Участие международных организаций в вооруженных конфликтах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение роли международных организаций как субъектов международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах.
Объект исследования – деятельность международных организаций (ООН, Красный крест, ОБСЕ).
Предметом исследования являются вопросы политической и гуманитарной деятельности международных организаций в вооруженных конфликтах

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3-5 стр.
Глава 1. Международные организации как субъекты международного гуманитарного права

1.1 Классификация международных организаций

6-12 стр.
1.2Основные направления деятельности международных организаций

13-15 стр.
Глава 2. Деятельность международных организаций в конфликтных зонах современного мира

2.1РольМеждународного Красного Креста в формировании гуманитарных норм международных вооруженных конфликтов

16-22 стр.
2.2.Организация Объединенных Наций в урегулировании международных вооруженных конфликтов

23- 28стр.
2.3 Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

29-31стр.
Заключение

32-33 стр.
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая МГП прохорова А.С..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

К ОПМ, в зависимости от масштаба конфликта (внутреннего или международного), должны применяться действующие нормы международного гуманитарного права применительно к вооруженным конфликтам международного характера, так как в таких случаях привлекаются силы ООН, действующей от имени государств и являющейся субъектом международного права.

Должен ли военный персонал ООН обеспечивать соблюдение сторонами конфликта норм международного гуманитарного права? Ответ на этот вопрос определяется мандатом сил ОПМ. Ясно только одно, что личный состав вооруженных сил ООН должен знать и неукоснительно соблюдать нормы международного гуманитарного права. Командиры (начальники) также обязаны действовать при этом в соответствии с гуманитарными нормами, обеспечивая их соблюдение подчиненными.

И.Н. Арцибасов отмечал, что на этот счет имеются ясные положения в решениях некоторых международных организаций, в инструкциях Генерального секретаря ООН вооруженным силам ООН. Так, в 1963 г. Институт международного права принял резолюцию, в которой говорится: обязательства, имеющие целью ограничить страдания, вызываемые войной, и вытекающие из международных соглашений и обычного права, «распространяются в равной степени на акции, проводимые ООН». В ответе Генерального секретаря ООН на письмо МККК от 8 ноября 1962 г. указывалось, что «вооруженные силы ООН, участвующие в какой-либо акции, применяют настолько скрупулезно, насколько это возможно, принципы международных конвенций»3.  Профессор Г.М. Мелков относит личный состав вооруженных сил ООН, сформированных в соответствии с Уставом ООН, к законным участникам вооруженных конфликтов, которые должны соблюдать нормы международного гуманитарного права.

Профессор К. Эмануэлли в книге «Военные действия ООН и международное гуманитарное право» также говорит о гуманитарных ограничениях, налагаемых на вооруженные действия ООН по восстановлению международного мира и безопасности. Во-первых, Организация Объединенных Наций, сама обладая, как и государства-члены ООН, правосубъектностью, может являться самостоятельным субъектом международного гуманитарного права, и, во-вторых, военные операции, проводимые или санкционированные ООН, относятся или, во всяком случае, могут быть сравнимы с международными вооруженными конфликтами; осуществляемые непосредственно вооруженными силами ООН и от имени ООН или вооруженным военным контингентом, находящимся под командованием какого-либо отдельного государства, могут сами по себе квалифицироваться как международные вооруженные конфликты (например, санкционированная ООН операция по отражению агрессии - кувейтский тип ситуации)  или могут рассматриваться как таковые (например, миротворческие формирования прибегают к военной силе в целях самообороны) или же, наконец, могут привести к «интернационализации» конфликта, который изначально имел внутренний характер (например, осуществление операций по установлению мира в контексте гражданского конфликта - сомалийский тип ситуации).

В пользу соблюдения норм международного гуманитарного права в военных акциях, проводимых в рамках ООН, высказываются политические, военные деятели, дипломаты. Так, на семинаре по международному гуманитарному праву, организованному при содействии МККК в американском университете в Вашингтоне (10-11 апреля 1995 г.), среди других вопросов основное внимание было уделено обсуждению проблемы применимости международного гуманитарного права к силам по поддержанию мира и претворению в жизнь его положений. На международном симпозиуме, посвященном 50-й годовщине ООН (Женева, 19-21 октября 1995 г.), высказывалась мысль о применимости международного гуманитарного права к силам ООН, которая никем не оспаривалась. Общее мнение было таково, что все основные нормы поведения во время боевых действий должны соблюдаться солдатами, выступающими под флагом ООН. В Институте международного гуманитарного права (Сан-Ремо) в течение последних нескольких лет в программу международных военных курсов по праву вооруженного конфликта введены новые темы, касающиеся применения гуманитарного права при проведении операций по поддержанию мира и пресечению военных преступлений. По сообщению делегата МККК в вооруженных силах и силах безопасности в Южной Азии Д.Л. Робертса, в их полномочия входит обучение праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, персонала воинских формирований, который принимает активное участие в операциях ООН.

В то же время, некоторые западные юристы отмечают, что создаваемые по решению Совета Безопасности вооруженные силы ООН могут и не соблюдать нормы международного гуманитарного права. Так, рабочая группа американской ассоциации международного права отметила, что вооруженные силы ООН «могут выбирать свою позицию относительно применения норм права войны».

Субъектами международного гуманитарного права могут выступать и другие международные организации.

В ряде международно-правовых актов речь идет о Международном Комитете Красного Креста (МККК), который в период вооруженного конфликта может выполнять гуманитарные действия - в целях защиты раненых и больных, а также санитарного и духовного персонала для оказания им помощи с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте (ст.ст. 3, 9 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях).

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Деятельность международных  организаций в конфликтных зонах современного мира

2.1 Роль Международного Красного Креста в формировании гуманитарных норм международных вооруженных конфликтов

Международный Красный Крест, международная  общественная организация. Объединяет Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК), Международный комитет Красного Креста (МККК) и национальные общества. ЛОКК создана в 1919; в нее входят национальные общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца. МККК основан в 1863; избирается из числа швейцарских граждан; в качестве нейтрального посредника оказывает гуманную помощь во время вооруженных конфликтов (Нобелевская премия мира, 1917, 1944, 1963). Местопребывание — Женева.

Обязанный своим появлением порыву души одного человека, который не остался равнодушным к судьбе раненных солдат, на протяжении последних 140 лет МККК помогает оказывает помощь миллионам людей, пострадавшим в результате вооруженных конфликтов по всему миру.

Наряду с осуществлением гуманитарных программ, МККК способствует развитию права вооруженных конфликтов для обеспечения эффективной защиты тех, кто не принимает или прекратил принимать участие в военных действиях. Международный Комитет Красного Креста подготовил текст IV Женевской Конвенции и обоих Дополнительных протоколов, а в 1965 году принял резолюцию XXVIII под названием “Защита жертв гражданского населения от бедствий войны”. 19 декабря 1968 года Генеральная Ассамблея ООН приняла известную резолюцию 2444 (XXIII) “О правах человека в период вооруженных конфликтов”,  послужившую толчком для принятия ряда уточняющих и развивающих международно-правовых актов,  направленных на защиту жертв войны.   

Из-за сложности современных конфликтов МККК должен быть в состоянии предпринимать (необходимые ответные) соответствующие действия на высоком профессиональном уровне. В таком подходе должно отражаться умение проанализировать различные ситуации и имеющиеся потребности и спланировать конкретные и эффективные ответные действия. В стратегическом отношении соответствующие методы действий должны сочетаться друг с другом, а сами действия осуществляться на должном уровне, как это описывается ниже.

Методы действий, которые использует МККК:

1) убеждение (конфиденциальные представления соответствующим властям, цель которых заключается в том, чтобы убедить их более строго соблюдать МГП, принять меры и добиться улучшения положения лиц, затронутых вооруженным конфликтом и ситуацией насилия);

2) поддержка (деятельность, направленная на предоставление помощи компетентным властям для того, чтобы они могли лучше выполнять свои функции и свои обязанности);

3) замещение (деятельность по предоставлению непосредственных услуг нуждающимся людям, часто вместо отвечающих за такую деятельность властей, если у них нет возможности или желания выполнять свои функции);

4) мобилизация (деятельность, направленная на то, чтобы убедить третьи стороны оказать влияние на поведение или действия ответственных властей, оказать им поддержку или предоставить непосредственные услуги нуждающимся лицам);

5) осуждение (публичные заявления относительно нарушений МГП, совершаемых конкретными лицами или органами; такие заявления делаются МККК в исключительных обстоятельствах и направлены на то, чтобы способствовать прекращению подобных нарушений или предотвращению их повторений).

Что касается непосредственных действий, то они  бывают трех типов:

1) ответные  действия (действия, направленные на предотвращение и (или) смягчение непосредственных последствий правонарушений в ситуации, когда картина нарушений только начинает складываться или уже четко проявилась);

2) коррективные  действия (деятельность, направленная на восстановление достойных условий жизни посредством реабилитации, реституции и возмещения ущерба);

3) действия, направленные на создание приемлемых условий жизни (действия, направленные на создание и (или) сохранение стабильных условий жизни в целом (в политическом, институциональном, социально-культурном и экономическом отношении, которые способствуют полному соблюдению прав отдельного человека).

 Для  наглядности представляется необходимым  сделать обзор оперативной деятельности  МККК в 2006 году4.

Ситуация  в зонах вооруженных конфликтов

Отличительной чертой 2006 года стало обострение ряда вооруженных конфликтов и расширение масштабов насилия в некоторых странах. Эти факторы стали причиной безмерных страданий огромного числа детей, женщин и мужчин. Несмотря на то, что многие вооруженные конфликты широко освещались в прессе, некоторым гуманитарным организациям и средствам массовой информации оказалось сложным донести до общественности истинный трагизм положения жертв вооруженного конфликта. Ирак является одним из наиболее драматичных примеров жестокой реальности с ежедневными репортажами о зверских убийствах, которые все в большей степени становятся результатом противоборства религиозных сект. По имеющимся данным, только в августе 2006 года в Ираке были убиты около 6 тысяч человек. Эти цифры настолько огромны, что с трудом укладываются в сознание многих людей. Имена погибших зачастую остаются никому неизвестны, равно как и страдания, которые испытывают их близкие. То же самое можно сказать о бессчетном количестве людей, которые страдают от последствий вооруженных конфликтов во всем мире. К их числу относятся как вынужденные переселенцы в Колумбии, Уганде, Судане (Дарфуре) или Шри-Ланке, так и женщины в Демократической Республике Конго, Гаити и Непале, мирные жители и заключенные в Мьянме, на Сверном Кавказе, в Центральной Азии и Ливане и жертвы засухи, наводнений и вооруженного конфликта в Сомали.

2006 год стал очень сложным для осуществления оперативной работы МККК. Исходный бюджет организации на проведение полевых операций в 2006 году составил 895 миллионов швейцарских франков. В течение года было внесено семь поправок в бюджет, которые в общей сложности составили 144 миллиона швейцарских франков. В течение года МККК прикладывал все возможные усилия к тому, чтобы облегчить страдания людей, вызванные затяжными и зачастую забытыми кризисами в таких странах как Центральноафриканская Республика, Чад, Гаити, Непал, Сомали и Йемен, а также внезапными гуманитарными кризисами в таких странах как Ливан, Израиль и оккупированные и автономные территории, Шри-Ланка и Восточный Тимор.

Так же, как и в предыдущие годы, целью гуманитарных операций МККК на местах являлось оказание помощи людям  в самых различных ситуациях. Крайне сложной задачей остается получение доступа к населению  в зонах вооруженных конфликтов. Почти в 80 странах мира МККК осуществлял посещения заключенных в соответствии в принятыми в организации процедурами. Однако разногласия между МККК и властями относительно доступа к заключенным, содержащимися под стражей по соображениям безопасности, в Российской Федерации и Мьянме остались неразрешенными. Розыскная деятельность МККК и работа в области восстановления семейных связей, как и прежде, играли важную роль, например, в организации посещений заключенных их родственниками в Израиле и Ираке, а также в воссоединении семей в Демократической Республике Конго, Ливане и Шри-Ланке.

МККК еще больше расширил свои усилия для решения проблемы пропавших  без вести. Родственники этих людей, большинство из которых – женщины, нуждаются в самых разнообразных  формах помощи от удовлетворения их права на получение информации о судьбах своих родных до идентификации и должного захоронения останков погибших и предоставления правовой и экономической поддержки. МККК занимался осуществлением различных программ в этой области на Балканах и Южном Кавказе, в Южной и Центральной Америке, в Непале и Шри-Ланке. Для оказания помощи гражданским лицам, пострадавшим от насилия и вооруженного конфликта, МККК применяет стратегии, сочетающие в себе различные виды деятельности по предоставлению защиты и помощи населению. К их числу относятся программы по оказанию помощи вынужденным переселенцам в Ливане, В Шри-Ланке, северной Уганде, Либерии, Колумбии, Непале и.т.д. В других районах, таких как Дарфур (Судан), МККК координировал свои усилия с другими гуманитарными организациями и сосредоточил свое внимание на осуществлении программ помощи жителям отдаленных сельских районов.

МККК еще больше расширил свои программы  в области оказания помощи женщинам и девочкам. Наиболее всеобъемлющими являются программы помощи женщинам и девочкам в Демократической Республике Конго. Им предоставляется защита, оказывается медицинская помощь, проводятся информационные семинары и осуществляются проекты, направленные на предотвращение совершаемых против них актов насилия. Во многих странах, включая Либерию, Судан, Непал, Пакистан и Йемен была расширена аналитическая работа, а также возможности для оказания помощи этой категории населения. Наряду с этим, МККК уделял приоритетное внимание сохранению двустороннего и конфиденциального диалога с влиятельными государственными и негосударственными объединениями. МККК также укрепил усилия по распространению знаний о МГП и демонстрации применимости МГП к современным формам вооруженных конфликтов. МККК расширил эти программы в стремлении обеспечить соблюдение МГП всеми сторонами в конфликте. В течение года стратегическое партнерство МККК с национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца сыграло важную роль в ряде стран, включая Ливан, Ирак, Афганистан, Йемен, Колумбию, Демократическую Республику Конго и Сомали. В этих и других странах национальные общества часто играют важнейшую роль в организации оперативного ответа на быстро меняющиеся потребности или оказании помощи жителям отдаленных районах.

Информация о работе Участие международных организаций в вооруженных конфликтах