Но даже самые оптимистичные прогнозы с учетом активной миграционной политики, по словам демографа А. Вишневского, «не позволяют надеяться на перелом обстановки». В лучшем случае население удастся стабилизировать примерно на нынешнем уровне».

Информация о работе Современные проблемы миграции в Российской Федерации