Влияние терроризма и религиозного пацифизма в СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПАЦИФИЗМА И ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ДОКТРИНЫ………………………………………….5
1.1. История религиозного пацифизма…………………………………………..5
1.2. Пацифизм: долгий путь к созданию доктрины (1867-1902)……………..10
1.3. Развитие международного пацифистского движения……………………19
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТЕРРОРИЗМА И РЕЛИГИОЗНОГО ПАЦИФИЗМА В СНГ…………………………………………………………30
2.1. Волны террористических актов и их влияние на СНГ…………………...30
2.2. Ядерный терроризм реален…………………………………………….......34
2.3. «Новый» наряд пацифизма…………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...57

Работа содержит 1 файл

Влияние терроризма и религиозного пацифизма в СНГ курсовая.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

       Не  ставя под сомнение компетентность и добросовестность правительств государств, на территории которых находятся потенциально опасные объекты, необходимо учитывать вероятность хищения и выведения в неконтролируемый оборот имеющихся там радиоактивных материалов. На состоянии радиационной обстановки могут критически сказаться и природные катаклизмы, а также антропогенные внешние воздействия, в том числе диверсии. Содружество Независимых Государств должно в полной мере осознавать угрозы, тем более что одним из центров черного рынка урана является Центрально-Азиатский регион. Для него характерны политическая, геомагнитная и климатическая нестабильность, неблагоприятные условия содержания ядерных отходов, географически он близок к Афганистану и Ближнему Востоку.

       Например, около 13 % территории Казахстана загрязнено радионуклидами, считают в Институте ядерной физики Национального ядерного центра страны. В информационных материалах рабочего совещания по программе безопасности НАТО «Радиологические риски в Центральной Азии», организованного институтом в июне 2006-го, отмечается: «Основными источниками этого загрязнения являются ядерные испытания и отходы урановой промышленности. Центральноазиатские республики были основными производителями урана в Советском Союзе. Казахстан остается одним из [них]. ...Крупномасштабная деятельность по добыче и переработке урана привела к образованию "хвостов" и отвалов отработанной горной породы, которые зачастую располагаются в населенных районах или в непосредственной близости от них». По оценкам ученых, которые приводит Интерфакс-Казахстан, в урановых хранилищах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана насчитывается более 100 млн тонн отходов, а объемы отработанных горных пород в несколько раз превышают размеры отвалов урановых обогатительных фабрик.

       Судя  по предпринимаемым усилиям, Астана весьма заинтересована в устранении «радиологических рисков». Рассматриваются такие крупные международные проекты, как «Навруз» и «Реки Каспия», призванные создать и ввести систему радиационного мониторинга в бассейнах трансграничных рек Центральной Азии, России и Кавказа.

       Важным  шагом вперед стал ряд совместных документов, подписанных в ходе официального визита вице-президента США Ричарда  Чейни в Казахстан в 2006 году. Это  поправка к Соглашению между Министерством  энергетики и минеральных ресурсов Казахстана и Министерством обороны США о ликвидации инфраструктуры оружия массового уничтожения, а также исполнительное Соглашение между Министерством финансов Казахстана и Министерством энергетики США о сотрудничестве в области предотвращения незаконного перемещения ядерных материалов.

       В Киргизии «угрозу радиационной безопасности населению создают закрытые радиоактивные источники в количестве 1 200 шт., которые хранятся на объектах, но в связи с отсутствием финансирования не представляется возможным их захоронение» (доклад «Инвентаризация и утилизация источников ионизирующего излучения на территории стран СНГ»). Специалисты утверждают: «Пункт захоронения радиоактивных отходов, размещенный вблизи аэропорта "Манас", не имеет соответствующего ограждения, отсутствует сигнализация, телефонизация. Отсутствие ангара над каньонами открывает доступ посторонним лицам. Асфальтовое покрытие покрыто глубокими трещинами. Проникновение атмосферных осадков в каньоны вызывает коррозию металла, что может привести к загрязнению подземных вод».

       В Баткенской области Киргизии находятся (еще с тех времен, когда СССР активно добывал здесь уран) свыше 20 крупных хвостохранилищ радиоактивных  отходов. Как ранее неоднократно заявляло руководство Киргизии, многие из этих объектов нуждаются в срочной рекультивации, на которую у республики не хватает собственных средств. Эксперты не исключают, что в случае разрушения «хвостов» (например, в результате сильного землетрясения) экологическая катастрофа может угрожать всей густонаселенной Ферганской долине.

       По  оценкам экспертов миссии «Экосан», в 23 могильниках на берегах реки Майлиcу в Киргизии ныне хранится не менее 7 тыс. тонн радиоактивных полужидких веществ. Помимо этого здесь же находятся  еще 13 отвалов, так называемых забалансовых руд общей массой 2,7 млн куб. м с содержанием активного урана примерно 200 граммов на тонну. Радиационный фон на поверхности этих отвалов достигает 100-200 микрорентген в час при предельно допустимой норме 17 (мкР/ч). Независимые экологи утверждают, что уровень радиации на отдельных участках может достигать даже 2-3 тыс. мкР/ч.

       Рудники Таджикистана сконцентрированы в Ферганской долине - это месторождения радиоактивных руд Тюямуюн, Табошар, Адрасман, Майлису и др. На их основе был заложен Ленинабадский комбинат - один из первенцев добычи урана в СССР (с 1990-го производственное объединение «Востокредмет» по добыче и переработке урановых руд Центральной Азии).

       В июле 2005 года в городе Кайраккум  на севере Таджикистана прошла международная  конференция «Урановое наследие в Республике Таджикистан», организованная в рамках Бишкекской декларации (2003), предусматривающей скорейшее решение проблемы радиоактивных отходов. Участники конференции - специалисты из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, России и Германии - посетили могильники Согдийской области, где, по различным оценкам, захоронено до 54,8 млн тонн отходов гидрометаллургических комбинатов. Хотя отходы являются низкорадиоактивными, они могут представлять опасность в течение еще многих сотен лет; технологией же, необходимой для рекультивации хвостохранилищ, Таджикистан в настоящее время не располагает.

       По  утверждению специалистов-экологов, с которыми согласен и Зафар Разыков, директор «Востокредмета», который  отвечает за контроль уровня радиации и состояния окружающей среды в районах захоронений, если не принять экстренных мер, природный или техногенный катаклизм может привести к тому, что воды реки Сырдарьи распространят радионуклиды из согдийских могильников и заброшенных урановых рудников по всему региону.

       Наиболее  проблемным, по мнению руководителя НПО  «Экология и научно-технический  прогресс» Хотама Муртазоева, является хвостохранилище в поселке Дехмай, расположенном в 9 километрах от реки. Этот могильник, в котором содержится 36 млн тонн отходов, в том числе завезенных из Киргизии, уже более десяти лет не охраняется. В его котловане в зимний период скапливается огромное количество воды, которая летом высыхает, а радиоактивная пыль, поднимающаяся со дна, оседает в кварталах Чкаловска неподалеку от Худжанда - областного центра. По данным экспертов, в некоторых точках Худжанда (причем в центре города, в жилых кварталах) радиационный фон достигает 80 мкР/ч и выше. А в районе шахт, разбросанных по территории Согдийской области, имеются участки, где радиационный фон достигает 1 000 и более микрорентген в час (IWPR; nuclear.kz 04.04.05). Санитарно-допустимой нормой в Таджикистане считается 57 мкР/ч.

       Страны - участницы СНГ не склонны игнорировать вопросы ядерной безопасности. Например, в Украине, где существует проблема «чернобыльских мародеров», правительство одобрило законопроекты о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, предусматривающих более жесткую ответственность за нарушение правил радиационной безопасности. Согласно оценкам Седьмого заседания Комиссии стран - участниц СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, лучше всего хранение и утилизация источников ионизирующего излучения осуществляются на сегодняшний день в России, Казахстане и Армении. На Восьмом заседании этой комиссии (Ереван, сентябрь 2006 г.) была рассмотрена такая важная тема, как проведение работ по локализации радиоактивных источников на территории государств Содружества и ликвидации последствий деятельности предприятий ядерного комплекса СССР.

       Необходимо, однако, признать, что комплексный  мониторинг и анализ криминальных радиологических  угроз безопасности стран - участниц СНГ в региональном масштабе остаются «белым пятном». В этой связи коллективные усилия государств Содружества должны быть направлены на установление контроля над всеми источниками, способными привлечь интерес потенциальных создателей «грязной» бомбы.

       Так называемая «ядерная проблема» имеет  и другую сторону, будучи частью проблемы обеспечения энергобезопасности. Опасаясь энергетического кризиса, правительства стремятся диверсифицировать источники энергоносителей. Достаточно сказать, что в начале 2007 года Вашингтон принял решение о расконсервировании нефтяных скважин на Аляске и одновременно о строительстве трех десятков атомных электростанций (АЭС). О масштабном расширении доли атомной энергетики объявили Япония и Китай. Последний планирует к 2020-му построить 30 ядерных реакторов в дополнение к уже существующим 9 атомным блокам. Без этого китайская программа-максимум - «удвоение ВВП к 2020 году» - невыполнима.

       По  оценкам МАГАТЭ, только в Азии от 30 % до 80 % прироста энергетических мощностей  может быть обеспечено за счет строительства  АЭС. Как отмечает президент казахстанской  компании «Казатомпром» Мухтар Джакишев, «по оценкам международных энергоинститутов, к 2030-му энергопотребление человечества по сравнению с сегодняшним днем удвоится. Автоматически делается вывод, что единственным источником, который спасет человечество от энергодефицита до момента появления промышленных термоядерных станций, является атомная энергетика. И именно этим объясняются заявления уже практически всех руководителей развитых стран о развитии и поддержке атомной энергетики».

       По  данным американской компании International Nuclear Inc., с 1985 по 2003 год коммерческие запасы урана в мире сократились наполовину. На шахтах добыто около 55 % всего урана, использованного в 2003-м. В 2005 году мировое производство урана составило около 40 тыс. тонн при годовом потреблении 69 тыс. тонн. Урановый дефицит пока еще покрывается складскими запасами и вторичными источниками. По прогнозам МАГАТЭ, к 2020-му годовое производство урана вырастет до 65-70 тыс. тонн при росте потребления до 82-85 тыс. тонн. Согласно экспертным оценкам, в недрах планеты имеется более 5 млн тонн урана. Мировой лидер по разведанным запасам - Австралия (989 тыс. т), за ней следуют Казахстан (622 тыс.), Россия (615 тыс.), Канада (441 тыс.), ЮАР (398 тыс.) и Украина (250 тыс. т). Самыми богатыми рудами в мире располагает Канада (10 % урана в руде), в то время как в Австралии содержание урана в рудах равно лишь 0,5 %, а в России - всего 0,1 %.

       В России дефицит урана для собственных нужд уже сейчас составляет 5 тыс. тонн в год и постоянно растет. Москва предполагает увеличить установленную мощность атомных электростанций более чем в полтора раза к 2010 году, а к 2050-му - более чем в 4,5 раза. Россия должна вначале сформировать стратегический склад объемом 22 тыс. тонн, на что с учетом ее собственных потребностей потребуется не менее 5-6 лет. Специалисты полагают, что в короткие сроки Россия превратится из экспортера природного урана в импортера. Прогнозируется неизбежное резкое снижение поступления урана из вторичных источников (складов) до полного его прекращения, что приведет к кризисной ситуации, когда любой рост цен будет не в состоянии предотвратить значительный дефицит урана на рынке. Ни у кого из основных производителей просто не хватит времени для соответствующего развития производства (доклад Д. Андерхила «Анализ уранового обеспечения до 2050 г.» на международном симпозиуме в МАГАТЭ (Вена, октябрь 2000 г.; Москва, декабрь 2000); доклад М. Джакишева «Анализ сырьевой базы и производства урана на десятилетие» мировому урановому сообществу.

       Казахстан активно осваивает свои энергоресурсы. Как сообщает российская атомная госкомпания «Техснабэкспорт» (ее доля на мировом рынке ядерного топлива оценивается на уровне около 35 %), совместное российско-казахстанско-киргизское предприятие «Заречное» в Казахстане располагает запасами урана объемом около 19 тыс. тонн. «Казатомпром» - национальный оператор по экспорту-импорту урана и других материалов двойного назначения - увеличил добычу урана до 3,363 тыс. тонн, а к 2010 году планирует стать мировым лидером по добыче природного урана. На месторождении Восточный Мынкудук в Южном Казахстане заработал урановый рудник мощностью 1 тыс. тонн уранового концентрата в год. По некоторым данным, запасы этого месторождения составляют 22 тыс. тонн урана. Аналогичные рудники планируется соорудить в 2007-м на месторождениях Центральный Мынкудук (2 тыс. т), Южный Инкай (2 тыс. т), Ирколь (750 т), Харасан (2 тыс. т). В 2008-м должны открыться рудники «Западный Мынкудук» (1 тыс. т) и «Буденовское» (1 тыс. т). Вся добыча будет производиться методом подземного выщелачивания.

       Подписав соглашение по ядерной энергетике с Казахстаном, Южная Корея обеспечила себе поставку почти 1 тыс. тонн урана ежегодно. Между Казахстаном (в лице «Казатомпрома») и Японией (представленной корпорациями Sumitomo Corporation и Canzay Electric Corporation) подписан меморандум о намерениях, предусматривающий создание совместного предприятия (СП) по разработке уранового месторождения Мынкудук в Южном Казахстане.

       Таджикистан обладает 14 % мировых запасов урана. В Узбекистане разведанные запасы составляют, по одним данным, до 80 тыс. тонн, по другим - 120 тыс. тонн. Прогнозные запасы, сообщает МАГАТЭ, оцениваются на уровне 230 тыс. тонн, что обеспечит добычу в течение 50-60 лет. Согласно МАГАТЭ, Узбекистан занимает седьмое место в мире по запасам урана и пятое - по его добыче. Республика не обладает собственной атомной промышленностью и поставляет весь произведенный малообогащенный уран на экспорт 14. Узбекистан готов допустить к разработке уранового месторождения Джантуар в Центральных Кызылкумах южнокорейского инвестора Korea Resources Corporation. Южнокорейский рынок способен поглотить до 300 тонн урана ежегодно. Интерес проявила и Россия. ОАО «Техснабэкспорт» и ЗАО «Русбурмаш» планируют создать в 2007-м с узбекскими партнерами СП по разработке уранового месторождения Актау. Предполагаемая проектная мощность - 300 тонн урана ежегодно.

       В ближайшие годы интерес практически  всех энергозависимых государств к  Центральной Азии только усилится. Конкуренция будет возрастать и, не исключено, сопровождаться военно-политическим давлением, в том числе и прямым использованием военной силы. Не стоит сбрасывать со счетов возможность осуществления ядерных терактов или создания соответствующей угрозы в целях приобретения энергозависимыми государствами альтернативных источников энергосырья и установления контроля над ними.

Информация о работе Влияние терроризма и религиозного пацифизма в СНГ