Судебная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:01, реферат

Описание работы

Конституция ФРГ различает 5 основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им 5 систем судов, каждая из которых возглавляется собственным высшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о судах.

Работа содержит 1 файл

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

а  также  правовой,  формы.  Министр  юстиции  имеет  право  выдвинуть  свои

возражения против  любого  законопроекта  или  постановления,  предлагаемого

правительством ФРГ. В этом случае правительство должно обсудить этот  проект

заново. Закон или  постановление  не  могут  быть  приняты,  если  за  новый

вариант  их  проекта  не  проголосует   в   присутствии   министра   юстиции

большинство членов кабинета, включая главу правительства.  Учитывая  широкие

полномочия министерства  юстиции  в  области  законодательства,  специальная

западногерманская   литература   часто    именует    его    «законодательным

министерством».

   На основании специального законодательного акта о Собрании законов ФРГ от

1958 г. министерство  юстиции  обязано  следить  за  действительностью  всех

федеральных законов,  исключением  из  юридической  практики  всех  законов,

утративших  силу,  а  также  за  включением  действующих  актов  в  Собрание

федеральных законов. Правовые предписания, не включенные в это  собрание,  в

определенные сроки утрачивают свою силу.

   В ведении Министерства находятся Федеральная судебная палата в  Карлсруэ,

Генеральный  федеральный   прокурор   при   Федеральной   судебной   палате,

Германское  патентное  бюро  и  Федеральный   патентный   суд   в   Мюнхене,

Совещательный комитет по вопросам помилования в Бонне и другие учреждения.

   Министерство готовит выборы судей Федерального  конституционного  суда  и

всех  высших  инстанций  федеральных   судов,   участвует   в   формировании

Федерального трудового суда,  осуществляет  надзор  за  федеральной  палатой

адвокатов и палатой адвокатов при высшем федеральном суде общей  подсудности

(Федеральной судебной палате).

   Во главе министерства стоит министр, который, согласно прочной  традиции,

имеет высшее юридическое образование, а чаще всего  и  должность  профессора

права в одном из университетов, а также длительный  опыт  работы  в  области

юстиции и репутацию опытного политического деятеля. При  министре  действует

парламентский статс-секретарь министерства. В  министерстве  работает  около

500 человек, а в подчиненных ему ведомствах около 4000.

   В основу деления министерства юстиции на шесть  отделов  положен  принцип

соответствия структуры аппарата  министерства  делению  права  на  важнейшие

отрасли.   Это   следующие   отделы:   управления   юстицией,    правосудия,

гражданского права, уголовного  права,  торгового  и  хозяйственного  права,

публичного права.

   Отдел управления юстицией — самый большой по количеству  сотрудников.  Он

занимается прежде  всего  вопросами  кадров  и  организацией  работы  самого

министерства, а также подчиненных ему  судов  и  ведомств.  Его  специальный

подотдел отвечает за вопросы управления министерством  и  в  соответствии  с

этим имеет, в частности, референтуры: бюджетную, организационную,  кадровую,

внутренней  службы,  статистическую.  В  статистической  референтуре  широко

используются  электронные  запоминающие  и  перерабатывающие  информационные

устройства.

   Отдел  организации  правосудия  занят  разработкой  принципиальных  начал

судоустройства  и  судопроизводства.  Сложная   система   отраслевых   судов

вызывает необходимость  в  унификации  судопроизводства,  за  которой  также

наблюдает министерство юстиции.

   Отдел гражданского  права  министерства  юстиции  занимается  подготовкой

законопроектов, касающихся  вопросов  материального  гражданского  права,  а

также участвует в подготовке таких законопроектов другими  ведомствами.  Его

референтура ведает отдельными  разделами  и  отраслями  гражданского  права,

разрабатывает необходимые мероприятия по  осуществлению  правовой  помощи  в

гражданских делах и в; вопросах,  возникающих  в  международном  общении,  в

частности при подготовке соответствующих межгосударственных соглашений.

   В настоящее время главная задача отдела — подготовка реформ  гражданского

права и процесса с учетом новых требований времени.

   Отдел уголовного права занимается всеми вопросами  уголовной  юстиции.  В

нем около 20 референтур, что отражает интенсивность его деятельности.  Отдел

сыграл важную роль в разработке уголовного и уголовно-процессуального  права

ФРГ, в том числе серии законов «об изменении уголовного права»,  принятых  с

1951 по 1975 гг. и оказавших серьезное  влияние  на  политическую  атмосферу

страны. Отдел тесно  сотрудничал  со  специальным  комитетом  бундестага  по

вопросам реформы уголовного права. К  1962  г.  проект  нового  УК  ФРГ  был

создан, долго и бурно обсуждался в бундестаге и в 1975 г. был принят.

   Особенность правового регулирования в сфере  торгового  и  хозяйственного

права состоит в том,  что  эта  сфера  в  связи  с  процессом  экономической

интеграции  в  Западной  Европе,  крайне  подвижна   и   тесно   связана   с

деятельностью других министерств и международных экономических  организаций.

В связи с  этим  соответствующий  отдел  Министерства  юстиции  ФРГ  уделяет

особое внимание европейскому  праву,  регулирующему  деятельность  различных

экономических  объединений.  Кроме  того  в  его  ведении   право   торговых

корпораций, включая акционерное право и право  концернов;  морское  торговое

право и частное право внутреннего судоходства;  право,  регулирующее  оборот

ценных бумаг и валютные сделки и т. д.

   На отдел публичного права возложен текущий контроль за конституционностью

и правильным  юридическим  оформлением  проектов  законов  и  постановлений,

исходящих как из министерства юстиции, так  и  других  министерств  ФРГ,  Он

участвует  также  в  подготовке  межгосударственных  и  межправительственных

соглашений, работая  в  этих  случаях  в  тесном  контакте  с  министерством

иностранных  дел.  Отдел  публичного  права  дает  заключения  по   вопросам

конституционного и международного права по просьбе комитетов  парламента,  а

также отраслевых министерств. В составе отдела полтора десятка референтур.

   В отделе публичного  права  сосредоточены  работы  по  совершенствованию

финансового  и   налогового,   транспортного,   трудового   права,   права,

регулирующего   проблемы   здравоохранения,   социального   страхования   и

деятельности чиновников. В  компетенции  отдела  общие  начала  и  принципы

международного  права,  международно-правовые  соглашения,  а  также  право

европейских объединений (Общий рынок, Евратом, Европейское объединение угля

и стали и др.)

   Министерство юстиции  ФРГ  действует  в  тесном  контакте  с  министрами

юстиции земель. Это  касается  как  законодательной  деятельности,  которая

разделена  между  Федерацией  и  землями  и  координируется   министерством

Федерации,  так  и  кадровой  политики   в   области   юстиции,   поскольку

значительная часть судей и чиновников приходит  в  федеральный  аппарат  из

земель ФРГ.

   Незначительная часть управленческих задач ложится на сами суды.  В  этих

случаях  носителями  административных  полномочий  выступают   председатели

(«президенты») высших земельных, земельных и участковых судов. В их ведении

преимущественно  вопросы  разделения   труда   внутри   конкретного   суда,

формирования судебных коллегий, распределения сил, расписания заседаний. По

требованию  министерства  (или  правительства  земли)  они  обязаны  давать

обобщение  своей  судебной  практики,  а  также  соображения  в   связи   с

подготовкой новых законов или совершенствованием работы министерства.

 

 

 

                                 Литература.

 

 

 

Судебные  системы  западных   государств.   Под    ред.

Тумановой В.А.  М. 1991 г.

 

Федеративная   Республика   Германия.   Конституция   и

законодательные акты. М., 1991.

 

Сов. государство и право. 1976. № 10.

 

 

 

                                     Содержание.

 

1. Конституционные основы правосудия   1

2. Судейский корпус   7

3. Суды общей и специальной подсудности      11

4. Министерство юстиции     18

 

 

 

 

Судебно-правовая система

 

Особое место судов ФРГ в политической системе и механизме государственной власти отражается уже в том факте, что юстиция имеет здесь больший удельный вес в структуре политических учреждений и повседневной практике общественной жизни. На один миллион жителей в ФРГ приходится более 200 судей (в Англии — 51, Италии — 101, Швеции — 100). Из средств, расходуемых на поддержание правопорядка, в ФРГ на суды расходуется примерно две трети, в то время как в других европейских странах примерно одна треть.

Основной закон страны закрепляет положение о разделении властей и называет судебную власть в числе трех видов государственной власти и подчеркивает, что именно судебная власть выступает гарантом соблюдения законности и права. Основной закон ФРГ отвел чрезвычайно значительное место проблемам правосудия. Вместо семи статей Веймарской конституции в Основной закон включен специальный разд. IX «Правосудие». Особенность конституционного регулирования правосудия в ФРГ состоит в том, что Основной закон сконцентрировал в этом разделе как принципы организации и деятельности судов, так и права граждан в их отношениях с юстицией. Все граждане ФРГ равны перед законом и имеют право на судебную защиту своих прав.

Особенности судоустройства ФРГ решающим образом определяются двумя факторами: федеративным устройством государства и наличием наряду с судами общей подсудности судов специальной компетенции — трудовых, социальных, административных, финансовых, дисциплинарных и др. Особое звено в судебной системе образуют суды по делам молодежи, существующие на уровне участковых и земельных судов общей подсудности, а также аналогичные по их месту в судебной системе суды по делам семейным.

Система судов низшей инстанции и судов земельных, в сущности, соответствует общепринятому инстанционному делению, однако число инстанций, как правило, увеличивается за счет высших земельных судов. В системе общих судов четыре инстанции: участковый суд, земельный, высший земельный и Федеральная судебная палата как высшая инстанция. В сфере специальных судов, как правило, три инстанции, например — трудовой суд, земельный трудовой суд и федеральный трудовой суд. Особую систему образуют конституционные суды во главе с Федеральным конституционным судом.

Ст. 97 Основного закона ФРГ с полной определенностью фиксирует принцип независимости судей и подчинения их только закону. В качестве гарантий независимости судей здесь же устанавливается, что судьи, назначенные в законном порядке, могут быть против их желания уволены в отставку до истечения срока, освобождены от должности или перемещены только на основании и с соблюдением формальных процедур, определенных законом. При изменениях в системе судов перевод судей или их освобождение от должности могут быть произведены только с сохранением полного содержания.

В большинстве западногерманских земель судьи назначаются правительством по представлению министра юстиции. В тех землях, где их назначение происходит при участии особых комитетов, в состав которых включены парламентарии, последнее слово остается за министерствами юстиции федерации и земель. Формирование высших судов страны происходит на основе прямого соглашения между руководителями главных политических партий, федерального правительства и правительств земель.

Федеральный конституционный суд – особый орган, находящийся вне судебной системы, характерный институт германской послевоенной демократии. Он находится в маленьком городе Карлсруэ, а не в столице – таким образом, даже географически независим от двух других ветвей власти. Основной закон наделил его правом отменять принятые в должном демократическом порядке законы, если суд придет к заключению, что они противоречат конституции. Конституционный суд может начать действовать только тогда, когда он занимается рассмотрением соответствующего иска. Среди тех, кто имеет право подавать такой иск, такие федеральные органы, как федеральный президент, Бундестаг, Бундесрат, федеральное правительство или их части, – депутаты или фракции – а также земельные правительства. В рамках «конституционного спора» конституционный суд выступает в защиту гарантированного Основным законом принципа разделения властей и федеративного государственного устройства. Достаточно также одной трети депутатов Бундестага, чтобы подать жалобу против какой-либо правовой нормы («абстрактный иск по контролю правовой нормы»), что предусмотрено с целью дать возможность обращаться в конституционный суд и парламентскому меньшинству. Кроме того, Основной закон наделяет правом и отдельного гражданина подавать «конституционную жалобу», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемленным в своих основных правах. Из года в год тысячи граждан подают конституционные жалобы. Однако суд имеет право выбирать из потока жалоб лишь те, по которым может быть принято основополагающее решение в отношении действия основных прав. И, наконец, каждый германский суд обязан обращаться в конституционный суд с («конкретным иском по контролю правовой нормы»), если он считает, что закон противоречит конституции. Федеральный конституционный судобладает монопольным правом толкования конституции для всей системы правосудия.

Введение

В 1993 году из 183 государств, входивших в ООН, более 130 имели в своём устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой
– важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объём полномочий.

Информация о работе Судебная система