Субъекты международного частного права: виды, правоспособность и их значимость в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Целями и задачами данного исследования является выявить, проанализировать и изучить виды субъектов международного права, их правоспособность и их значимость в международных отношениях.

Объектом настоящей работы является субъекты международного права как самостоятельный институт международного частного права.

Методы, используемые в данной работе – анализа, сравнения и толкования права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

2. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО стр. 5

ЧАСТНОГО ПРАВА.



3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО стр. 8

ЧАСТНОГО ПРАВА


4. ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО стр. 12

ЧАСТНОГО ПРАВА


5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ стр. 16

ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОГО

ЧАСТНОГО ПРАВА


6. НАЦИИ И НАРОДЫ, БОРЮЩИЕСЯ ЗА СВОБОДУ ЗА СВОБОДУ стр. 18

И НЕЗАВИСИМОСТЬ


7. ГОСУДАРСТВЕННОПОДОБНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ стр. 19

СУБЪЕКТАМИ МЕЖДУНАРОГО ЧАСТНОГО ПРАВА


8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 20

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 23

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа МЧП.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     7. Правовой основой иммунитетов  государства является его суверенитет.  Теория абсолютного иммунитета  государства непосредственно связана с принципом суверенного равенства государств и с общим принципом права «равный над равным не имеет ни власти, ни юрисдикции». В 20-х годах XX в. суды многих западных государств выносили «руководящие решения», подтверждающие абсолютный иммунитет государства в частноправовых отношениях. На практике доктрина абсолютного иммунитета может применяться только тогда, когда государство фактически не является субъектом гражданских правоотношений и участвует в них в исключительно редких случаях. Во второй половине XX в. степень участия государства в гражданских отношениях резко возросла, что послужило причиной появления в доктрине теорий «служебного» иммунитета, «торгующего» государства, государства-коммерсанта и доктрины функционального (ограниченного) иммунитета.

     Все эти теории направлены на ограничение  иммунитета иностранного государства. Их суть сводится к тому, что, если государство  от своего имени совершает торговые сделки, оно автоматически в отношении  таких сделок и связанного с ними имущества отказывается от иммунитета и ставит себя в положение частного лица.

     Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях закреплено и главе 5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится общая норма, распространившая гражданское законодательство Российской Федерации на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, следует распространять и на участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях международного характера.

     От  имени Российской Федерации в  гражданских правоотношениях могут выступать органы государственной власти в соответствии с компетенцией, определенной соответствующими нормативными актами. Согласно Конституции Российской Федерации, органами государственной власти являются Президент Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, департаменты и другие органы). Таким образом, если Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации заключает договор международной купли-продажи с австрийской фирмой; то участником договора является государство — Российская Федерация со всеми вытекающими юридическими последствиями.

     Помимо  Российской Федерации, в гражданских  правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать: 1) субъекты Российской Федерации, к которым относятся республики, входящие в состав Российской Федерации, края, области, Москва и Санкт-Петербург как города федерального значения, автономные области и автономные округа; 2) городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

     При этом законодательство Российской Федерации содержит генеральную норму об отказе, как самого государства — Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, включающем положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками гражданами и юридическими лицами.

     К таким специфическим субъектам  гражданского права, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, для которых занятие предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли) деятельностью является скорее исключением, чем осуществлением их функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в Гражданском кодексе Российской Федерации) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государственной и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них правила регулируют все гражданские правоотношения, в том числе и составляющие предмет международного частного права.

     Нормой, специально посвященной регулированию  гражданских отношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств, является ст. 127 Гражданского кодекса Российской Федерации. Содержащееся в ней положение является отсылочным и содержит правило о том, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в международных гражданско-правовых отношениях определяются законом об иммунитете государства и его собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОГО ЧАСТНОГО ПРАВА. 

     Международные межправительственные организации (далее  – ММПО) являются прежде всего традиционными и типичными субъектами международного права. Их международная правосубъектность имеет вторичный характер, она производна от воли государств-членов и устанавливается в учредительных документах ММПО. Объем международной правосубъектности ММПО, естественно, меньше, чем у государств-членов; тем не менее организации входят в группу полноправных и основных субъектов международного права. В современном мире международные организации играют огромную роль, представляя собой постоянно действующий институционный механизм координации сотрудничества государств во всех сферах их общих интересов, и их роль и значение постоянно возрастают. Публично-правовой статус ММПО определен в их уставах, и для международных организаций главным является их функционирование в качестве субъектов публичного права. Однако любая ММПО имеет и частноправовой статус и выступает субъектом международного частного права13.

     Для того чтобы существовать реально  в гражданско-правовых отношениях, международные организации должны стать имманентно включенными в рассматриваемую хозяйственную, правовую, административную и т.д. систему в качестве составной единицы, ибо вне связей с какой-либо национальной правовой системой конкретного государства ни одно образование существовать не может. Надлежащей формой подобного существования в юридическом и экономическом плане выступает, как известно, институт юридического лица. Его образование санкционируется соответствующим правопорядком. Например, ООН — юридическое лицо штата Нью-Йорк (США), ЮНЕСКО — французское юридическое лицо, МОТ, ВОЗ, Международный союз электросвязи, Международный почтовый союз и др. — юридические лица кантона Женева Швейцарской Конфедерации, МВФ — юридическое лицо федерального округа Колумбия (США), МАГАТЭ — австрийское юридические лицо и т.д.

     Указанные образования, равно как и любые  другие юридические лица, должны обладать гражданской правосубъектностью, чтобы защищать в судах и иных учреждениях свои права или связанных с ними третьих лиц, быть истцами и ответчиками, а также иметь возможность требовать исполнения судебных и арбитражных решений в стране пребывания и в других государствах. Они должны располагать правомочием приобретать и иметь в собственности имущество, пользоваться им в целях выполнения задач как уставной, так и иной разрешенной законом страны местонахождения деятельности, распоряжаться им и быть участниками хозяйственного оборота - внутреннего и внешнего (международного).

     Как правило, международные организации  обладают статусом национального юридического лица страны своего местопребывания без каких-либо изъятий, ограничений в ту или иную сторону (скажем, привилегий и льгот). Вместе с тем, когда имеется в виду предоставить тому или иному юридическому лицу подобного рода исключительный режим, между государством пребывания и международной организацией может быть заключен соответствующий международный договор. Например, на основании ст. 2002 Договора о создании Североамериканской зоны свободной торговли (САДСТ) штаб-квартира организации — Секретариат находится в г. Торонто (Канада). В силу этого, участвуя в гражданском обороте для целей выполнения задач уставной деятельности, эта международная организация является юридическим лицом канадского права14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6. НАЦИИ И НАРОДЫ, БОРЮЩИЕСЯ ЗА СВОБОДУ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ. 

      Нации и народы, борющиеся за свободу  и независимость, далее НБН, в  научной литературе также выделяют в качестве субъектов международного частного права.

      Они обладают ограниченной международной  правосубъектностью. В качестве субъектов  международного права могут быть только те НБН, которые в процессе освободительной борьбы создают  властные структуры, которые выступают от имени всей нации в межгосударственном общении.

      Не  все нации и народы обладают правом на отделение и образование самостоятельного государства, таким правом по мнению к.ю.н. Гетьман-Павловой И.В. обладают: население самоуправляющихся территорий; народы, проживающие на территории, имеющей в соответствии с конституцией соответствующего государства право на отделение; народы, проживающие на территории государства, в котором имеет место нарушение принципа права наций на самоопределение.

      Международная правосубъектность НБН – правосубъектность  государства, находящегося в процессе формирования. То есть НБН обладают способностью иметь международные права и обязанности и осуществлять их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. ГОСУДАРСТВЕННОПОДОБНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ СУБЪЕКТАМИ МЕЖДУНАРОГО ЧАСТНОГО ПРАВА. 

     Государственноподобное  образование (ГПО) – это особая политико – религиозная, историческая или  политико – территориальная единица, которая на основе международного акта или международного признания имеет относительно самостоятельный международно – правовой статус15.

     ГПО – полноправные субъекты международного права, но свою правосубъектность они получают по прямому волеизъявлению государств. Высший юридический акт для ГПО – международный договор или акт международной организации, который определяет его особую международную правосубъектность.

     Примерами ГПО может служить Ватикан  – город-государство, резиденция, административный центр католической церкви. Мальтийский  орден – официальное историко-религиозное формирование с международно признанными  благотворительными функциями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Согласно  общей теории права, регулируемые правом общественные отношения приобретают характер правовых отношений, становятся правоотношениями. Стороны таких правоотношений именуются субъектами права.

       Таким образом, субъекты международного права  — это стороны международных  правоотношений, наделенные нормами  международного права субъективными правами и субъективными обязательствами.

       При этом, в отличие от национального права, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит субъективное обязательство другого субъекта этого правоотношения.

       Термин-понятие  «субъект международного права» долгое время служил достоянием лишь доктрины международного права. Но в последнее время он стал использоваться и в международно-правовых актах, в частности в общих (универсальных) конвенциях. Так, в ст. 3 Венской конвенции о праве международных договоров 1986 г. речь идет о «международных соглашениях, участниками которых являются одно или несколько государств, одна или несколько международных: организаций и один или несколько субъектов международного права, иных, чем государства и международные организации».

       На  протяжении многовековой истории международного права государства были единственными субъектами международных правоотношений. Нормы современного международного права продолжают регулировать главным образом взаимоотношения между государствами, а также взаимоотношения государств с международными организациями и другими международными институциями. Государства — основные субъекты международного права и основные реальные участники международных правоотношений, поскольку им необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом, с международными организациями и иными субъектами международного права.

       Помимо  государств и международных организаций  субъектами международного права являются также другие международные институции, именуемые международными органами. Это, в частности, международные суды и международные арбитражи, следственные, примирительные и иные комиссии, которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международно-правовыми предписаниями, прежде всего нормами общего международного права.

       Некоторые такие международные органы, например Международный Суд ООН, представляют собой органы универсального характера, поскольку они созданы международным сообществом государств и доступ в них открыт для любого государства. Чаще же всего это органы локального характера (двустороннего или многостороннего).

Информация о работе Субъекты международного частного права: виды, правоспособность и их значимость в международных отношениях