Жевская декларация как международный кодекс международной этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:10, реферат

Описание работы

Женевская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации закрепила обязанности врача словами: “Здоровье пациента — мой главный долг”, а в Международном Кодексе Медицинской Этики говорится: “Применяя лечение, которое может вызвать ухудшение физического или психического состояния больного, врач должен действовать исключительно в интересах больного”. Биомедицинские исследования на людях должны быть направлены на улучшение диагностики, лечения и профилактики, а также на понимание этиологии и патогенеза болезней.

Работа содержит 1 файл

ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭТИКИ.docx

— 19.98 Кб (Скачать)

ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕЖДУНАРОДНОЙ  ЭТИКИ

Медицинская этика

Женевская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации закрепила обязанности врача  словами: “Здоровье пациента — мой  главный долг”, а в Международном  Кодексе Медицинской Этики говорится: “Применяя лечение, которое может  вызвать ухудшение физического  или психического состояния больного, врач должен действовать исключительно  в интересах больного”. Биомедицинские исследования на людях должны быть направлены на улучшение диагностики, лечения и профилактики, а также  на понимание этиологии и патогенеза болезней.

В современной медицинской  практике большинство диагностических, лечебных и профилактических процедур связаны с риском. Это особенно касается биомедицинских исследований. Прогресс в медицине основан на исследованиях, которые, в конечном счете, должны отчасти опираться на эксперименты на людях. В области биомедицинских исследований необходимо признать принципиальное различие между медицинскими исследованиями, целью которых является в первую очередь диагностика или лечение, и медицинскими исследованиями, основная цель которых чисто научная, и которые не имеют непосредственного диагностического или терапевтического значения для лиц, вовлеченных в исследование. Особые меры предосторожности должны применяться при проведении исследований, которые могут повлиять на окружающую среду. Необходимо гарантировать, что животным, используемым в испытании, не будет нанесен вред. Поскольку для дальнейшего развития науки и для помощи страдающему человечеству необходимо, чтобы результаты лабораторных экспериментов были применимы к человеку, Всемирная Медицинская Ассоциация подготовила следующие рекомендации для всех врачей, проводящих биомедицинские исследования на людях. В будущем они могут пересматриваться. Необходимо подчеркнуть, что разработанные в этом документе нормы для врачей всего мира являются не более чем общими положениями для проведения испытаний. Врачи не освобождаются от уголовной, гражданской и этической ответственности в соответствии с законами их стран.

Основные принципы

1. Биомедицинские  исследования на людях должны  подчиняться общепринятым научным  принципам и основываться на  правильно выполненных лабораторных  опытах и экспериментах на  животных, а также на полном  знании научной литературы. План  и выполнение каждой экспериментальной  процедуры на людях должны  быть ясно сформулированы в  протоколе, который должен быть  передан для рассмотрения, комментирования  и рекомендаций в специально  назначенный комитет, независимый  от исследователя и спонсора  и действующий в соответствии  с законами и правилами страны, в которой проводится исследование.

2. Биомедицинское  исследование на людях должно  проводиться исключительно квалифицированным  научным персоналом и под наблюдением  компетентного врача. Ответственность  за испытуемого должна всегда  лежать на враче, и ни в  коем случае не может быть  возложена на испытуемого, даже если испытуемый дал свое согласие. Биомедицинское исследование на людях не может считаться оправданным, если значимость цели не соразмерна неизбежному риску для испытуемого.

3. Каждому биомедицинскому  исследованию на людях должно  предшествовать тщательное сопоставление  возможного риска с ожидаемыми  выгодами для испытуемого или  для прочих лиц. Забота об  интересах испытуемого должна  всегда превалировать над интересами  науки и общества. Право испытуемого  на охрану своего здоровья  должно всегда соблюдаться. Должны  быть приняты все меры предосторожности  для сохранения личной тайны  испытуемого и для сведения  к минимуму влияния исследования  на его физическое и психическое  здоровье, а также на его личность.

4. Врачи должны  воздерживаться от проведения  исследований на людях, если  они не убеждены в том, что  риск, связанный с исследованием,  может быть определен заранее.  Врачи обязаны прекратить любое  исследование, если окажется, что  риск перевешивает потенциальные  выгоды.

5. При публикации  результатов исследования врач  обязан обеспечить точность отчета.

6. При получении  согласия на участие в исследовании  врач должен быть особенно  осторожен, если субъект находится  в зависимом положении от него  и/или может дать согласие под  давлением.                                                                                                                                                                                 7. Протокол исследования должен  всегда содержать указание на  принятые во внимание этические  соображения, а также подтверждение  того, что принципы, сформулированные  в настоящей Декларации, выполнены.                                                                                                                        Этика (греч. ethos- привычка, обычай) - система норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессиональной группы. Об этических аспектах медицинской помощи люди начали задумываться еще в древности. Прообразом современных врачебных присяг и этических кодексов стала клятва Гиппократа (IV-V в. до н.э.). В ней нашли отражение актуальные и по сей день принципы безусловной ценности человеческой жизни, сохранения врачебной тайны, и знаменитое "primum non nocere" - "не навреди". "Лечить больного, а не болезнь" - это тоже идет от Гиппократа.В новейшей истории уже были периоды, периоды, когда этические вопросы становились жизненно важными. Без их решения невозможно было бы дальнейшее развитие общества. Одним из таких периодов стала середина ХХ века. Во время Второй мировой войны нацистские врачи подвергли медицинскую профессию чудовищной фальсификации, практикуя преступные эксперименты на людях, насильственную стерилизацию и эвтаназию. Поэтому возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия "Женевской декларации" - современного варианта клятвы Гиппократа, а в 1949 г. принят "Международный кодекс медицинской этики". Для чего же необходимы эти документы, какова их роль в жизни медицинского сообщества? Они имеют большое практическое и воспитательное значение, определяя тот нравственный идеал, к которому должен стремиться каждый член этого сообщества, конкретизируют права медицинского работника и его обязанности перед пациентом, обществом, коллегами, и служат мерой оценки его решений и поступков. И, что не менее важно, декларируют независимость медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата.В нашей медицине долгие годы насаждался, по сути, этический нигилизм. В самом начале существования Советского государства руководители здравоохранения называли медицинскую этику "буржуазным пережитком", а этический кодекс - "Присяга советского врача" - был создана только в 1971 г., через 24 года после "Женевской декларации". Интересный факт: "Присяга" провозглашала недопустимость разглашения медицинской тайны, а запись о диагнозе в больничных листах была обязательна вплоть до 1993 года! Перемены в стране отчасти изменили взгляды государства и общества на права человека вообще и права пациента в частности. 1993-й стал годом принятия Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", которые впервые в России юридически утвердили права пациента. В этом же году Российское общество психиатров приняло "Кодекс профессиональной этики психиатра". В 1994 году Ассоциацией врачей России был принят "Этический кодекс Российского врача", в 1996 г. создали свой этический кодекс Российские медсестры. Таким образом, гуманистический идеал в нашей медицине утвержден, по крайней мере, юридически.Когда читаешь эти документы, невольно возникает аналогия с Десятью заповедями. Нет, наверное, человека, который не признавал бы их истинность и необходимость им следовать. Более того, многие уверены, что следовать им очень просто. Разве мы воры, залезающие в чужой дом или в чужой карман, разве мы убийцы? И так можно заблуждаться до тех пор, пока не узнаешь, что нарушение заповеди "не убивай" - не только физическое убийство, но и гнев, брань. А чтобы нарушить заповедь "не укради", достаточно проехаться зайцем в троллейбусе, не говоря уже о потраченном на перекуры рабочем времени... Похожая ситуация и с принципами медицинской этики. Само собой разумеется, что "мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияние на принятие врачом профессионального решения" (проект "Кодекса врача частной практики"). Этично ли поступает врач, распространяющий среди своих пациентов пищевые добавки, за реализацию которых ему платит фирма-производитель? Понятно, что интересы пациента для врача должны быть выше и интересов общества, и интересов науки. Чем же руководствуется честолюбивый ученый-хирург, оперирующий пациента с последней стадией рака, зная, что если эта операция не спасет жизнь, а только умножит страдания больного? Ему важно получить новый материал для своей диссертации, и заодно и деньги с этого больного или его родных. Тут кстати упомянуть еще один принцип - "лекарство не должно быть горше болезни" ("Этический кодекс медицинской сестры России", эта мысль есть и в других кодексах медицинской этики). К сожалению, и нормы коллегиальной этики зачастую трактуются неверно. Да, "врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества", "врач не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать" (проект "Кодекса врача частной практики"). Не поэтому ли так сложно доказать врачебную ошибку, причиной которой стала некомпетентность или халатность врача? Но ведь защита чести медицинского сообщества ни в коей мере не должна наносить урон пациенту! Более того, обязанность врача - "бороться с теми из коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане" ("Международный кодекс медицинской этики").Оправдывать пренебрежение нормами медицинской этики тяжелыми экономическими условиями, в которых сейчас существует отечественное здравоохранение, и низким уровнем жизни медиков, на наш взгляд, бессмысленно. Соблюдение этических норм не требует материальных затрат, зато требует огромной работы души того, кто считает своим долгом им следовать. По-настоящему принять профессиональный этический кодекс и сделать его своим критерием оценки решений и поступков медицинский работник может только лично, ведь "главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть".Исчерпать тему медицинской этики очень сложно, но сегодня, как и полвека назад, этические вопросы в медицине выходят на первый план. Вновь поднимается вопрос об эвтаназии, а новейшие научные открытия могут поставить под угрозу не только жизни многих людей, но и само существование на Земле вида Homo sapiens. Приумножение научных знаний не должно опережать духовный рост общества, но происходит иначе. Поэтому философам и врачам приходится, вслед за совершением открытий, определять свое к ним отношение... А в повседневной жизни, пока не коснулись нас непосредственно глобальные проблемы, более актуальны другие, старые как клятва Гиппократа: уважительное и гуманное отношение врача к пациенту, бережное обращение с врачебной тайной, и, конечно, квалифицированная профессиональная помощь.                                                                                                                        Медицинская этика - развивающаяся область знания. В ее рамках изучаются реальные нравы, бытующие в медицинской среде, в частности отношения медиков с их пациентами, возможные противоречия между ними, конфликты. Все больше внимания этика медиков уделяет изучению нравственно-этических позиций больных. Современный больной - это, как правило, активный пациент, отношение которого к своему здоровью становится все более ответственным, он все чаще стремится участвовать вместе с врачом в принятии решений, касающихся его здоровья. В то же время поведение известной части пациентов имеет нравственные отклонения. Все это послужило причиной для постановки нового вопроса - об "этике больного". В связи с развитием медицины в различных ее областях появились новые этические проблемы. Например, в трансплантологии при пересадке почки от живого донора врачи сознательно (во имя гуманной цели) нарушают гиппократову заповедь "прежде всего не повреди". Операция по пересадке сердца требует разрешения целого ряда труднейших этических вопросов, касающихся как реципиента, так и донора (его родственников). В трансплантологии медики зачастую сталкиваются с удвоенным хирургическим риском. В этих условиях все большее значение приобретает понятие "этический риск". Средний медперсонал проводит в лечебных. учреждениях, особенно в больницах, значительно больше времени, чем врачи. Роль медсестры в создании вокруг больного оптимистической обстановки, веры в благоприятный исход заболевания трудно переоценить. Современный медработник должен обладать широким кругозором, быть разносторонне образованным и мыслящим специалистом, который призван компенсировать своим внимательным и сердечным отношением к больному издержки современной "технизации" медицины.                                                                                                                                                                   Женевская декларация (Международная клятва врачей)                                                                                    Принята 2-ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Женева, Швейцария,  в сентябре 1948 года, дополнена 22ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, в августе 1968 года и 35ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 года.

Вступая в медицинское  сообщество, я добровольно решаю  посвятить себя нормам гуманности и  клянусь:

- На всю жизнь  сохранить благодарность и уважение  к своим учителям.

- Исполнять свой  профессиональный долг по совести  и с достоинством.

- Здоровье моего  пациента будет моим первейшим  вознаграждением.

- Уважать доверенные  мне секреты даже после смерти  моего пациента.

- Делать все, что  в моих силах, для поддержания  чести и благородных традиций  медицинского сообщества.

- Коллеги будут  мне братьями.

- Не позволить  соображением религиозного, национального,  расового, партийно-политического и  социального характера встать  между мной и моим пациентом.

-Я буду проявлять  абсолютное уважение к человеческой  жизни с момента зачатия и  никогда, даже под угрозой,  не использую своих медицинских  знаний в ущерб нормам гуманности.

Я принимаю эти обязательства  обдуманно, свободно и честно.

Информация о работе Жевская декларация как международный кодекс международной этики