Теория международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т. е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня. [1, с.197]
Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля — это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Работа содержит 1 файл

глава 1.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

1) адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

2) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

3) комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

По объекту обложения:

1) импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

2) экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

3) транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

1) сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

2) антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

3) компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).

Количественные ограничения (quantative restrictions)— административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Квотирование/Контингентирование.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

1) экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х гг.);

2) импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:

1) глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется.

2) индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты, квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.    

 

Структура мировой торговли

 

Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором мировой торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами. Так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а доля высокотехнологичной продукции приближается к 40% в экспорте промышленно развитых стран.

Значительно возросла роль торговли машинами и оборудованием. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции. Ежегодный прирост мирового рынка микроэлектроники вплоть до 2010 г. прогнозируется на уровне 10—15 процентов.

В связи с возрастанием мирового экспорта машин и оборудования (лидеры здесь - промышленно развитые страны) резко вырос и обмен соответствующими услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породила ряд новых услуг, таких как: инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.

Развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами – транспортными, финансовыми, туристическими. К 2000 году он достиг 1230 млрд. долл. (экспорт товаров соответственно 4875 млрд. долл.) и составлял, таким образом, пятую часть общей стоимости мировой торговли. Приведенные показатели относятся лишь к трансграничной торговле, фигурирующей в национальных платежных балансах. По мнению зарубежных экспертов, приблизительно на сумму в три раза большую совершаются операции с услугами филиалами иностранных компаний на территории других стран.

Одной из быстроразвивающихся сфер международной торговли является торговля химической продукцией.

Важной тенденцией 2000 года является весьма динамичный рост мирового металлургического рынка. К особенностям этого рынка следует отнести относительное, но достаточно заметное снижение доли традиционных экспортеров — Японии и стран ЕС. Заметно укрепились позиции Республики Корея и Бразилии. Место крупнейших нетто-импортеров по-прежнему сохраняют США и Китай.

Следует отметить тенденцию в увеличении потребления сырья и энергоресурсов. Однако темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание объясняется созданием заменителей сырья, более экономичным использованием и углублением его переработки.

Ужесточение требований по охране окружающей среды, направленное на ограничение выброса в атмосферу газов, и, прежде всего, углекислого газа, для предотвращения глобального изменения климата, в перспективе окажет определенное влияние на снижение потребления угля и в какой-то степени нефти, как наиболее экологически грязных энергетических ресурсов. Одновременно будет повышена роль возобновляемых источников энергии и природного газа.

Долгосрочными тенденциями развития мирового продовольственного рынка являются опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста продовольствия в отдельных странах. Другая тенденция - это опережающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем.

Характеризуя отраслевую структуру мировой торговли в первой половине XX века (до второй мировой войны) и в последующие десятилетия, можно заметить существенные изменения. Если в первой половине столетия 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то к концу века на них приходится только 1/4. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. И, наконец, более 1/3 всей мировой торговли к концу 90-х годов - это торговля машинами и оборудованием.

Особое место в системе международной торговли с середины 90-х гг. занимает электронная торговля - торговля во всемирной сети Интернет. Интернет - коммерция, названная «новой экономикой», развивается намного динамичнее большинства секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира происходит процесс адаптации к «новой экономике», осознание ее роли в системе международных экономических связей. Между тем уже сейчас ясно, что компьютерные и телекоммуникационные сети поставят электронную границу между преуспевающими и бедными странами.

Существенное распространение «электронная торговля» (ЭТ) получила в США. Это объясняется тем, что американские компании являются лидерами в области создания систем электронной торговли, а также тем, что в стране высокая степень обеспечения семей компьютерами и программным обеспечением.

Поскольку цены в электронных системах торговли США часто ниже мировых, ЭТ начинает приобретать глобальный характер.

Наиболее успешными организационными формами, действующими в ЭТ, являются специализированные розничные электронные магазины. Помимо собственно торговли, в системе Интернет все большее развитие получают разного рода услуги, в том числе информационные, рекламные, банковские, услуги по грузоперевозкам и т. п. Особую динамику в последнее время приобретает торговля через сеть ценными бумагами. Основными проблемами ЭТ являются, во-первых, отсутствие гарантии качества со стороны государства: ни одно правительство не может применить внутренние санкции к зарубежной компании, работающей в системе ЭТ. Во-вторых, стоимость доставки товаров в разные страны мира достаточно высока. При этом затраты на перевозку в основном увеличиваются за счет импортных пошлин и других налогов.

Специалисты полагают, что проблемы ЭТ - это проблемы роста. Ее роль в развитии международной торговли в XXI веке будет огромной.

 

Международные торговые организации и интеграционные объединения

1) Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует, во многом, также как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 132 государства, причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а остальные имеют статус страны-учредителя.

2) СНГ. Главы правительств стран СНГ решили до конца 2002 года закончить все процедуры по формированию зоны свободной торговли в государствах Содружества. В ходе заседания глав правительств стран СНГ такое решение было принято единогласно. В том числе будет создан список товаров, которые создают конкуренцию национальным товаропроизводителям, а также будет проведена процедуры ратификации соглашения.

Соглашением от 15 апреля 1994 года «О создании зоны свободной торговли» (и Протокола к нему от 2 апреля 1999 года) страны участники подтвердили свою приверженность свободному развитию взаимного экономического сотрудничества, внедряя в практику принципы рыночной экономики, действуя в направлении последовательной реализации положений договора о создании экономического союза, формируя условия для свободного движения товаров и услуг, обеспечивая сбалансированность взаимной торговли и стабилизацию внутреннего экономического положения участвующих государств, содействуя росту экономического потенциала государств – участников на основе развития взаимовыгодных кооперационных связей и сотрудничества, руководствуясь стремлением к постоянному повышению уровня жизни населения своих государств. Стороны, вступая в соглашение о создании зоны свободной торговли, договорились для достижения целей настоящего соглашения обеспечить взаимодействие в решении конкретных задач создания экономического союза, направленных на:

Информация о работе Теория международной торговли