Территория и пространство в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.
По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Содержание

Введение
Государственная территория: ее понятие и составные части.
Государственные границы.
3. Правовой режим космического пространства и небесных тел
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Исправленный вариант 15.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

министерство образования и  науки российской федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


 

Заочная форма обучения

с использованием дистанционных  образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Международное право»

 

Тема «Территория и пространство в международном праве»

 

 

Вариант № 15

 

 

 

 

 

 

Студент Ю.В. Преснякова

 

Группа   ЮРбз-332ДО

 

Преподаватель  В.Г. Медведев 

 

 

«07» апреля 2012г.

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2012 г.

 

 

План:

Введение

  1. Государственная территория: ее понятие и составные части.
  2. Государственные границы.

3. Правовой режим космического  пространства и небесных тел

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Под территорией в  международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом  и территории с международным режимом.

Государственные территории являются материальной базой существования  соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.

Территории со смешанным  режимом (континентальный шельф  и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.

Территории с международным  режимом (открытое море за пределами  территориальных вод, международный  район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

 

 

 

 

  1. Государственная территория: ее понятие и составные части

 

Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся  под суверенитетом соответствующего государства. Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

Условной государственной  территорией принято считать  морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной  территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах международной территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).

Правовой режим государственных  территорий определяется, прежде всего, национальным законодательством каждого государства; международные договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.

Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.

Территория государства может  изменяться в результате:

- разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;

- национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;

- обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);

- применения мер ответственности за агрессию (например, отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

- цессии – уступки права на территорию (в настоящее время не используется).

Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами.

Признаки государственной  территории:

  • Принадлежность государству
  • Территориальное верховенство государства над данной территорией

Территории с международным  режимом – пространства, лежащие за пределами государственной территории, которые не принадлежат ни одному государству и находятся в общем пользовании всех государств (открытое море, воздушное пространство над ним, глубоководное морское дно за пределам континентального шельфа). Открытое море - пространства Мирового океана, на которое не распространяется суверенитет какого- либо государства.

Территории со смешанным  режимом - континентальный шельф  и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом  государства и не входят в состав государственной территории, однако каждое прибрежное государство имеет право на приоритетную разведку и разработку природных ресурсов этих территорий.

Космическое пространство - надземное пространство, начиная  с 96 км над уровнем моря, планеты  Солнечной системы. Луна, иные небесные тела. Регулируется договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г.

Суверенитет государства распространяется не только на пространство государственной территории, но и на природную среду, присущую этой территории.

 

  1. Государственные границы

 

Государственная граница  — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета.

Прохождение границы устанавливается:

- на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам;

- на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними);

- на реках — посередине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.

Государственные границы  устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д.

Режим государственной  границы устанавливается национальным законодательством и международными договорами и включает правила:

- содержания границы;

- пересечения границы лицами и транспортными средствами;

- пропуска через границу лиц и товаров;

- ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;

- разрешения пограничных инцидентов.

От режима государственной  границы следует отличать пограничный  режим — режим пограничной  зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной  границе. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.

Охрана Государственной  границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной  службы РФ в пределах при­граничной территории. Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

Органы ФПС РФ вправе:

- вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению;

- задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Государственной границы;

- пресекать нарушения Государственной границы.

В территориальных и  внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов органы ФПС имеют право:

- предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания;

- остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изме­нить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;

- снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;

- осуществлять преследование «по горячим следам» — преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;

- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором.

Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и  урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.

 

3. Правовой  режим космического пространства  и небесных тел

 

Договор 1967 г. по космосу  содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространстве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.

Государства — участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 111). Таким образом, сферой применения международного права становятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное — космическое — пространство. Это обусловлено интересами всех государств, всего человечества.

Исследование и использование  космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Это означает, что достоянием всего человечества являются и результаты деятельности, связанной с исследованием и использованием космоса. В соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах устанавливается, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

Содержание понятия "общее наследие человечества" в контексте содержания международных норм позволяет сделать вывод, согласно которому космос и небесные тела не могут рассматриваться в качестве "общей вещи" или "общей собственности" человечества. Они лишь находятся в его общем пользовании. Произвольное присвоение объектов, имеющих статус общего наследия человечества, недопустимо. Такие объекты должны использоваться на справедливой и рациональной основе. Концепция общего "наследия человечества призвана обеспечить равенство всех государств в использовании этих объектов.

Применительно к Луне и другим небесным телам общим  наследием человечества являются не только сами небесные тела, но и их ресурсы, как не добытые, так и добытые. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение  о том, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами" (ст. II). Идентичное положение зафиксировано в ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. На Луне провозглашается свобода научных исследований, проводимых с учетом равенства всеми участниками Соглашения о Луне без какой бы то ни было дискриминации. Государства имеют право собирать на Луне об­разцы минеральных и других веществ, вывозить их с Луны, а также распоряжаться ими, принимая во внимание желательность предоставления части таких образцов в распоряжение других участников Соглашения, что не должно рассматриваться как национальное присвоение. В связи с этим сказано: "Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица".

Информация о работе Территория и пространство в международном праве